В своём сочинении я проанализировал две точки зрения на постановку целей и ценностей образования: светскую (взяв за основу статью И. А. Сивцевой “ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ “) и православную (взяв за основу статью В.П. Зинченко “Войдем в Мир образования вместе, а выйдем поврозь. Каждый в свой Мир”). В результате анализа мной были выявлены основные взгляды на проблемы целей и ценностей образования.
С точки зрения светской педагогики образование обладает непреходящей ценностью и по самой сути работает на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие в прогрессивном или в регрессивном направлении. Поэтому, речь об образовании должна идти как о сферах:
- культурообразующей;
- воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов и человека, и общества;
- обеспечивающей связь времен и преемственность поколений, но и непрерывное спиралевидное восхождение цивилизации в целом ко все более высоким вершинам человеческого духа и человеческого предназначения.
Смысл истории можно понять не путем изучения и сопоставления тех или иных исторических явлений, событий и фактов, а лишь на основе изучения истинных движущих, созидательных сил поведения человека и общества, лишь в её" ментальном измерении. Точно так же, и предвидение будущего возможно только на основе изучения ментальных предпочтений и жизненных приоритетов человеческих сообществ.
Светская педагогика рассматривает ценностную характеристику образования в 3х аспектах: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная. Видим их взаимопроникновение и взимодополнение, значит необходим их анализ.
|
Исторический аспект целей образования состоит в том, что процесс формирования гражданского общества должен носить естественный характер. Гражданское общество начинается с развитого самосознания личности, а его развитие возможно лишь усилиями самой личности, а его развитие возможно только при наличии сво бодной на то воли самой личности. Личность есть граница власти природы, власти государства, власти общества
Роль образования в философском аспекте заключается в формировании сознательной интегральной личности, ответственной за свои поступки, способной к саморазвитию и самоактуализации, ориентирующейся по своим потребностям и интере сам, основанных на ценностях культуры. Поэтому нужна соответствующая модель образования, обеспечивающая сохранение, возрождение и развитие культурных ценностей в современных условиях, неразрывную связь человека со своей истинной природой, аккумулирование общечеловеческих гуманистических ценностей.
Психологический аспект целей образования отличается концепцией многомерного развития личности В. Ф. Моргуна, условием которого является классификация типов личности А. М. Кушнира. Она может быть представлена графически с помощью трехмерной системы координат, сочетание которых дает восемь типов личности. А. М. Кушнир предлагает использовать следующие полярные оси-шкалы: - ценностной направленности личности (в наличии данной оси модель совпадает с моделью В. Ф. Моргуна) на которой отражено соотношение на правленности на себя (эгоизм) и направленности на других (альтруизм); - социальной продуктивности, на которой отражается соотношение со циальной продуктивности (производства) и индивидуального потребления личности; - уровня деятельности, на которой отражается соотношение самостоятельности и зависимости в деятельности.
|
Социальный аспект целей образования ставит человека в центр изучения прошлого и настоящего общества. Концепция цивилизационного подхода открывает возможность различать в истории общества не только противостояние общественных групп и классов, но и область их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, область социально-культурного консенсуса. Ци вилизации не совпадают с формациями как во времени, так и в пространстве. Они отражают разные типы культурно-исторической общности и типы динамики
С точки зрения православной педагогики создание собственной системы образования - взятие на себя божественной функции всестороннего и гармоничного развития личности ученика. Ученик рассматривается в данном аспекте как микрокосм, который требует всестороннего развития. Развитие этого микрокосма и есть основная цель образовательного процесса. Обучение также оказывает огромную воспитательную роль. Что же касается цели и ценности ряда образовательных систем дело обстоит более чем проблематично.
В.П. Зинченко считает, что нужно попытаться уйти от навязываемых образованию целей и ценностей, от традиционных задач обучения и воспитания. Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Опыт показывает, что все реформы образования сиюминутны, а ценности вечны.
|
В.С.Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. В поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система образования.
Перечисленные ценности - это своего рода система координат, которая, хотим мы того или нет, так или иначе расширяется, конкретизируется, доопределяется. Возникает вопрос, кем? Дело ли государства или государственных реформаторов определять или доопределять духовные и интеллектуальные ценности и цели образования? (Ведь дух дышит, где хочет!) Такие прецеденты бывали, и они имеют свое название - тоталитаризм. Было бы слишком просто (и жутко), если бы цели и ценности образования вновь начали спускаться сверху в органы образования, затем в систему образования и, наконец. в головы учащихся.
Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе образования.
Требования, цели, реформы, стратегии, доктрины, как бы их не называть, должны быть не навязаны извне, а приняты в себя системой образования. Последняя уже пришла к заключению, что учащийся - не объект воздействия, воспитания, а субъект учения, учебной деятельности. Она отказалась от "фантома однообразия", от искусственного подведения всех под одну норму и вспомнила, что индивидуальность учащихся есть главная ценность, реальная основа, живая сила психического развития, его источник и причина (см. В.В.Зеньковский, 1996, с.192).
Система образования становится, наконец, главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения, она перестает быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию.
Система образования, естественно, не безупречна. Сталкиваясь с неисчерпаемостью мира ценностей, мира идеалов, она сама вынуждена доопределять общечеловеческие ценности, ставить цели и искать средства образовательной деятельности. Разумеется, как во всяком творчестве, успех не гарантирован. Но он существенно выше, когда цели и средства оказываются не внешними по отношению к образованию, а органичными, имманентными ему. Девальвация старых целей и ценностей, поиск новых, опробование целей средствами, их определение и доопределение - это и есть духовная работа нашего образования.
К этой работе следует прислушаться, проанализировать её, довериться ей, не опасаясь того, что инновации в образовании приведут к хаосу. Растущее разнообразие в образовании - это необходимое условие его устойчивости и стабильности. Именно разнообразие и обеспечивает возможность выбора и последующего отбора наиболее эффективных образовательных стратегий и технологий.
Образование замечательно тем, что в нем всегда сосуществуют, борются, соревнуются консервативные и динамические составляющие и свойства. Не нужно думать, что источником динамизма может быть только государство и мобилизованные и призванные им реформаторы. Чувство гражданственности свойственно системе образования не меньше, а скорее всего больше, чем любым другим институтам государства. Образованию больше, чем любым другим частям общества, свойственны широта культурного кругозора, влечение к таким "бесполезным" ценностям, как свобода, добро, знание, понимание, искусство, человеческая мысль... Образование России, культура России - это её достояние и неотъемлемая часть. Пока они живы, будет жива и Россия.
Вывод: Как мы видим взгляды на проблемы целей и ценностей в образовании раскрывается совершенно по-разному в зависимости от системы взглядов. При этом стоит отметить, что существующая система ценностей довольно не стабильна и не определена до конца.Нам ближе христианская ценностная система, рассмотренная В.С.Соловьёвым, так как она отражает взгляд на личность как на творение Божие и ставит целями образования важнейшие для нас аспекты воспитания. Однако не стоит пренебрегать и ценностями базовой системы образования.