Актуальность исследования.




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.. 2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.. 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 6

1.2. Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. 14

1.3. Особенности пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. 21

Глава 2. Изучение особенностей развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.. 32

2.1. Методика и организация констатирующего эксперимента и организация исследования пространственно-временных представлений у дошкольников. 32

2.2. Анализ результатов изучения пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. 34

Глава 3. Направления и содержание коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. 49

3.1. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. 49

Заключение.. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 69

 


 

Введение

Актуальность исследования.

Современные требования к дошкольному образованию приводят к динамическим и производительным изменениям в его содержании, обеспечивающих направленность образовательного процесса на личностное развитие, а следовательно,‑ воспитание всесторонне развитой, творческой личности, способной к самореализации, активному познанию, конструктивному и творческому использованию приобретенных знаний и опыта в повседневной жизни. Данные различных наук свидетельствуют, что наиболее полно познавать окружающий мир и эффективно взаимодействовать с ним, создавать собственную картину мира, найти свое место в нем позволяют пространственные и временные ощущения в их единстве. Проблема ознакомления детей со временем и пространством является сложной и разноаспектной, что приводит к ее актуализации на современном этапе развития дошкольного образования.

Развитие пространственно-временной ориентировки у ребенка происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Существенные изменения в восприятии пространства у ребенка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей. Благодаря овладению речью восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень, происходит образование пространственных представлений.

Первоисточником представления служит восприятие, но роль возбудителя для его воспроизведения выполняет словесный раздражитель. В процессе формирования умственного действия с пространственным образом, по мнению Б.Ф. Ломова, намечаются три основных этапа: 1) практическое действие с реальным предметом; 2) внешнее действие с воображаемым предметом (имитирующее движение, изображение предметов в воздухе); 3) умственное действие с представлением. На каждом этапе в действие включена речь.

Владение пространственно-временными представлениями определяет развитие когнитивной и речевой деятельности ребенка и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности. Включаясь в уровневую структуру пространственных представлений, речь выступает, с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой — как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом, по мнению ученых, степень вербализации пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка (А. М. Леушина, А.А. Люблинская, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.).

Теоретически и экспериментально установлено, что особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления (Т. В. Ахутина, В. К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Цветкова и др.).

Аналитический обзор литературы по проблеме общего недоразвития речи показал, что пространственные представления дошкольников с ОНР изучались в связи с исследованием грамматического строя речи (Л.В. Ковригина, Р. Е. Левина, Е. Л. Малиованова, Е. В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н. П. Рудакова, Н. В. Серебрякова, М. Ф. Фомичева и др.), готовности детей с ОНР к обучению в школе (Т. В. Ахутина, А. В. Лагутина, Н. Е. Новгородская и др.), готовности их к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л. Ф. Обухова, Л. Е. Томме и др.), с профилактикой дискалькулии (Л. Б. Баряева, А. Гермаковская, С. Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, О. В. Степкова и др.). Отмечается, что однотипность нарушений речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностью пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер.

Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Отсутствует научно обоснованная методика, которая обеспечила бы формирование у детей с ОНР способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию и оречевлению категорий пространства в наиболее сенситивный дошкольный период. В связи с этим возникает потребность в создании модели формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР III уровня, исходя из их индивидуально-типологических особенностей и адаптационных возможностей, с учетом достижений в области дидактико-методического обеспечения в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования.

Объектом исследования: пространственно-временные представления у дошкольников.

Предмет исследования: особенности формирования пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с ОНР имеются недостатки базисных пространственно-временных ориентировок, что препятствует формированию полноценных пространственно-временных представлений и их словесного обозначения. Требуется целенаправленная коррекционно-развивающая и логопедическая работа по этому разделу.

Целью данной работы является изучение особенностей пространственно-временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме познавательного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

2. Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР.

3. Разработать методические рекомендации к коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию пространственных и временных представлений.

Методы исследования: в соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); психодиагностические (тесты, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики.

Организация исследования:

Этапы исследования:

Первый этап – подготовительно-аналитический (разработка гипотезы исследования, изучение психологической, психолингвистической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования).

Второй этап – поисково-аналитический (разработка методов изучения уровня сформирования пространственно-временных представлений, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Третий этап – экспериментальный (разработка методики коррекционно-логопедической работы по формированию пространственно-временных представлений у детей с ОНР.

Четвертый этап – заключительно - обобщающий (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление текста дипломной работы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: