Лекция № 11.Выборы и избирательные системы
1. Выборы как политический институт. Функции и классификация выборов.
2. Современные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
3. Избирательное право и его принципы. Избирательная процедура и избирательная кампания.
4. Избирательные технологии и их виды.
5. Выборы и избирательная система в Республике Казахстан.
Выборы как политический институт. Функции и классификация выборов.
Выборы – важнейший компонент современной политики. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.
В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.
Выборы – довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.
|
Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.
В условиях современных демократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций.
Выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов:
- выражение интересов различных групп общества;
|
- институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;
- легитимация и стабилизация политической системы;
- легитимное воспроизводство политической элиты;
- контроль за политическими элитами;
- политическая социализация личности.
Если принять за исходную основание классификации разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы.
Выборы в законодательные органы власти: парламенты, собрание представителей - характерны для большинства стран с развитой демократией. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы; каждые два года - выборы в палату представителей - нижнюю палату конгресса. В эти же сроки - раз в два года, но не на два, а на шесть лет избирается одна треть членов верхней палаты конгресса - сената.
Согласно территориального представительства можно выделить:
- выборы в государственные (федеральные) органы власти (в парламент, президента);
- выборы в региональные органы власти (губернаторов, депутатов земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти);
- выборы в местные (муниципальные) органы власти или органы местного самоуправления (бургомистров, мэров, глав администраций, депутатов собрания, дум, советов и т.д.);
- выборы в международные органы, например, в Европарламент. В демократических странах все чаще используется и принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента - в США, президента и префектов - во Франции и т.д.
|
В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Однако чаще, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей, создавая тем самым в государстве систему сдержек и противовесов, выбор их заменяют назначению, иногда пожизненным.
Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.
Выборы в органы власти могут быть общими и локальными. Всеобщие выборы проводятся в масштабах всего государства или региона. Локальные выборы проводятся при создании новых административно-территориальных образований, в случае выбытия представителей (из причин недееспособности, вспоминают, смерти, изменения избирательного законодательства и т.п.).
Отметим также, что выборы могут быть очередными и досрочными. Борьба за досрочные выборы может быть очень сильным оружием политиков. В то же время, как показывает опыт демократических стран, легитимность досрочных выборов, если они проводятся в соответствии с конституцией, не вызывает сомнений.