Отработка элементарных коммуникативных действий




Приемы психокоррекции

 

При всех формах нарушения плавности речи и на всех этапах этой работы психологом проводятся п.схокоррекционные мероприятия

Основное содержание этой работы содержание определяется результатами психологической диагностики детей и следовательно выявленными проблемами в их психическом развитии. Выявлено, что основными из них являются: эмоциональная лабильность, тревожность, трудности общения, причем не только речевого, но и неречевого.

В соответствии с этим решаются следующие задачи:

1. знакомство с эмоциями человека;

2. обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций.

3. преодоление барьеров в общении;

4. снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления.

………………………………………..

Знакомство с эмоциями человека осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Практический материал по психокоррекции:

1) Этюд на выражение радости.

«Негаданная радость».

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

- Заканчивайте свою игру. Через час мы идём в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения: закусить губу, поднять брови, улыбаться; смех, потирать одну руку о другую. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

2) Этюд на выражение страдания и печали.

«Золушка».

В зале звучит музыка М.Воловаца «Золушка и принц» (отрывок).

Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…

Выразительные движения: поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

3) Этюд на выражение гнева.

«Гневная гиена».

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В

листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка

обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест.

Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме,

желая помочь обезьянке.

Слова: Я странная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах,

Всегда вскипает пена.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

 

Обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств – осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и ног, адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребёнка.

Приведу несколько примеров.

 

Этюд «Заколдованный ребёнок».

Ребёнка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол - внизу, там, вверху – лампа и т.д.

 

Этюд «Вот он какой?»

Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, круглый, длинный, короткий и т.д.

 

Этюд «До свидания!»

От пристани отходит огромный белый пароход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

 

Этюд «Игра в снежки».

Зима. Дети в саду играют в снежки. Этюд сопровождается музыкой Г.Струве «Весёлая горка».

Дети наклоняются, пытаются схватить снег двумя руками, распрямиться и бросить снежок резким движением, широко раскрывая пальцы.

 

Преодоление барьеров в общении осуществляется с помощью игровых этюдов, направленных на воспроизведение отдельных черт характера. Общей целью данных этюдов является понимание детьми какое поведение какой черте характера соответствует. Приведу несколько примеров.

 

Этюды на отображение положительных черт характера.

«Часовой»

Ребёнок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение.

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел. (С.Погорельский).

Выразительные движения: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлён вперёд, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.

 

Этюды на отображение отрицательных черт характера.

Этюд «Робкий ребёнок»

Ребёнок первый день в школе. Он робеет. Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: ребёнок сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

 

Игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Игра «Связующая нить».

Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что хотят пожелать для себя и других. Игру начинает взрослый, показывая детям пример того, кАк можно рассказать об этом. Далее клубок пускается по кругу. Вернувшись к ведущему, дети натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть одного целого.

 

Игра «Тропинка».

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Каждая команда берётся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. После чего ведущий даёт задание, которое выполняется обеими командами.

Команда «Тропинка» - участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, голову опускают вниз.

Команда «Копна» - все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

Команда «Кочки» - все участники игры приседают, положи руки на голову. Эти команды чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Игра сопровождается русской народной песней «Кума».

Снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления осуществляется с помощью психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым.

Приведу пример.

 

«Около моря».

Дети играют на берегу моря. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

1. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулёк, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела. Повторить 2-3 раза.

2. Игра с муравьём (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залезли муравьи и бегают по ним. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравьёв с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить 2-3 раза.

3. Солнышко и туча (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться –разморило на солнце.

4. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лёжа ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

5. Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язычок. Крепко закрыть рот. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегчённо вздохнуть. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Расслабить мышцы губ и носа. Брови-качели: снова прилетел жучок. Покатаем его. Двигаем бровями вверх-вниз. Жучок улетел, спать хочется, расслабление мышц. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

6. Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря. Ведущий говорит, что им снится один и тот же сон, рассказывает его: дети во сне видят то, что делали на занятии. Ведущий сообщает по какому сигналу они проснутся (по счёту). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично встают. Тренировка закончена.

 

Этюды на расслабление мышц.

Упражнение «Сосулька».

У нас под крышей Белый гвоздь висит, } Руки над головой
Солнце взойдет, Гвоздь упадёт. }Уронить расслабленные руки, присесть.

Упражнение «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай Сидел на стене, } Наклоняем туловище вправо-влево
Шалтай-Болтай, Свалился во сне. }Резко наклоняем корпус вперёд.

 

Упражнение «Фея сна».

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная К.Дуйсенеева. К детям подходит ведущая с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих, и он засыпает. Затем фея обходит остальных детей, касаясь волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

 

Конечной задачей психокоррекции при нарушении плавности речи является формирование коммуникативной способности. Эта работа делится на этапы:

Включает:

Телесно-отриентированые упражнения

Этот раздел преследует цель адаптировать детей к невербальным видам коммуникации, преимущественно телесно-ориентированным, рассматривая их как подготовительную ступень к вербальному общению.

Используется следующий практический материал.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Приводимые ниже тексты составлены Т.Визель

Отработка элементарных коммуникативных действий

 

Передать предмет Подойди ко мне поближе, Наклонюсь я чуть пониже, Руку вытяну вперед, Пусть твоя рука возьмет Этот шарик на ладошке. Подержи его немножко, А потом отдай скорей, Да тому, кто всех милей.   Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: «передал шарик» и показывает как в жестовом варианте) Здороваться Если ты протянешь руку, И пожмет ее другой, Это вмиг развеет скуку, Потому что друг с тобой. Вместе будет веселей, Так здоровайся скорей!   Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: «поздоровался» и показывает как в жестовом варианте)  
Совместные кувырки Ляг на коврик и лежи, Не волнуйся, не дрожи, Свой прекрасный кувырок Будет делать твой дружок А быть, может, и подружка, Говорунья, хохотушка. Браво, браво, молодец! Только это не конец. Все теперь наоборот: Ты исполнишь кувырок. Друг уляжется на коврик, Ну, а ты, совсем, как кролик, Прыг, кувырк через него, И не бойся ничего. Совместные хлопки Самому в ладоши хлопать Так легко, раз-раз, два-три. А теперь со мной попробуй, Мне ладошки протяни, Я по ним ударю смело, Ты – в мои. Скорей за дело! Я – хлоп, хлоп, и ты – хлоп-хлоп. Ох, нахлопались мы! Стоп.   Выбирай теперь скорей, С кем ты будешь из детей Хлопать весело в ладоши, Может, хочешь ты с Алешей, Или с Вовой или с Машей Может с Таней и Наташей?   С кем ты хочешь, говори. Начинайте, раз, два, три!

 

Замри – отомри. Дети спонтанно танцуют под музыку. Ребенок, который водит, командует им «Замри!». Все застывают в той позе, в которой их застала команда. Через некоторое время водящий ребенок говорит: к кому я сейчас подойду и коснусь, рукой и скажу «отомри», тот будет свободен. Подходит к каждому по очереди, касается какой-либо части тела и говорит: «Отомри!». Докинь до меня мячик голосом. Педагог уходит на значительное расстояние от детей и просит кидать воображаемый мячик, сопровождая движение словом: «Лови!». Если ребенок говорит тихо и неуверенно, педагог говорит: «Ты не докинул мячик, попробуй еще раз».
Спаси от беды. Одному из детей дается задание изобразить, будто у него болит нога, и он не может идти. Педагог спрашивает у детей, кто может ему помочь. Выбирается кто-нибудь из детей, который поддерживает попавшего в беду и приговаривает: «Скоро все продет, не волнуйся, тебя доктор вылечит…» (или что-нибудь в этом роде).   Превращение. Педагог набрасывает на себя какую-нибудь шаль, берет волшебную палочку, говорит, что он волшебник и сообщает, что сейчас подойдет к кому-нибудь из детей, прикоснется ко лбу и губам палочкой, и тот станет тем, кого он назовет «волшебным голосом». Например: «Стань птицей» (ребенок изображает птицу), стань кошечкой … и т.п.
Угадай, что я покажу Педагог пантомимически показывает, какое-либо действие, а дети отгадывают, что оно обозначает. Затем педагог берет в партнеры кого-либо из детей и они показывают действие вместе. Дети отгадывают. Далее загадывают действия сами дети: сначала по одному, а затем совместно – по 2-3 человека. Больше друзей. Педагог встает на середину зала и вытягивает руку. Затем он предлагает детям подходить по очереди и класть свою руку сверху. Вырастает гора рук, символизирующая дружбу всех участников.  

 

 

Активизация непроизвольного внимания к частям тела и лица.

Релаксация их мышц

 

Части тела
ГОЛОВА На плечах у нас есть шея, А, пощупайте, над нею Разместился прочно шар: То пыхтит, как самовар, То кивает: да, да, да! Возражает иногда, И дает такой ответ: Не шалим мы, нет-нет-нет! Говорит тот шар слова. Это нашаГОЛОВА Да, ребятки, я права: Это наша … (голова). НОС   Ты умеешь говорить? Так, смелее, раз, два, три… На лице посередине, Не зеленый и не синий, Рос тихонько и подрос… Наш все нюхающий НОС. Что же это? – Не вопрос, Это наш, ребята … (нос)  
ШЕЯ Голова сидит на ШЕЕ, ШЕЯ ей вертеть умеет, То направо, то налево, То опустит, то опять, Поднимает вверх. Не спать! Головой так крутить умеет, Наша гибкая, что?.... (шея)   ПОДБОРОДОК У кого есть борода? Ну, у папы иногда, Или дедушка иной Ходит с длинной бородой, Но зато у всех от роду На лице есть ПОДБОРОДОК. Ты пощупай, есть он, вроде, Этот самый … (подбородок)
ПЛЕЧИ Устают они под вечер, Наши бедненькие ПЛЕЧИ, Потому что нам не лень Нагружать их целый день. Отдохни и станет легче, Будут рады, наши … (плечи)   ЛОБ Нам умнеть, ребята, надо? Да, но только ум – награда За труды и за терпенье, За прилежное ученье. Сколько будет 3+3? Нос, пожалуйста, не три, Не кусай свою губу, Ум находится во ЛБУ. Вам понятно? Нужно чтоб Много знал и думал … (лоб).  
ЖИВОТ Он голодный, так сердит, Что бунтует и бурчит, Так возьми котлетку в рот, Успокоится ЖИВОТ, Ты поел уже? Вот-вот… Подобрел он, твой … (живот)   ЩЕКИ Ото рта неподалеку Разместились наши ЩЕКИ. Если мало мы гуляем, Щеки бледными бывают, Если мало съели каши, То худеют щеки наши. А у тех, кто быстро ест, Щеки, будто маков цвет Что от губ неподалеку? Верно, дети – это … (щеки).

 

РУКИ А спасают нас от скуки, Золотые наши РУКИ: Все работают, мелькают И повсюду успевают. Нет, они не знают скуки Наши с вами, дети, … (руки).     УШИ А теперь поведай нам, Что такое по бокам? Там не яблоки, не груши, А, представьте себе, УШИ. Хорошенечко послушай И скажи погромче … (уши)  
НОГИ Быстро ходят по дороге, Наши шустренькие НОГИ, Танцевать они хотят, Прыгать двести раз подряд. Это мало или много? Пусть ответят ваши … (ноги). РОТ Что под носом, может, лоб? Постучи по лбу – хлоп, хлоп! Нет, совсем наоборот, Под носами, дети,– РОТ! Что под носом, покажи, И погромче нам скажи! Говорит он и поет Наш прекрасный смелый … (рот)

 

3. Непроизвольное внимание к артикуляционным и мимическим мышцам

 

Артикуляционное зеркало Эхо
Педагог встает напротив какого-либо ребенка и показывает ему беззвучные оральные и артикуляционные позы. Ребенок повторяет, как в зеркале. Затем он озвучивает воспринимаемые беззвучные позы. Далее дети выполняют это упражнение попарно (без взрослого). Педагог произносит какое-нибудь слово и просит детей сделать его эхом (предварительно объяснив и показав, как звучит эхо). Затем то же задание дается на уровне фразовой речи. Далее каждый ребенок сам придумывает слова и фразы, которые другие дети повторяют, как эхо.
Мимическое зеркало Пантомимическое зеркало
   

Преодоление страха речи

 

Игра «Домик»

 

Основная идея этого упражнения «Домик» состоит в ослаблении или снятии страха речи. Учитывается, что психологически говорить легче, если ты невидим.

Ребенок прячется в домик, взяв с собой по желанию 1-3 игрушки, и оттуда отвечает на вопросы педагога и других детей. Домик первоначально без окон. Никто ребенка не видит. Голос доносится из закрытого домика. Громкость голоса регулируется задающим вопрос, в зависимости от того, насколько хорошо он слышит ответы.

Затем в домике появляется одно окно. Диалог продолжается. Появляется два, три, четыре и больше окон. Ребенок становится видимым, а затем и вовсе выходит из домика и отвечает на те же самые вопросы, которые ему задавали, когда он сидел в домике.

Примерный перечень вопросов:

- Кто ты? Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Какое у тебя настроение?

- Тебе нравится сидеть в домике?

- В твоем домике темно или светло?

- Кто еще с тобой живет в домике?

- Как зовут твою маму (папу?)?

- У тебя есть друзья?

- Как зовут твоего лучшего друга (подругу?)

- Почему тебе нравится твой друг (подруга)?

-Что ты любишь кушать?

- Ты умеешь плавать?

- Ты умеешь …..?(вопрос дополняется в зависимости

от индивидуального портрета ребенка)

- Ты хочешь, чтобы в домике стало светлее?

- Я открою одно окошко, хорошо?

и т.п. пока не откроется весь домик.

Для выработки умения управлять речью (направлением голоса, его силой и т.д.) в разных ситуациях общения можно использовать приемы слуховой стимуляции в непроизвольных действиях:

 

Что звучит?

Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук (бубен, барабан, дудка, пианино, стук, шорох и т.п.). Ребенок должен указать на источник звука или воспроизвести его сам.

 

Откуда звук?

Ребенку завязывают глаза и издают какой-либо звук в одной из частей комнаты. Ребенок должен угадать и показать место, где воспроизводился звук.

Отправь звук

наверх

вниз

вправо

влево

далеко

близко

Воображаемый звук.

Ребенку предлагается вообразить, что он слышит звук (мысленно), а затем спрашивают, что он слышал и где (в какой ситуации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: