1. Темперамент – это
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет». Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус.
Вопросы.
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно говорите и действуете?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречами с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
|
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
24. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя спокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете сами найти это в книге, а не спросить у людей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывает ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли. Что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
|
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка результатов.
Экстраверсия – находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14. то вы амбиверт, общаетесь когда вам нужно.
Невротизм – находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33. 38, 35., 40, 43, 45, 50, 52, 55, 57.
Если кол-во ответов «да» равно 0-10, то - эмоциональная устойчивость.
Если 11-16, то – эмоциональная впечатлительность
Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв нервоз.
Ложь – находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если набранное количество баллов 0-3 – норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
|
Если 4 -5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, то по полученным данным строится график.
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
3. В чем отличие холерика-экстраверта от сангвиника экстраверта? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем отличие меланхолика-интроверта от флегматика-интроверта?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей, изображенных на рисунке. Обоснуйте свой ответ. 4.1_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2__________________________________________________________________________________________________________________________________
4.3__________________________________________________________________________________________________________________________________
4.4._________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис.1.Типы темперамента: реакция людей с различными типами темперамента на смятую шляпу.
5. Характер – это_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Акцентуации характера – это ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Тест ест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности.
Источник: https://psycabi.net/testy/395-test-oprosnik-g-shmisheka-k-leongarda-metodika-aktsentuatsii-kharaktera-i-temperamenta
Инструкция:
Ответьте на 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если Вы согласны, или «—», если Вы не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
Вопросы
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немного грустно?
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты — один из лучших учеников в классе?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Легко ли ты можешь рассердиться?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты веселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
47. Любишь ли ты животных?
48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
50. Твое настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль.
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлекать гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселятся?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
87. Обычно ты немногословен, молчалив?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?
Ключи:
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
1. Демонстративность/демонстративный тип:
+: 7, 19, 22, 29. 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-: 51. Сумму ответов умножить на 2.
2. Застревание/застревающий тип:
+: 2, 15,24,34,37,56,68,78,81.
-: 12,46,59. Сумму ответов умножить на 2.
3. Педантичность/педантичный тип:
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-: 36. Сумму ответов умножить на 2.
4. Возбудимость/возбудимый тип:
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.
5.Гипертимность/гипертимный тип
+: 1,11, 23, 33, 45. 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3.
6. Дистимность/дистимический тип:
+: 9, 21,43,75,87. Сумму ответов умножить на 3.
7. Тревожность/тревожно-боязливый тип:
+: 16, 27,38,49,60.71,82.
-: 5. Сумму ответов умножить на 3.
8. Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:
+: 10, 32, 54, Сумму ответов умножить на 6.
9. Эмотивность/эмотивный тип:
+: 3, 13,35,47,57,69,79.
-: 25. Сумму ответов умножить на 3.
10. Циклотимность/циклотимный тип:
+: 6, 18,28,40,50,62,72,84. Сумму ответов умножить на 3.
Интерпретация.
Максимальная сумма баллов, получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.
8. Ознакомьтесь с наиболее комфортными и наиболее конфликтогенными ситуациями для различных типов акцентуации характера. Определите типы акцентуаций характера
Тип | Благоприятные ситуации | Конфликтогенные ситуации |
Возможность иметь «пищу» для чувств, работа на износ | Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями | |
Множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без глубокой проработки | Требование анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки | |
Работа по инструкции или по требованиям обстановки, стабильность отношений | Требование самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке | |
Профессии «человек – знаковые системы», «человек - природа», не требующие, работы на скорость | Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, принимать решения, менять способы работы, знакомиться и сходиться с новыми сотрудниками | |
Общение в сфере искусств, необходимость сопереживания другим, отсутствие формальных ограничений общения и труда | Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства | |
Однозначные (преимущественно благоприятные) отношения с другими людьми, точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства | Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми | |
Ситуации признания заслуг, поощрения, привязанностей, следования его примеру | Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру | |
Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни | Лишение привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении | |
Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве | Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба | |
Возможность устроить «шоу», «заботиться» о других, быть на виду, торговать, распоряжаться | Возможность раскрытия обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой» |
9. Определите, к какому типу акцентуаций (ригидный, циклоидный, экзальтированный, гипертимный, дистимный, эмотивный, тревожный, возбудимый, педантичный, демонстративный) относятся литературные персонажи.
1) «Уже в школе Хорст испытывал страх, когда его вызывали отвечать. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал».
__________________________________________________________________
2) «Михаэль вообще долго привыкает к новой обстановке и в начале производит впечатление замкнутого, сердитого ребенка. Освоившись у нас, он рассказал о разных своих проделках в школе».
По Бергману (К. Леонгард. «Акцентуированные личности»)
__________________________________________________________________
3) «Зря никакая Элизи не заплачет. Итак, как только наша героиня заметила, что на нее больше не обращают внимания, она прекратила плач и занялась вином и ветчиной, заметив, что если никто не угощает, то надо самой приниматься за дело».
И. Готхельф. «Ули-арендатор»
__________________________________________________________________
4) «В руках он держал три длинных списка(...) и внимательно изучал ряды
обозначенных на нем цифр; мы спросили его, почему он столь поздно еще на месте работы. Он ответил почтительно и спокойно, как и подобает старому солдату, что на 16 следующий день, в 5 часов утра, предстоит генеральный осмотр крепости, а он отвечает за запасы пороха, поэтому он и проверяет эти запасы вот уже, вероятно, в 20-й раз, чтобы не получить замечания за халатность».
А. де Виньи. «Вечерний разговор в Венсене»
__________________________________________________________________
5) «Гнев охватил Курта в один миг, как пламя пожирает соломенную крышу, он схватил каменный кувшин, стоявший рядом с ним, и с силой швырнул его в ухмыляющуюся физиономию... Курт напал на бандита, как разъяренный лев, хотел задушить мощными руками, но тут другие бросились их разнимать».
И. Готхельф. «Курт фон Коппиген»
__________________________________________________________________
6) «Он считал первые годы учения в школе не школой жизни, а школой ада.
Учителя, казалось, только для тогои существовали, чтобы терзать учеников, а не воспитывать их; вообще вся жизнь, казалось, давила на человека, как тягостный, страшный кошмар, ибо учи не учи уроки, результат все равно был один...»
А. Стриндберг. «Сын служанки»
__________________________________________________________________
7) «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды –
осторожностью, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
__________________________________________________________________
8) «Бартли относился к тем нытикам, которые всегда находят причину поскулить и никогда ничему не радуются: вечно они жалуются на свои потери, ни к кому не испытывают благодарности, когда появляется повод порадоваться; они постоянно призывают провидение к ответу за ущерб, который оно им нанесло. Когда соседи поздравляют его с исключительным везением (его дочь, а также домик волны во время урагана пощадили), он ничего и слушать не хочет, отвечая потоком жалоб: погибли все его козы».
И. Готхельф. «Бартли-корзинщик»
__________________________________________________________________
9) «Все охотно хоть самую малость отдохнули бы после столь утомительного
путешествия; жениху хотелось поскорее побеседовать с будущей тещей, заверить ее в искренности своих чувств: однако Люциана была неутомима и неумолима. Она, наконец, дорвалась до счастливого мгновения, -здесь были лошади, и значит нужно было всласть наездиться верхом. Ветер, дождь, буря
–ничто не принималось во внимание. Казалось, что все люди в замке только и живут для того, чтобы сначала промокнуть до костей, а потом обсыхать...».
И.В. Гете. «Избирательное родство»
__________________________________________________________________
10) Ромео: Нет, это были жаворонка клики, Глашатая зари.
Ее лучи румянят облака.
Светильник ночи сгорел до тла. В горах родился день
И тянется на цыпочках к вершинам.
Мне надо удалиться, чтобы жить,
Или остаться и проститься с жизнью.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
__________________________________________________________________
10. Подберите для каждого типа характера соответствующего персонажа (литературного, кинематографического и т.д.).
Тип акцентуации характера | Персонаж |
Экзальтированный Гипертимный Педантичный Дистимный Эмотивный Тревожный Ригидный Циклоидный Возбудимый Демонстративный |
Замечания преподавателя:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема зачтена _________________ /_______________________/
(подпись преподавателя)