Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель




История развития педагогики в России

 

Корни русской народной педагогики уходят в быт древних славян. Русская педагогика нашла своё выражение в народной поэзии – пословицах, сказках, былинах.

 

Древнейший памятник русской педагогической мысли –

«Поучение Владимира Мономаха детям» (11-12 в.в.)

Дальнейшее развитие пед. мысли:

15 в.Ф. Куницын «Написание грамоте».

16 в. «Домострой».

 

Влияние философии на ранних этапах на становление педагогики

В.в.

Свт. Иоанн Златоуст

Труды по духовно-нравственному воспитанию.

Большая роль в воспитании детей принадлежит родителям.

Идея: взрослые должны ЛЮБИТЬ своих детей.

В.в.

богослов, философ Иоанн Дамаскин

Идея интеллектуального образования.

«Мудрый учитель знает, как поступить даже и там, где не имеет опыта»

Труд «Источник знания»

Появление школ в России

В.в.

Появление первых учебно-воспитательных учреждений.

В.в.

Просвещением занимались «мастера грамоты».

В.в.

Появление школ при монастырях.

В.

открытие многочисленных школ практической направленности (математических и навигацких наук, горнозаводских, медицинских и др.);

открытием Морской Академии в Петербурге (1715 г.),

Академии наук (1725 г.),

первой учительской семинарии в Москве (1779 г.).

 

Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических учений.

Василий Зеньковский

Философ, богослов, педагог

Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.

Труды: «Педагогика», «Русская педагогика в XXв.»

Павел Флоренский

Философ, богослов, ученый

Идеи духовно-нравственного воспитания.

 

Становление педагогики как науки

 

М.В. Ломоносов (1711-1765)

По его инициативе был открыт Московский университет.

Создал ряд учебных книг: «Риторику», «Российскую грамматику»

Рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

 

К.Д. Ушинский (1824-1870)

Классик русской педагогики, основатель научной педагогики в России.

Принес русской педагогике мировую славу.

 

Идея народности воспитания (воспитание на национальных особенностях, обучение на родном языке, изучение литературы и истории своего народа).

Разработал педагогические принципы.

ü Учёт возрастных и психологических особенностей ребёнка. Обучение должно быть посильным и последовательным.

ü Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

ü Ход обучения - от конкретного к абстрактному.

ü Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников и давать необходимые в жизни знания.

Труд – ведущий фактор развития личности.

Труды: «Человек как предмет воспитания», учебники для нач. школы «Родное слово» и «Детский мир».

 

Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель

Яркие представители теории и практики свободного воспитания.

Л.Н.Толстой (1828 – 1910)

открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, познавательной творческой активности ребёнка.

Им написаны детские книги, книги для чтения «Азбука», «Новая азбука».

К.Н.Вентцель (1857-1947)

создал одну из первых в мире деклараций прав ребёнка

В 1906-1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребёнка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребёнок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

 

В.в.

 

П.Ф.Лесгафт (1837-1909)

Идеи семейного и физического воспитания.

П.Ф.Каптерев (1849-1922)

Создал учение о педагогическом процессе.

В.П.Вахтеров (1853-1924)

Идеи организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.

П.П.Блонский (1884-1941)

Автор первого учебного пособия по педагогике в России.

В учебнике «Педология» дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)

организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения, семейное воспитание, трудовое воспитание, политехническое образование

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939)

Учение о коллективе.

Методики трудового и семейного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: