История развития педагогики в России
Корни русской народной педагогики уходят в быт древних славян. Русская педагогика нашла своё выражение в народной поэзии – пословицах, сказках, былинах.
Древнейший памятник русской педагогической мысли –
«Поучение Владимира Мономаха детям» (11-12 в.в.)
Дальнейшее развитие пед. мысли:
15 в.Ф. Куницын «Написание грамоте».
16 в. «Домострой».
Влияние философии на ранних этапах на становление педагогики
В.в.
Свт. Иоанн Златоуст
Труды по духовно-нравственному воспитанию.
Большая роль в воспитании детей принадлежит родителям.
Идея: взрослые должны ЛЮБИТЬ своих детей.
В.в.
богослов, философ Иоанн Дамаскин
Идея интеллектуального образования.
«Мудрый учитель знает, как поступить даже и там, где не имеет опыта»
Труд «Источник знания»
Появление школ в России
В.в.
Появление первых учебно-воспитательных учреждений.
В.в.
Просвещением занимались «мастера грамоты».
В.в.
Появление школ при монастырях.
В.
открытие многочисленных школ практической направленности (математических и навигацких наук, горнозаводских, медицинских и др.);
открытием Морской Академии в Петербурге (1715 г.),
Академии наук (1725 г.),
первой учительской семинарии в Москве (1779 г.).
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических учений.
Василий Зеньковский
Философ, богослов, педагог
Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.
Труды: «Педагогика», «Русская педагогика в XXв.»
Павел Флоренский
Философ, богослов, ученый
Идеи духовно-нравственного воспитания.
Становление педагогики как науки
М.В. Ломоносов (1711-1765)
По его инициативе был открыт Московский университет.
Создал ряд учебных книг: «Риторику», «Российскую грамматику»
Рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.
К.Д. Ушинский (1824-1870)
Классик русской педагогики, основатель научной педагогики в России.
Принес русской педагогике мировую славу.
Идея народности воспитания (воспитание на национальных особенностях, обучение на родном языке, изучение литературы и истории своего народа).
Разработал педагогические принципы.
ü Учёт возрастных и психологических особенностей ребёнка. Обучение должно быть посильным и последовательным.
ü Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
ü Ход обучения - от конкретного к абстрактному.
ü Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников и давать необходимые в жизни знания.
Труд – ведущий фактор развития личности.
Труды: «Человек как предмет воспитания», учебники для нач. школы «Родное слово» и «Детский мир».
Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель
Яркие представители теории и практики свободного воспитания.
Л.Н.Толстой (1828 – 1910)
открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, познавательной творческой активности ребёнка.
Им написаны детские книги, книги для чтения «Азбука», «Новая азбука».
К.Н.Вентцель (1857-1947)
создал одну из первых в мире деклараций прав ребёнка
В 1906-1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребёнка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребёнок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.
В.в.
П.Ф.Лесгафт (1837-1909)
Идеи семейного и физического воспитания.
П.Ф.Каптерев (1849-1922)
Создал учение о педагогическом процессе.
В.П.Вахтеров (1853-1924)
Идеи организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.
П.П.Блонский (1884-1941)
Автор первого учебного пособия по педагогике в России.
В учебнике «Педология» дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения.
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)
организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения, семейное воспитание, трудовое воспитание, политехническое образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939)
Учение о коллективе.
Методики трудового и семейного воспитания.