контрольного занятия «Инфекция, иммунитет, аллергия»




Эталоны ответов к ситуационным задачам

(леч., пед. ф-ты, 2006 г.)

 

№ пп Задача Ответ
1. Заболевшему дифтерией была введена противодифтерийная антитоксическая сыворотка (50000 МЕ). На 11-й день, после введения сыворотки, у больного повысилась температура до 39°С, появились боли в суставах, на коже – сыпь, сильно зудящая, увеличились лимфатические узлы. 1. Как называется заболевание, развившееся у больного? 2. Почему возникло это заболевание, его прогноз?   1. Сывороточная болезнь.   2. Оно возникает в результате введения лечебной сыворотки, полученной путем гиперимму-низации лошадей. Введеный в значительном количестве белковый антиген не полностью катаболизируется к 7-14 дню, т. е. ко времени появления антител. В результате образуются комплексы “антиген-антитело”, которые вызывают повреждение тканей. Дробное введение гетерологичных препаратов позволяет уменьшить тяжесть сывороточной болезни. Прогноз, как правило, благоприятный.
2. У больного через 12 дней после травмы руки, полученной при работе на дачном участке, развились симптомы заболевания, диагностированного в инфекционном отделении, как столбняк. Больному был введен лечебный препарат, спустя несколько минут после его введения у него появились одышка, частый пульс, падение артериального давления, затем – потеря сознания. 1. Какой лечебный препарат вводился больному? 2. Какое осложнение развилось у больного после введения данного препарата? 3. К какому типу реакций оно относится? 4. В результате чего может развиться подобное осложнение? 5. Какие мероприятия нужно провести для профилактики подобного осложнения?   1. Антитоксическая противостолбнячная сыворотка.   2. Анафилактический шок.   3. Гиперчувствительность немедленного типа (ГЧНТ).   4. Такое осложнение может развиться только при наличии у больного состояния повы-шенной чувствительности (сенсибилизации) к белкам лошадиной сыворотки.   5. Для предупреждения подобных осложнений перед введением препаратов подобных проверяется наличие сенсибилизации. Для этого в/к вводится 0,1 мл разведенного 1:100 препарата. Наблюдают за реакцией в течение 20 мин. При отрицательной реакции противостолбнячная сыворотка вводится п/к в объеме 0,1 мл и при отсутствии реакции, спустя 20 мин, в/м вводится остальное количество препарата (дробно по методу А. М. Безредко). При положительной внутрикожной пробе с лечебной целью препарат вводят по жизненным показаниям под наркозом или с использованием антигистаминных препаратов.
3. Укажите свойства, характеризующие экзотоксины и эндотоксины бактерий. 1. Белки. 2. Термостабильны. 3. Характеризуются органотропностью. 4. Не превращаются в анатоксины. 5. Формируют антитоксический иммунитет. 6. Образуются, в основном, грамотрицательными бактериями. 7. Проявляют ферментативную активность. 8. Механизм действия сходен у разных возбудителей.   1. Верно   2. Верно   3. Верно   4. Неверно, экзотоксины превращаются в анаток-сины при обработке 0,3-0,4% р-ром формалина при Т-37°С в течение 3-4 недель.   5. Верно   6. Неверно, образуются, в основном, грамполо-жительными бактериями (возбуди-телями дифтерии, столбняка, газовой гангрены и ботулизма).
4. В каком случае имеются оптимальные условия для распространения паротита (воздушно-капельный механизм передачи инфекции) и почему? 1. Больной ребенок посещает группу детского сада, все дети которой вакцинированы против паротита. 2. В детском санатории выявлен больной паротитом (приехал 3 дня назад); большинство детей санатория против паротита не привиты и паротитом не болели. Оптимальные условия для распространения имеются во втором случае, потому что у большинства детей отсутствует поствакцинальный или постинфекционный иммунитет.
5. Укажите, какие требования предъявляются к штаммам микроорганизмов, используемых для изготовления 1. живых вакцин 2. убитых, корпускулярных вакцин: - антигенность; - остаточная вирулентность; - иммуногенность; - полный набор антигенов; - способность к размножению в организме вакцинированного. Для изготовления живых вакцин необходимо: остаточная вирулентность, иммуногенность, полный набор антигенов.
6. Укажите возможные ошибки в следующих высказываниях и дайте правильный, по Вашему мнению, ответ. 1. По характеру взаимоотношений с растительным и животным миром микробы подразделяются на две группы: комменсалы и паразиты. 2. Для возникновения и развития инфекционного процесса необходимы три звена: - наличие микроба; - проникновение его в невосприимчивый макроорганизм; - определенные условия внутренней среды, в которой происходит взаимодействие между микроорганизмом и макроорганизмом. 3. Патогенность – это способность вирулентного микроба к адгезии, инвазии, агрессии и колонизации. 4. Вирулентность – это потенциальная способность микроорганизма вызывать инфекционный процесс. 5. В развитии инфекционного процесса выделяют следующие друг за другом периоды: продромальный, период основных проявлений болезни, инкубационный период, период выздоровления.   1. Неверно. По характеру взаимоотношений с растительным и животным миром микробы подразделяются на две группы: сапрофиты и паразиты.   2. Неверно. Для возникновения и развития инфекционного процесса необходимы три звена: - наличие патогенного микроба; - проникновение его в восприимчивый макроорганизм; - определенные условия внешней среды, в которой происходит взаимодействие между микроорганизмом и макроорганизмом.   3. Неверно. Патогенность – это потенциальная способность микроорганизма участвовать в инфекционном процессе.   4. Неверно. Вирулентность - это способность вирулентного микроба к адгезии, инвазии, агрессии и колонизации.   5. Неверно. В развитии инфекционного процесса выделяют следующие друг за другом периоды: инкубационный, продромальный, период основных проявлений болезни, период выздоровления.
7. Дайте характеристику иммунитета. 1. Ребенок, 7 лет, прививался АДС (адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин). 2. Реконвалесцент брюшного тифа (возбудитель брюшного тифа экзотоксина не образует). 3. Ребенку 2-х лет, не привитому против кори и имевшему контакт с больным корью, был введен противокоревой иммуноглобулин. 4. Ребенку 21 день. Мать ребенка в течение жизни прививалась, болела инфекционными заболеваниями. 5. Человек, как вид, невосприимчив к чуме собак.   1. Приобретенный активный поствакцинальный антитоксический иммуниет.   2. Приобретенный активный постинфекционный противомикробный иммунитет.   3. Приобретенный пассивный постсывороточный иммунитет.   4. Приобретенный пассивный трансплацентрный иммунитет.   5. Естественный врожденный (видовой) иммунитет.
8. Гражданин «К» обратился за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства в связи с укусом клеща. После удаления клеща, пациенту был введен противоэнцефалитный иммуноглобулин. В поликлинике для экстренной профилактики клещевого энцефалита имелись два вида противоэнцефалитного гамма-глобулина: лошадиный и человеческий. 1. Укажите особенности введения этих двух препаратов? 2. Какой гамма-глобулин был введен пациенту и как, учитывая, что у пациента отмечались аллергические реакции на антибиотики по типу отека Квинке. 1. Лошадиный (гетерологичный) иммуноглобулин вводится дробно по А. М. Безредко для избежания аллергической реакции немед-ленного типа. Человеческий (гомологичный) иммуноглобулин вводится однократно в мышцу.   2. Учитывая аллергические реакции на анти-биотики по типу отека Квинке, пациенту был введен человеческий противоэнцефалитный иммуноглобулин.  
9. У обследуемых «К» и «Л» с предварительным диагнозом «хроническая гонорея» взяли кровь и поставили РСК. Оцените полученные результаты и сделайте вывод: подтверждается ли диагноз серологически? Обследуемый «К» Обследуемый «З» КС – гемолиз КС – гемолиз КА – осадок эритроцитов КА – гемолиз КК – осадок эритроцитов КК – осадок эритроц. КЭ – осадок эритроцитов КЭ – осадок эритроц. КГ – осадок эритроцитов КГ – осадок эритроц. КГС – гемолиз КГС – гемолиз Опыт – осадок эритроцитов, Опыт – осадок эритроц., надосадочная жидкость надосадочная жидкость прозрачная прозрачная Обследуемый “К” – реакция не достоверна по КЭ – спонтанный гемолиз, следовательно, результаты РСК учесть нельзя, необходимо повторное исследование.   Обследуемый “З” – антитела обнаружены, РСК “+”, серологически диагноз потверждается.
10. С культурой, выделенной из испражнений обследуемого, поставлена РА на стекле с адсорбированной поливалентной сальмонеллезной сывороткой. В опытной капле наблюдается феномен агглютинации с интенсивностью +++, в контроле культуры – равномерное помутнение. 1. Какова цель РА и как можно оценить полученные результы? 1. Цель РА – сероидентификация – определение антигенной структуры культуры, выделенной от обследуемого. Оценка результатов – исследуемая культура идентична дизентерийной поливалентной сыворотке, следовательно, культура – это дизентерийные палочки.
11. Среди населения города, расположенного вблизи предприятия, выпускающего кормовой белок из дрожжевых грибов, участились случаи бронхиальной астмы. 1. Как выявить микогенную сенсибилизацию у больных? 2. С чем связать причину этой сенсибилизации? 3. Механизм возникновения данной сенсибилизации?   1. Путем постановки кожных проб, позволяющих обнаружить сенсибилизацию организма к различного рода аллергиям.   2. С загрязнением воздуха отходами произ-водства.   3. Постановка этих проб основана на присутствии в коже аллергических антител (реагинов) или сенсибилизированных лимфоцитных клеток. Внесенный в кожу аллерген взаимодействует с фиксированными в ней реагинами или сенсибилизированными лимфоцитами с последующим развертыванием кожной аллергической реакции на месте внесения аллергена. В данном случае необходимо приготовить аллерген из дрожжеподобных грибов, используемых в производстве кормового белка.
12. Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения. 1. Т-клетки развиваются из кроветворных стволовых клеток. 2. Плазматические клетки, Т-киллеры и Т-супрессоры являются примерами эффекторных клеток. 3. В-клетки созревают в тимусе. 4. Антигены, поступающие в кровь, захватываются макрофагами в селезенке. 5. Гаптен может стимулировать синтез антител, но не может взаимодействовать с ними. 6. Как клеточный, так и гуморальный иммунные ответы играют роль в защите организма хозяина от вирусных инфекций. 7. Т-клетки секретируют молекулы антител. 1. Верно.   2. Верно.   3. Неверно. Т-клетки созревают в тимусе, В-клетки, вероятно, созревают в костном мозге.   4. Верно.   5. Неверно. Гаптен не может вызывать антителообразование, но он может связываться со специфическим антителом.   6. Верно.   7. В-, а не Т-клетки секретируют молекулы антител.
13. Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны. Объясните ошибку каждого неверного, по Вашему мнению, утверждения. 1. Активный центр иммуноглобулина образован легкой цепью. 2. Определенный антиген вызывает синтез антител одного вида. 3. Ig M - основной класс антител, синтезируемых при вторичном иммунном ответе. 4. Антитела не образуются в ответ на молекулы собственного организма, т. к. гены, кодирующие информацию для синтеза аутоантител, не наследуются. 5. Антигенная стимуляция макрофагов в тимусе вызывает их дифференцировку в Т-клетки. 6. Активация третьего компонента комплемента С3 происходит только в том случае, если антиген взаимодействует со специфическим антителом того класса, который может связывать комплемент. 7. Повреждения, возникающие при ГЧЗТ, представляют собой клеточные инфильтраты, содержащие лимфоциты и макрофаги. 8. В присутствии антигена очищенные популяции Т- и В-клеток могут кооперировать in vitro, вызывая иммунный ответ В-клеток. 9. Клетки-киллеры могут происходить, либо из ряда Т-клеток, либо из ряда макрофагов. 1. Неверно. Обе цепи принимают участие в организации активного центра.   2. Неверно. При иммунном ответе на единичный антиген синтезируется множество различных молекул антител.   3. Неверно. Ig G синтезируются при вторичном иммунном ответе.   4. Неверно. Гены, кодирующие аутоантитела, наследуются; толерантность возникает в результате элиминации или паралича клопов лимфоцитов, продуцирующих аутоантитела.   5. Неверно. Макрофаги не принадлежат к лимфоцитам и никогда не дифференцируются в Т-клетки.   6. Неверно. С3 может активироваться альтернативным (пропердиновым) путем.   7. Верно.   8. Неверно. Для В-клеточного иммунного ответа требуются также макрофаги.   9. Верно.
14. Вставьте пропущенное слово или слова в следующие утверждения. 1. Ig G являются основным классом антител при …. иммунном ответе. 2. …. представляет собой процесс, при котором происходят антигензависимая дифференцировка лимфоцитов. 3. Ответ В-клеток обычно требует кооперации …., …. и ….. 4. На поверхности тучных клеток находятся рецепторы для Ig ….. 5. Через плаценту в плод проникают Ig …. 6. …. или Т-клетки …. являются эффекторными клетками, непосредственно уничтожающими чужеродные клетки. 7. …. представляет собой механизм, предохраняющий организм от развития иммунного ответа на его собственные макромолекулы. 8. Многие иммунологи предполагают, что …. является центром созревания В-клеток у птиц. 9. В селезенке как В-, так и Т-клеточные области расположены в ….. 1. вторичном   2. бласттрансформация   3. Т-клеток, В-клеток и макрофагов   4. Ig Е   5. Ig G   6. цитотоксичные, киллеры   7. толерантность   8. фабрициева сумка   9. белой пульге
15. Укажите формы инфекции в каждом случае. 1. После клинического выздоровления больной брюшным тифом продолжает выделять возбудителя в окружающую среду уже 6 месяцев. 2. У ребенка 2-х лет после перенесенного гриппа развилась пневмония стафилококковой этиологии. 3. Больной на протяжении 2-х лет страдает малярией. 4. У больного брюшным тифом на фоне клинического выздоровления наблюдается возврат симптомов заболевания через 2 недели. 5. Через 5 мес после перенесенной острой гонореи больной вновь обратился к врачу-венерологу КВД. Диагноз тот же. 6. При профилактическом обследовании у тренера ДСШ выявлен туберкулез легких. Больной жалоб не предъявляет и не подозревает о болезни. 1. Бактерионосительство хроническое.   2. Вторичная инфекция.   3. Хроническая инфекция.   4. Рецидив.   5. Реинфекция.   6. Латентная инфекция.
16. СПИД центром получены следующие препараты: 1. Вакцина БЦЖ; 2. Вакцина Engerix B; 3. Вакцина против клещевого энцефалита; 4. Антитоксическая противодифтерийная сыворотка; 5. Коревой гамма-глобулин. 1. Для чего предназначены данные препараты? 2. Какие виды иммунитета формируются при введении данных препаратов? 3. К какому виду относятся полученные вакцины? 4. Метод получения вышеназванных сыворотки и гамма-глобулина и техника их использования. 4.Для экстренной профилактики и терапии дифтерии.
17. Обследуемому «Н» в противотуберкулезном диспансере поставлена кожно-аллергическая проба с туберкулином (проба Манту). Через 72 ч в месте введения препарата образовалась папула диаметром 15 мм, окруженная зоной гиперемии. 1. С какой целью ставилась кожная проба? 2. Объясните механизм развития кожно-аллергической пробы. 3. Оцените полученный результат.  
18. С сывороткой ребенка 10 лет, поступившего в инфекционное отделение с предварительным диагнозом “коклюш”, поставлена РА с коклюшным диагностикумом. Титр реакции равен 1:400, контроли в норме. 1. С какой целью поставлена РА? 2. Оцените полученный результат. Из анамнеза известно, что ребенок привит по возрасту.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: