Информационно - практический проект.
Тема: «Знакомство с книгой»
Цели: развитие познавательной активности, творческих способностей и воспитание любви, интереса к чтению в процессе создания
мини - музея «От гусиного пера до авторучки, от папируса до компьютера»
Задачи: познакомить с историей возникновения книг.
Вовлечь родителей и детей в поисково - исследовательскую работу.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Возраст: дети средней группы (4-5 лет)
Воспитатель: Исмаилова Л.У.продолжительность:2015 - 2016 г.
План мероприятий
№ | Мероприятие | Дата |
Акция «День дарения книг» В нашей группе мы провели акцию "Подари книгу детям", как одну из форм работы с семьей. С благодарностью принимали книгу отродителей, располагая её доступно на книжной полке, отмечали каждого из участников акции, а также дарили книжки малышам. | 14.02.2015 | |
«Неделядетской книги»тематическая неделя Цель:развить устойчивый интерес, как к самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Международный-флешмоб Флешмоб- это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия. Условия: сфотографироваться с плакатом и книгой рекомендованной для чтения детям. | С 23.03. - 27.03.2015 | |
Международный день детской книги Цель: познакомить детей с праздником – Международным днём детской книги; помочь детям вспомнить знакомые произведения и авторов; расширить представления детей о разнообразии книжной литературы; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. | 2.04.2015 | |
Родительское собрание: «Читательская гостиная» Цель: повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. | 15.05.2015 | |
Флешмоб с родителями «Читаем дома» Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя; способствовать зарождению традиции семейного чтения. На родительском собрании «Читательская гостиная» предложили родителям в 21.00 взять книги в руки и почитать своим детям перед сном хорошую книгу. За отчет об участии во флешмобе договорились считать фотографию. Многие откликнулись на предложение, приняли участие во флешмобе и представили свои фотографии. | 17.05.2015 | |
Акция «Книга здорова» Условия: отремонтировать вместе с родителями книгу приклеить стикер и сфотографироваться. В рамках данного мероприятия все «потрепанные книги в нашей группе получили вторую жизнь, а ребята очень обрадовались «новым» книгам. | 15.09.2015 | |
Конкурс на лучшего чтеца стихотворения Цель: развитие у детей поэтического слуха, умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, воспитание интереса к поэтическому творчеству детских писателей. | 1. 10.2015 | |
Экскурсия в библиотеку Цели: познакомить детей с библиотекой и профессией библиотекарь; расширить представление детей о том, какие книги бывают. Как известно, главный дом книги – библиотека. Поэтому я и решила отвести детей именно туда. Моим ребятам очень понравилась эта идея и вот в один из осенних дней мы отправились в наше небольшое путешествие. | 9.11.2015 | |
Экскурсия на почту «Письмо деду Морозу»В рамках реализации проектаорганизовали для детей экскурсию в центральное отделение Почты России своего города. Цель визита была более чем актуальная – отправка иллюстрированного письма Дедушке Морозу; а также активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников почты. | 3.12.2015 | |
Акция «Буккроссинг» Почему мы решили поддержать это движение? Дело в том, что в наше время (век повальной компьютеризации) книга – такая необходимая вещь в воспитании лучших нравственных качеств и полноценном развитии личности ребёнка - становится всё менее востребованной. Это несправедливо по отношению к книгам, на которых выросло не одно поколение грамотных и интеллигентных людей. | С 11.01.2016 |
Структура проекта:
ü Тема, вид, форма проведения, интеграция.
ü Цель, задачи, проблема.
ü Актуальность.
ü Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
ü Предварительная работа.
ü Содержание проекта.
ü Результаты проекта.
ü Литература.
ü Приложение.
Этапы работы над проектом
§ Определение темы проекта.
§ Формулировка цели и задач.
§ Составление плана проекта.
§ Реализация проекта.
§ Подведение итогов проекта.
Проблема: снижение интереса к чтению в России. Цель проектадля детей: узнать откуда пришла книга. Для педагогов: формировать у детей и родителей правильное отношение к книге, как объекту получения знаний и удовольствия;воспитывать читательский интерес.
Вид проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: педагог, дети средней группы, родители, работники библиотеки, работники почты.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие. Линии развития личности: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие мышления и воображения, фантазии. Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, дидактические игры, беседы, опыты, наблюдения, совместные сюжетно - ролевые игры. Актуальность: В современном мире на детей обрушивается большой поток информации из телевидения, интернета. Книга в жизни ребёнка отодвинута на второй план. Очень важно привлечь внимание детей к книге. Мы предположили, что если подробно узнаем об истории возникновения книги, этапах её создания, примем участие в изготовлении книжек-самоделок, проведём агитацию среди родителей группы, то мы сформируем у детей и родителей правильное отношение к книге, как объекту получения знаний и удовольствия; повысим читательский интерес.
1. Подготовительный этап. Постановка проблемы (мотивация детей к деятельности) Дети получили послание/свиток от библиотекаря-хранителя книг, в котором он предлагает оценить значимость книги.Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта «Знакомство с книгой», мы обсуждали с детьми, что они хотели бы узнать. Так была определена цель для детей – узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.Совместно с детьми было принято решение найти ответы на поставленные вопросы.
Предварительная работа с детьми: — тематическое оформление групповой комнаты,— дополнение уголков (книжный, уголок творчества, театральный уголок) новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления),— рисование совместно с родителями героев любимых сказок — чтение детских сказок, рассказов, стихов,— выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения.— подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги,подбор портретов поэтов и писателей. Взаимодействие с родителями: познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации;участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе. Родительское собрание: «Читательская гостиная» Консультация на тему: «Что и как читать ребёнку дома» «Значимость детского чтения» «Как привить любовь к чтению книг?» Анкета: «Книги в вашем доме», Привлечение родителей к сбору и изготовлению экспонатов для мини-музея (береста, книги, церы, атрибуты для с/р игр) Предполагаемые итоги реализации проекта: Получение дополнительных знаний о книгах.Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.Организация выставки рисунков по любимым сказкам.Развлечение: «В гостях у сказки».Родительская мастерская (Изготовление книжек-малышек вместе с мамой и папой, выставка поделок, сделанных своими руками «По страницам сказок»).Совместное творчество — пластилиновая сказка (лепка из нетрадиционных материалов), рисование, аппликация.Флешмоб «Читаем дома» с участием детей и родителей. Акция «Книга здорова», Акция «Буккроссинг» Создание мини - музея: «От папируса до компьютера, от гусиного пера до авторучки»
2. Основной этап. Реализация проекта, осуществление деятельности
Речевое развитие: Чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, пословиц о книге. Игры-викторины с использованием ИКТ по произведениям детских писателей «Угадай сказку» |
Социально – коммуникативное развитие: Беседы о бережном отношении к книгам, о правилах поведения в библиотеке. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Маленькие экскурсоводы» (в Музее книги), «Книжный магазин». Труд «Мастерская для книг»: Изготовление книжек - малышек для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Изготовление закладок для любимой книги.. Безопасность: Беседы о правилах чтения, о вреде чтения лёжа, в темноте. |
Физическое развитие: Проведение гимнастики для глаз, динамических пауз для тренировки зрительных функций, повышение остроты зрения Художественно - эстетическое развитие: Участие в сборе экспонатов и оформлении Мини-музея «Книги» Рисование иллюстраций по произведениям детских писателей слушание сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», опера «Курочка ряба» |
Познавательное развитие Опыт «Свойства бумаги», Составление правил «Как обращаться с книгой?», Экскурсия в библиотеку, на почту.
Беседа о художниках-иллюстраторах книг.
3 Заключительный этап. Результаты проекта:
Дети познакомились с историей создания книг, их многообразием.В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей, художников иллюстраторов. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях детских писателей и поэтов. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.Дети участвовали во Всероссийских олимпиадах: «Ты лидер» в номинации «Волшебный мир сказок» Черепанина Даша«Шаг вперед» в номинации «Сказки Пушкина» Пахомов Андрей«Смарт» Международный Флешмоб «Читаем детям книги»Дети средней группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей.
Дети вместе с родителями участвовали в Флешмобе «Читаем дома», Акции «Буккроссинг», Акция «Книга здорова», Акция «Подари книгу малышам»
Продукт проекта:
Выставка рукописной книги «Книжки – малышки» в группе.Презентация «Знакомство с книгой»Коллективное обсуждение итогов проекта Итогового мероприятие-викторина: «Всё про книгу» Мини – музей: «От папируса до компьютера, от гусиного пера до авторучки» Методическое обеспечение: создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры); создание тематических выставок.Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
Вывод: Проект позволил нам повысить интерес детей к художественной литературе, дети познакомились с составными частями книги: обложка, страница, текст, иллюстрации. Теперь дети могут занять себя в книжном уголке, выбрать книгу, настольный театр, дидактическую игру, рассматривают иллюстрации, любят слушать, когда им читают взрослые. В процессе подготовки проекта дети и родители получили удовлетворение от совместной работы
Литература:
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада».
Микляева Н.В. «Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой» Сомкова О.Н. и др. «Путешествие по стране правильной речи»
Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область "Чтение художественной литературы"
Набойкина Е. Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком».
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»