Старинная рипсовая шаль,
Которой больше 170 лет.
Автор - Хохлова Екатерина Викторовна,
МОУ «СОШ №3»,3 «в» класс.
Научный руководитель – Канева Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
Сыктывкар
НАША СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ.
Семейные реликвии — это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родным людями передающаяся по наследству, из поколения в поколение. В своей работе я хочу рассказать о нашей семейной реликвии, которая досталась нам на память от нашей прапрапрабабушкиПелагеи Афанасьевны Сметаниной.
Наверное, в каждой семье хранятся предметы, вещи, которые значимы для потомков, которые хранят память о предках, об их жизни, деятельности и передаются из поколения в поколение.
Наши предки по линии мамы были коми – ижемцами. Семейная реликвия нашей семьи – старинная рипсовая шаль, которая является частью праздничного наряда коми – ижемки. Такой наряд хранился в сундуке, в который нужно было правильно уложить широкий шёлковый или парчовый сарафан, нижнюю юбку (улысюфка), шёлковую кофточку – японку, парчовую кофточку с широкими рукавами (сос), кокошники, платки, шали, украшения и другие ценные вещи.
Рипсовая шаль – это платок из шёлковой ткани фабричного производства. Их производили в конце 18 и в 19 веке. На север такие платки привозили купцы. Элементы узоров говорят о том, что их могли изготавливать в странах Азии (может быть, Иран, Ирак, Афганистан). Платки могли быть разного размера: от маленьких до очень больших.
Рипсовые платки были основой для приданого девушки. Чем больше таких платков в сундуке, тем богаче невеста. Прапрапрабабушка Пелагея Афанасьевна Сметанина передала рипсовую шаль, как приданое, своей дочери Ксении Философовне Артеевой; она – Анне Андреевне Артеевой, жившей в селе Петрунь Интинского района; она – дочери Каневой Вере Гавриловне (нашей бабушке). Бабушка передала его своей дочери Ларисе, нашей маме, живущей в Сыктывкаре. Таким образом, платок хранится в нашей семье уже пятое поколение. Надеемся, что эта бесценная реликвия нашего рода так и будет передаваться из поколения в поколение. Наша реликвия – это рипсовый платок размером 150 х 150 см. Ткань полушёлковая, нить шёлковая, фабричного производства. Лицевая сторона и изнанка покрыты малозаметными рубчиками. Узоры сплетены на очень насыщенном красном фоне.
|
Красный фон украшен крупными цветами, стилизованными ярко – зелёными листьями и завитками. Небольшие цветы, ветви узора имеют коричневый цвет. По краям шаль обшита красно – зелёной бахромой с кистями. Композиционно акцент сделан на угол платка, узор заполняет почти всю поверхность ткани, оставив чуть свободным красный фоновый центр, где расположены небольшие геометрические фигуры – ромбики зелёного цвета.
Семейные реликвии имеют несколько значений в нашей жизни. Во-первых, это связующая нить между прошлыми и настоящими поколениями, они объединяют и сближают ушедших и ныне живущих. Они несут в себе память о тех конкретных людях, которые оставили своё тепло, свою любовь, мысли и чаяния на этих предметах. Эти предметы воспитывают в поколениях чувство уважения к своим предкам. Семейные реликвии имеют и познавательное значение, т.к. в семье обязательно кто-то из старших знает какие-нибудь семейные истории, связанные с этими предметами. Например, мы узнали, что у прапрапрабабушки Пелагеи Афанасьевны рипсовых шалей было четыре, но в голодные 20 – 30-е годы 20 века три платка пришлось выменять на муку, чтобы прокормить семью. Один платок – нашу реликвию – всё-таки сумели сберечь и бережно хранить для потомков. Также мы узнали, что рипсовые платки нельзя стирать, т.к. нити у них очень хрупкие.
|
Семейные реликвии могут иметь эстетическое значение. Рассматривая эту рипсовую шаль, испытываешь чувство восхищения прекрасным изделием, научаешься ценить мастерство.
Собирая материал о нашей семейной реликвии, мы хоть немного прикоснулись к исследовательской работе. Бабушка с дедушкой водили нас в Национальную библиотеку Республики Коми, где мы рассматривали альбомы, атласы по коми истории, искали материал в книгах. Работа над этим проектом нас очень заинтересовала, у нас появилось желание ещё больше узнать о жизни наших предков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С.Лихачев).
Список использованных источников и литературы
Источники
1.
Литература:
1. Коцюбанская О.М., Традиционная одежда коми-ижемцев Ненецкого автономного округа", 2014. Фотоальбом.
2. И.Л.Жеребцов, И. В. Ильина, Традиционная культура народа коми. Сыктывкар, 1994.
3. АТЛАС РЕСПУБЛИКИ КОМИ.
4. Воспоминания прабабушки Анны Андреевны Артеевой.