В жизни Западной Европы XVII век отмечен острым настроением кризиса. Раскол церкви (противостояние протестантов и католиков), усиление феодально-католической реакции, войны и революции – все это породило разочарование в окружающем мире. В отличие от гуманистического мировоззрения Ренессанса, мировоззрение XVII века пронизано глубокими сомнениями в справедливом устройстве мира. Исчезает уверенность в торжестве положительных начал жизни, обостряется ощущение трагических противоречий.
Мысли о дисгармонии мира всё чаще проникают в эстетику и искусство. Искусство Возрождения объективно, ему чужды острый драматизм и трагедийность. Образный строй художественных произведений отличает спокойная уравновешенность, сдержанность. Пришедшее на смену искусству Возрождения искусство XVII века гораздо чаще передает страдание, эмоциональное напряжение, подчеркивает бессилие человека перед жестокими силами, и в этом – одно из его резких отличий от искусства Ренессанса.
С особой силой отмеченные черты проявились в художественном стиле, который получил название барокко. Итальянское «barocco» – вычурный, причудливый, странный. Действительно, отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе очень контрастные элементы: черты мистики, фантастичности, повышенной экспрессии с рассудочностью, пышную декоративность, торжественность – с бурной динамикой, напряженностью, сюжеты античной мифологии с христианской символикой.
Окружающий мир предстает в этом искусстве сложным, бесконечно разнообразным, изменчивым; человеческая личность – противоречивой, многогранной, вовлеченной в круговорот жизненных конфликтов.
|
Свойственная барокко грандиозность и пышность, подчеркнутая эффектность с особой силой проявилась в архитектуре. Барочные дворцы и церкви отличаются роскошью, в них значительно усилен декоративный элемент. Интерьеры украшены скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии. Характерны контрасты выступающих вперед и уходящих в глубину частей. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы).
Родиной архитектурного барокко стал Рим. Здесь протекала деятельность Джованни Лоренцо Бернини, самого выдающегося представителя итальянского барокко. Ведущий архитектор Ватикана, Бернини возглавлял все основные работы по украшению столицы. Благодаря его проектам Рим приобрел барочный облик. Шедевры Бернини: колоннада собора св. Петра и оформление площади у этого собора; парадная лестница Ватиканского дворца; церковь св. Андрея на Квиринальском холме.
Бернини был не только архитектором, но и гениальным скульптором. Его знаменитые статуи – «Аполлон и Дафна», «Давид» – поражают необычайным мастерством в передаче стремительного движения.
Другой представитель итальянского архитектурного барокко – Франческо Борромини, который довел этот стиль до максимальной напряженности. Одно из лучших его произведений – церковь Сан-Карло у площади Четырех фонтанов в Риме.
В живописи барокко преобладают религиозные и мифологические сюжеты, а также парадные портреты, подчеркивающие положение человека в обществе. Наряду с торжественно-величавыми образами Христа и Марии особое распространение получают сюжеты, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя: сцены казней и мучений святых, религиозных видений.
|
Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы: объединение фигyр по диагональным линиям (для усиления впечатление движения), противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Так, на мощных контрастах света и тени основана творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо: «Положение во гроб», «Успение Марии», «Призвание апостола Матфея», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист».
Сильными барочными тенденциями отмечена живопись Испании XVII века. Ее расцвету способствовало творчество таких художников, как Эль Греко («Погребение графа Оргаса»), Рибера («Хромоножка», «Святая Инесса»), Сурбаран («Детство Марии», «Отрочество Марии»), Мурильо («Смеющийся мальчик»).
Центральной фигурой испанской школы эпохи барокко является Диего Веласкес. Будучи придворным живописцем испанского короля, Веласкес почти не писал для церкви. Он создал множество портретов самого монарха, его детей («Менины») и приближенных. Вершина портретного творчества Веласкеса – «Портрет папы Иннокентия X ».
И всё же на первый план в изобразительном искусстве XVII века выходят Фландрия (Нидерланды) и Голландия. Именно этим странам принадлежат имена самых великих мастеров того времени: Рубенса во Фландрии и Рембрандта в Голландии.
|
Питер Пауль Рубенс – ярчайший представитель барокко. Подобно великим титанам Возрождения, он проявил себя в разных сферах деятельности: был дипломатом, отличался блестящей эрудицией (прекрасно знал латынь, свободно владел всеми европейскими языками), собрал замечательную коллекцию произведений искусства.
Ту же многогранность проявил Рубенс и в творчестве: он был не только живописцем, но и книжным графиком, архитектором-декоратором, автором скульптурных проектов. Блестящий дар монументалиста продемонстрировал он в серии картин, прославляющих Марию Медичи, а также в алтарных образах, которые выполнял для церквей. Среди религиозных картин одной из самых характерных является «Воздвижение креста». Рубенс был виртуозом и портретной живописи («Портрет камеристки Изабеллы», «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка»), и античной темы («Персей и Андромеда»).
Среди многочисленных учеников Рубенса – Якоб Иорданс («Бобовый король»), Франс Снейдерс (крупнейший мастер натюрморта), Антонис ван Дейк (портретист).
Гордостью Голландии является Рембрандт Ван Рейн.Тематика его творчества разнообразна: мифология («Даная»), история («Заговор Юлия Цивилиса»), портрет («Флора», «Автопортрет с Саскией», «Ночной дозор»), жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, евангельские сюжеты («Возвращение блудного сына»).
Среди голландских художников XVII века выделяется также Ян Вермеер Делфтский: «Девушка с письмом». «Кружевница», «Служанка с кувшином молока».
В целом голландская живопись развивалась в направлении большей простоты, интимности, правды. Главными заказчиками картин в буржуазной Голландии были состоятельные горожане, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь. Картины предназначались не для церквей и замков, а для жилых комнат, отсюда — их небольшие размеры, а также господство жанровой, бытовой и пейзажной живописи в творчестве Питера де Хоха («Хозяйка и служанка»), Терборха («Бокал лимонада»), Хеды («Завтрак с крабом», «Завтрак с ежевичным пирогом»).