Уровень развития пространственной ориентировки | Категория испытуемых | |
Дети с ОНР | ||
Количество человек | % | |
3 балла — высокий. | 21,4% | |
2 балла — средний. | 35,7% | |
0-1 балла — низкий. | 42,9% |
Оценивая выполнение задания в целом, отметим, что дети с ОНР в большинстве имеют средний и низкий уровень пространственных представлений.
Так, наглядное ("зеркальное") воспроизведение движений, выполняемых взрослым: 3 (21,4%) правильно повторили движения за взрослым. Дети умеют различать правую и левую руку, ровно держат руки на уровне груди и на уровне носа. 5 (35,7%) детей с ОНР допускали некоторые ошибки во время выполнения упражнений, обычно возникали трудности коснуться левой и соответственно правой рукой уха и глаза. Однако, полученные данные показали, что подавляющее большинство детей 6 (42,9%) с ОНР не смогли с точностью повторить движения за взрослым. Дети не чувствуют пространственной ориентации, путаются в определениях левой и правой стороны тела, им больше времени требуется, чтобы понять и повторить задание.
Полученный результат отражен на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Результаты обследования пространственных представлений по методике Хеда.
По языковым критериям методики, получили следующие результаты: 7 (50%) детей с ОНР вместо того, чтобы взяться за ухо, прикасается к щеке, или глазу.6 (43%) не смогли показать левой рукой правый глаз, путались в определении, где левая и правая рука. 7 (50%) не умеют правильно делать разворот кисти руки.
По методике "Скажи, где, что находится?" обнаружили у детей умение ориентироваться в направлениях пространства в различных условиях восприятия: в исходном положении; при повороте на 90 градусов;при повороте на 180 градусов.
В статистическом положении только 1 (7,1%) ребенок с ОНР правильно указал флажком направление движения, хорошо и быстро выполнил задание исумел объяснить все предметы, которые находились вокруг. 2 (14,3%) детей с ОНР допускали ошибки при выполнении упражнения, особенно возникали трудности, когда нужно было менять флажок между левой и правой рукой и показывать направление движения; не могли объяснить, какая игрушка находится близко, а какая далеко.
11 (78,6%) детей с ОНР не смогли правильно воспроизвести направления под названием, для выполнения упражнения им нужно больше времени и помощь взрослого. Также дети не могли назвать, какая вещь находится перед ней, а которая далеко, высоко и которая сбоку. Полученный результат отражен в табл.2.2.
Таблица 2.2.
Результаты по наглядным ("зеркальным") критериям воспроизведения движений
Уровень умения ориентироваться в направлениях пространства | Категория испытуемых | |
Дети с ОНР | ||
Кол.чел | % | |
высокий. | 7,1% | |
средний. | 14,3% | |
низкий. | 78,6% |
Рис.2.2. Результаты по наглядным ("зеркальным") критериям воспроизведения движений.
Итак, по данным рис.2.2. 1 (7%) ребенок с ОНР умеет ориентироваться в направлениях пространства в исходном положении. 2 (14%) детей с ОНР имеют средний уровень. 11 (79%) с ОНР обнаружили низкий уровень ориентировки в направлениях пространства в исходном положении.
Во время выполнения задач по ориентированию в направлениях пространства мы пытались их сочетать в любом порядке. В частности, задание усложнялось и упражнение дети выполняли, сделав поворот на 90 ° и 180 °.То есть перед детьми снова ставилась задача назвать, где что находится в комнате.Результаты почти не отличались от предыдущего критерия, где дети находились в исходном положении: 1 (7,1%) ребенок с ОНР повторил и выполнил все задания правильно и быстро. 2 (14,3%) детей с ОНР обнаружили средний уровень, дети понимали задачи, ориентировались, где левая, правая сторона, где низ, а где верх, однако требовали подсказок со стороны взрослого в ориентировании, что близко, а что далеко.
Большинство детей 11 (78,6%) с ОНР показали низкий уровень ориентировки в направлениях пространства в положении 90 ° и 180 °. Дети не понимали команды: "Что ты видишь перед собой?", "Какая вещь находится позади тебя?", "Что ты видишь вверху?", Особенно возникали трудности в понимании понятий - около и далеко. Полученный результат отражен в таблице 2.3. и на рис. 2.3.
Таблица 2.3.