ОСНОВЫИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУСКОЙ ИМПЕРИИ
Преподаватель: Кодзелев Максим Алексеевич
Кабинет: 616
Литература: практически любой учебник, поближе годом издания.
«Основы идеологии белоруского государства», под ред. Князева и Решетникова.
Бабосов Е.М. «Основы идеологии белоруского государства», «Основы идеологии современного государства».
Мельник «Современные политические идеологии», «Основы идеологии белоруского государства».
«Основы идеологии белоруского государства. Конспект лекций» Екладумова и Кузнецова (?).
Лекция 1.
Тема: Понятие идеологии, сущность и её структура.
«Идеология» - изначально имел другое значение, которое изменилось с течением времени. «Идеа» и «логос», т.е. – изначально «учение об идеях». Придумано и введено в начале 19 века Антуаном де Траси, который предполагал что эта наука будет изучать самое становление наших знаний о социуме. Он предполагал что есть некий горизонт идеалов, которые оказывают существенное влияние на процесс становления наших знаний о природе и человеке.
Однако вышло так, что и сам создатель и его школа оказались в оппозиции к Наполеону, который сказал что «нам не нежены мечтатели», Само понятие стало приобретать негативный характер – «идеологи это те, кто занимаются идеями, вместо фактов».
Идеология для Маркса и Энгельса – конструирование неких сомнительных идей, которые выдаются за саму действительность.
Для Маркса очевидно что «взгляд на науку и знания об обществе» являлся неверным и «идеологичным», они построены на основе общества крайней эксплуатации.
В Совке понятие идеологии делится на «буржуазную.» и «марксистско-ленинскую-пролетарскую».
|
Лекция 2.
В 50ые годы в западной мысли начинает формироваться течение «деидеологизации». Сторонники этой концепции относятся к идеологии подозрительно, ибо «современный человек должен развиваться свободным от каких-то возможно ложных идей». На место идеологии должно было стать чёткое философское рациональное знание о структуре общества и действительности, поскольку идеология не строго научна и объективна, что позволяет использовать её как инструмент манипуляции людьми. «Идеология является системой предрассудков, выгодной правящему классу».
Однако этот проект не сработал. Поскольку любое общество есть система, состояние которой в следующий момент не возможно, что и разрушило «рациональное управление».
Поскольку дело не выгорело, возникает течение «реидеологизации», т.е. отказываться от идеологизации нельзя, ибо на «её место придёт какая-то гадость». Мол, закончилось время тотальных идеологий, но всё же от идеологии никуда не денешься. Т.е. человек может стать полноценным человеком, только впитывая какие-то идеологические основания общества, что его окружает.
Тема: Определение и понятие идеологии.
Первый подход определяет идеологию как ложные идеи, способствующие узакониванию выгодного правящему классу порядка.
Другая группа рассматривает идеологию так же, только без «ложных идей», т.е. – группа идей, оправдывающих существующий строй.
Третий подход: идеология это мыслительные формы, мотивированные социальным интересом.
Четвёртый идеологии: идеология как конструирование идентичности (т.е. – позволяет обществу удержать целостную систему на основе схожих идей).
|
Пятый вариант: идеология есть процесс производства значений, ценностей и знаков общественной жизни. (К. Гирц «Интерпретация культуры», где идеология рассматривается как «сетка значений наброшенную на мир»).
Шестой вариант: необходимая среда, в которой индивиды проживают свои отношения с социальной структурой. Т.е. – идеология это неизбежность нашей жизни, возможность понять себя в обществе, себя для себя.
Седьмой вариант: идеология есть сочетание дискурса и власти. (дискурс тут - система означивания мира, выраженная в языке, типа парадигмы).
Идеология в терминах политологии: как система идей, взглядов и представлений, содержащая концептуальное теоретическое осмысление социального бытия, с точки зрения интересов и потребностей, целей и идеалов определённых социальных групп, слоёв, национальных образований.
Е.М. Бабосов.: идеология это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а так же средствах и путях достижения целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека стремится к целям, которые он перед собой ставит.
(кстати, верование – т.е. должен быть кредит доверия (как после 2ой мировой, при Совке)).
Идеология – корпус идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом мире.
Лекция 3.
Трансформации идеологий в современном мире.
|
Масштаб идеологий в современном мире меняется – они становятся менее глобальными, молекулярными. Они не направлены уже на «мировые изменения», но занимаются проблемами «уже здесь и сейчас».
По Р. Рорти время «политики движений» (типа коммунизма) прошло, а сейчас пришло время «политики компаний», члены которых ставят перед собой конкретные проблемы, которые надо решать сейчас, не отвлекаясь на «цели, что лежат на горизонте».
Так же характерно для трансформации появление политик идентичности – в этого рода течениях речь уже не идёт «великих целях», а идёт речь «политики равных прав на признание». Это политика присуща постколониальным странам. Не идёт речь о построении идеального общества, а «мы просто пойдём своим путём, не надо нам ничего навязывать». Мир теряет сейчас свой «единый полюс» и становится «мозаичным». Соответственно, этим странам не интересны идеалы «крупных держав», поскольку даже взгляды на понятия религии, политики и т.д. разные. Идёт речь о построении «своей» системы, которая органично впишется в наши реалии.
Т.е. – изменение масштаба идеологий и их типа и направленности.
Все основные идеологии возникли в ответ на кризисные состояния (либерализм – в ответ монархии, потом консерватизм – в ответ либерализму), поскольку идеология не только «идея», но и практическая деятельность.
Произошли коренные изменения общества (подвижки к «постиндустриальному») и «классические» идеологии уже не соответствуют реалиям нашей жизни (пролетариат оказался вытеснен офисным планктоном, интеллектуальная сфера и сфера обслуживания).
Идеология была ответом на кризисные явления, общество поменялось – традиционные идеологии уже «тормозят». Соответственно – идеологии либо делают вид что ничего не происходит. Либо идеологии начинают меняться и теряют свои особенности.
Так же появляются новые альтернативные идеологии. Они альтернативны не потому, что предлагают новые решения проблем, но другие критерии оценки нашего общества. Например, оценивать развитие общества не по росту экономических показателей, а по уменьшению ущерба окружающей среде.
Так же меняется специфика понятий «правых» (консерватизм) и «левых» (изменения): к концу 20ого – началу 21 века деление меняется, основным критерием становится противодействие сложившимся доминирующим политическим идеям:
· В центре «победившая либерально-демократическая идеология».
· Справа: критикуют центр за «потерю своего», и предлагают «идеи закрытой нации» и «религиозного противостояния действительности» (монархисты, неофашизм).
· Слева: критикуют центр, потому что «это схема тотальной эксплуатации человека», т.е. критика современных социальных отношений (анархисты, социалисты).
Т.е. – парадокс ситуации в том, что «крайне левые» гораздо ближе к «крайним правым», чем к своим сторонникам. «Не поворачивайтесь слишком влево, а то станете справа».
В 20м веке либералисты выставляли себя как «не идеологическое общество» вообще, что и привело к критике их.
Современное общество не является обществом без идеологии, но и нет чёткого противодействия существующих идеологий.
Либерализм – от слова «либералис» («свободный»). Термин возник в 17 веке во Франции, потом «пошёл по Европе». Вплоть до наших дней иногда используется в негативном отношении: «Ты слишком либеральный» - читай «мягкотелый».
Но либерализм возникает в период французских революций, в качестве философской идеи со следующими чертами:
· Свободная личность. Приоритет индивидуальной свободы человека.
o Автономия индивидуальной воли. Т.е. если кто-то находит привлекательность в каких-то вещах, которые выходят за традиционную мораль, то, если это не противоречит закону и свободе другой личности, можно делать то, что «себе хочется».
o Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
o Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей.
o Неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность.
· Отношения государства и индивида. Государство существует на основе договора между людьми. Целью создания государства является защита прав человека. «Лучшее государство – то, которое не управляет». Наши права и свободы являются неотчуждаемым правом, государству они не принадлежат, оно их только охраняет.
· Экономические черты. Господство частной собственности, как естественное продолжение свободы человека. Соответственно господствует свободный рынок, честная конкуренция, самоинициатива, отсутствие контроля государства.
· Моральные черты. Свободное самоопределение, не ограничение путей развития.
Лекция 4.
Современный либерализм существует не на основаниях морального самосовершенствования, а на принципе свободного выбора потребления. Вся парадигма человеческих отношений к политике договорных рыночных отношений.
Направления правого толка.
Консерватизм – от «косерво» («сохраняю»). Под консерватизмом понимают идеологическое течение, выступающее за сохранение существующего порядка.
В первую очередь это касается сохранение существующего общественного порядка, основанного на существующих традиционных морально-правовых установок.
Сам термин впервые употреблён в 18 веке. Возник как идеологическое течение в ответ Французским буржуазным революциям. Имел 3 основные идеи:
· Противоборство Французским Буржуазным Революциям.
· Против рационализма в мышлении.
· Против социальной атомизации тогдашнего буржуазного общества.
Основная система ценностей – традиционализм. Идеал консерваторы видят не в будущем, но скорее в прошлом. Но, это не значит вернуться во времена Ивана Грозного, но основой построения нового должны быть традиции. Т.е. – основная идея связана со скепсисом к тому, что экономикой, политикой можно совершенствовать общество и человека.
Традиция в значении – каждая нация есть сложное целостное органической единство политических, экономических и прочих традиций. Т.е. – что хорошо для Перца, Помидору не пойдёт.
Консерватизм не против изменений, но «любые изменения возможны только тогда, когда они:
· Будут ответом на изменение внешних обстоятельств.
· Изменения не будут носить революционный характер, они должны быть постепенными.
· Изменения должны происходить не стихийно (снизу-вверх), а постепенно, под контролем специалистов.
Одна из основных идей – стабильность и устойчивость.
Ещё одна черта – вера в естественность и справедливость существующей в любом обществе социальной иерархии.
Так же идеей является сообщество, которое будет целым и разумно интегрировать различные социальные элементы.
Фашизм – ещё более «правый» взгляд, относительно либерализма. НЕ ПУТАТЬ С КОНСЕРВАТИЗМОМ. Имеет существенные различия. Итак, фашизм:
· Революционен.
· Отрицает конституционное общество.
· Ориентация на «элитарного» лидера.
· Черта подчинения индивидуальной частной жизни государству и обществу.
· Интеллектуально слаб. Нет научного обоснования.
Лекция 5.
Идеи левого толка.
Сюда относят людей, критически относящихся к существующему строю, и предлагающих радикальные изменения существующей ситуации и критерий её оценки.
Социалисты (марксизм?).
Идею экономической парадигмы предлагают заменить на принципы социальной консолидации. Сам термин был поставлен в противовес индивидуализма.
Хотя сам термин и направления существовали до Маркса, но именно с ним и его работами связано широкое распространение этой социальной философии. Зародилась как критика капитализма 19 века.
Маркс критикует сам процесс превращения человеческой жизни при капитализме в товар, и распространение капиталистических отношений во все сферы общества. Т.е. при капитализме человек отчуждается от труда, что препятствует полноценному становлению человека.
Выход «виден» в революционном преобразовании общества.
«При капитализме никто реально не находится в свободе».
Из-за правила «накопления капитала» (его точечное сосредоточение) препятствует «свободной торговле» на «свободном рынке капитала».
Идёт потребление даже в сфере «отдыха».
Так же идёт критика принципа: «любой супермаркет каждый день выбрасывает продуктов, вместо того, что бы их отдать».
Идёт критика «скрытого насилия» капитализма: «подавляй, или будешь подавлен».
Существует так же не «революционный», но «эволюционный» или «реформистский» марксизм: т.е. путь реформ, без отказа от достижений социальной демократии. Становится «гвоздём» социал-демократической партии.
Социал-демократы – не за разрушение, но преобразования, без удаления рыночной экономики.
Демократический социализм – упразднение рыночной экономики, бес связи с рыночной.
Социал-демократизм.
К основным чертам относят:
· Следование принципу социальной справедливости и братства.
· Принцип равных прав и возможностей.
· За политический и идеологический плюрализм (против однопартийной системы).
· Рыночная экономика должна быть социально-ориентированной (при большом участии государства, национализация стратегически важных объектов экономики).
· Упор на сотрудничество с профсоюзным движением.
· Критика казарменного коммунизма.
· Критика либерального общество.
· Критика консерваторов (то, что консерватизм выдаёт за естественную иерархию, является продуктом существующего строя).
Это движение сыграло важную роль в развитии Швеции.
К минусам относят – вседеятельность государства, что уменьшает гражданскую активность. Так же раздутость бюрократического аппарата.
Семинары: