Век Изобразительное искусство Италии 1
Что вам известно о сфумато Леонардо?
Термин происходит от итальянского «sfumate» — «приглушить» или «дымка». Данная техника состоит в том, чтобы скрыть четкую линию, размыть контуры, как бы покрыть формы вуалью, чтобы формы растворялись в тенях, незаметно перетекали из одной в другую. Сфумато это смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Благодаря сфумато исчезает впечатление искусственности, неподвижности и высушенности фигуры, становится возможным передать таинственность и изменчивость человеческого лица.
Что писал о Рафаэле искусствовед венской школы искусствознания Макс Дворжак?
О Рафаэле Макс Дворжак пишет: «Краеугольным камнем стиля Рафаэля была, во-первых, «красота». Этот термин, еще не известный эпохи кватроченто, постоянно истолковывается здесь, в том плане, что художник правомочен отобрать из ряда моделей ту, которая более всего соответствует его представлениям о совершенном человеке. Благодаря этому создаются новые идеальные типы, уже не представляющие собой плод синтеза поисков верности природе, но противопоставленные природе в качестве более высокой поэтической и художественной реальности.
Во-вторых, в основу стиля Рафаэля положена «большая манера». Произведения искусства должны воздействовать на зрителя посредством не одной только телесной красоты форм, но и их усугубленной общей значимости, все повседневное, все банальное должно быть изгнано из них. И в каждой линии, в каждом мотиве постановке тела, в каждой форме должны найти выражения свобода художника, его мастерство и выучка. «Большая манера» предполагает не только своеобразный характер формы, но и содержание. «Большая манера» предполагает возвышенный образ мысли. Герои здесь должны выглядеть некими носителями высшего бытия».
|
Именно эта специфика манеры Рафаэля сделала его самым важным художником для последующих поколений, в основном, для академистов.
Век Изобразительное искусство Италии 2
Чем характеризуются произведения маньеризма?
Характерными особенностями маньеризма, принято считать повышенный спиритуализм, сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему, взвинченность и изломанность линий. В частности, частое использование так называемой «змеевидной» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с разномасштабностью фигур, освещением или усиленной перспективой, использование резкой, контрастной цветовой палитры, перегруженность композиции деталями. Картины маньеристов часто вызывают ощущение обеспокоенности, тревоги, неустойчивости композиции, холодности.
М. Фридлендер в качестве типичных признаков маньеристической живописи выделял пристрастие к:
· удлинённым фигурам;
· экзотическим костюмам персонажей;
· аффективным жестам;
· ярким, контрастным тонам.
Что характерно для живописи венецианской школы?
В Венецию Возрождение пришло позже, поэтому Венеция выработала свою манеру. Глаз венецианцев привык к византийской нарядности, звучности красок, поэтому они стремились к большему, чем сухой стиль флорентийской живописи. Венецианцы уделили меньше внимания рисунку и больше колориту. Для венецианской школы характерно:
|
- не всегда строгая и ясная композиция;
- мягкий тональный колорит, благодаря которому все элементы картины связаны в единое целое;
- создание единой красочной гаммы полотна;
- античное ощущение гармонии, безмятежность, слияние с природой.
век Изобразительное искусство Италии
1. Какие установки были характерны для академии братьев Карраччи?
На рубеже 16-17 веков в связи с общим культурным изменением и как реакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, так называемой Болонской Академии. Основатели (братья Карраччи) стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая к изучению натуры. Братья выстроили четкую педагогическую систему. Главное достоинство их школы – это наличие строго метода.
Карраччи стремились выработать новый большой стиль, который станет синтезом лучших достижений предыдущих эпох. Копируя и сличая копии с оригиналами, они пришли к мысли, что единственный путь к возрождению искусства — это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма. Так рисунку следует учиться у Леонардо, композиции у Рафаэля, а колориту у Тициана. Наибольшее внимание уделялось рисунку. Только после освоения рисунка, ученики могли переходить к многофигурным композициям, и лишь затем к работе с цветом.
Живопись братьев Карраччи – это осмысленная мастеровитая живопись, где есть место эмоциям, но важна строгая и ясная композиция.
|
Свои правила Карраччи сформулировали в трактате. Одно из них – это правило трехцветки. Оно гласит: чтобы создать гармоничную цветовую композицию нужно все предметы окрасить в мягкий и неброский бежево-коричневый тон. После этого следует добавить несколько ярких акцентов и именно желтого, красного и синего цветов. Именно таким образом картина получается законченной, гармоничной и приятной глазу.
2. Какие свойства отличают живопись Караваджо?
Караваджо был современником братьев Карраччи, с которыми они были непримиримыми идеологическими соперниками. Стиль Караваджо был ярким и новаторским, своим творчеством он установил новый закон, новый порядок. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.
Для живописи Караваджо характерно:
· Свет – как составляющее композиции, свет имел символическое значение, носил драматургическое функцию;
· Натуралистический подход к изображению натуры. Караваджо пишет то, что видит, он достоверно, во всех подробностях показывает нам библейские сюжеты. Караваджо не идеализирует людей, а показывает их такими, какие они есть. Благодаря этому сцена становится ощутимо достоверной;
· Крепкая композиция. Плотная спаянность всех фигур. Из картины невозможно не убрать, не передвинуть ни одну фигуру. Фигуры объединяет пластика и светотень;
· Нейтральный фон. Нейтральный фон, на котором фигуры выглядят особенно выпуклыми и реальными;
· Драматизм. Страдания показываются прямо и открыто. Эмоции выражаются не условным языком, они показаны правдиво, искренне. Картины близки и понятны простым людям. Караваджо обращается к людям, к их эмоциям.