Семинар-практикум для педагогов и родителей




 

«Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!

«Кармашки»

 

 

«Игрушки»

 

 

«Лето»

 

 

«Ромашки»

 

 

«Прогулка по городу»

 

 

«Загадка (Почтовый ящик)»

 

 

«Загадка (Лук)»

 

 

«Про насекомых»

 

 

«Зимняя прогулка»

 

 

 

«Подарки Осени»

 

 

«Водичка, водичка»

 

 

«Штанишки для Мишки»

 

 

 

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

 

 

Я сосульку не сосу...

Я ее домой несу.

Стало ей от солнца жарко —

Мне ее ужасно жалко.

Пусть все лето, целый год

В холодильнике живет.

А. Горбунова

 

 

Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

 

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала:

— Ква-ква-ква!

 

 

 

Маша варежку надела:

· Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

· Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

А. Саконская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: