Основные теоретические идеи




Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм — среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует геш- тальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

1. Внутреннюю — явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю — внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю — фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальт-терапия стремится побудить человека пережии-- вать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

Основные понятия гештальт-терапии (ГТ). В основе ГТ лежат 5 основных теоретических понятий — Соотношение Фигура/Фон, Осознание и сосредоточенность на настоящем, полярности, защитные функции, зрелость и ответственность.

Фигура и фон — согласно теории ГТ, процессы саморегуляции основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). Мы выбираем из поля то, что имеет для нас значение, представляет интерес, является наиболее актуальным. После удовлетворения потребностей гештальт теряет свое значение и уходит на задний план (фон), уступая место новому гештальту. Если потребность не удовлетворена, гештальт не может быть завершен.

При патологии психотерапевт помогает клиенту добиться гармонизации отношений фигуры и фона, где под фигурой понимается гротескно переживаемая болезненная симптоматика, а под фоном — все происходящие вокруг события, которые воспринимаются блекло, фрагментарно или игнорируются.

Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем— способность формировать четкие гештальты и завершать их в зависимости от умения осознавать свое состояние в каждый конкретный момент.

Существуют 3 зоны осознавания— внутренняя, внешняя и средняя зоны.

Полярности — оценочные конструкты, полюсами которых являются противоположные качества (например, плохой/хороший). Через полярности мы организуем свое восприятие окружающего мира. Полярности не являются несовместимыми противоположностями, а выступают в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении.

Полюса одной из наиболее часто выделяемых в ГТ полярностей обозначаются как «нападающий» и «защищающийся». Нападающий — авторитарен, уверен в своей правоте и требователен. Защищающийся — постоянно защищается, оправдывается, он бессилен и бесправен. Подобно любой паре «родитель —ребенок», они состязаются друг с другом и стремятся захватить контроль за ситуацией. Внутренний конфликт между этими полярностями называется «игрой в самобичевание».

Защитные функции — возникают в результате взаимодействий личности с окружающим миром, и приводят к искажению или прекращению контакта с угрожающей ситуацией. В ГТ выделяют слияние (конфлюенцию), ретрофлексию, интроекцию, проекцию, дефлексию.

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментиро- ванной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское — женское, активное — пассивное, зависимость — отчужденность, рациональность — эмоциональность и т.д.

Зрелость — в ГТ оптимальное состояние личности называется зрелостью. Чтобы достичь зрелости, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе.

Фр.Перлз считал, что взрослый человек должен для достижения зрелости и выработки ответственного отношения к себе как бы слущить со своей личности все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы.

Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальт-коррекции. «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации. Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек — один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является «избегание». Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальт-терапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции.

Защитные механизмы

1. Проекция. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

2. Интроекцция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интро- ект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. «Он думает то, чего от него хотят другие».

3. Дефлексия. Уклонение от реальных действий по преодолению препятствий или от решения проблемы путем бесконечных и бесперспективных разговоров о проблеме. Дефлексия выражается в также в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

4. Конфлюенция (слияние). Размывание границ своего Я и слияние с Я другого человека без четкого отграничения одного от другого. Клиент в таких случаях, описывая свои переживания, пользуется местоимением «мы» («Мы часто деремся в школе»,— заявляет мать психотерапевту, рассказывая о своем сыне).

5. Ретрофлексия (поворот на себя). Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя, и делает для себя то, что предназначено окружающей среде. Часто характерно наличие раздражительности и агрессивности. Если такие больные не умеют выражать свои чувства в приемлемой форме, то они либо совершают какие-либо брутальные действия, либо, удерживая агрессивные тенденции, как бы проецируют собственные негативные чувства на свое тело. Таким образом первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. В этом случае возникают различные психосоматические расстройства, такие как хроническое мышечное напряжение (мышечные зажимы), повышение артериального давления, язва желудка, боли в области сердца, затруднение дыхания и др. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».

Уровни невроза

В процессе гештальт-коррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень — фобический — связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень — уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается зШуз ^ио, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень — имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному «Я».

Пятый уровень — эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Перлз описывает четыре типа эксплозии — скорбь, гнев, радость, оргазм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: