Основополагающие принципы формирования кадровой политики




  • научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
  • комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
  • системность, т.е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
  • необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
  • эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.

40. Структура себестоимости не статична, она находится в постоянном движении. Динамика структуры себестоимости определяется многими факторами, к которым относятся:

1. Специфика предприятия. По данному признаку выделяют трудоемкие предприятия (на которых большая доля в себестоимости приходится на зарплату работникам), материалоемкие (требуют больших материальных затрат), фондоемкие (существенная амортизация), энергоемкие (производство требует большой доли топлива и энергии);

2. Фактор ускорения технического и научного прогресса, который определяет возможность уменьшения доли труда живого и, соответственно, увеличения труда овеществленного (то есть не создающего стоимости товара, а являющегося условием его создания);

3) Географическое положение (местонахождение) предприятия;

4) Уровень специализации, комбинирования, концентрации, кооперирования и диверсификации производства;

5) Инфляция в сочетании с возможными изменениями процентных ставок банковского кредита.

Структура себестоимости характеризуется такими показателями как:

• доля каждого элемента (или статьи калькуляции) в полных затратах;

• соотношение живого труда (деятельность людей, затраты их умственной и физической энергии на производство или выполнение работ) и овеществленного (труд, который ранее был затрачен на добычу сырья, создание приспособлений, производство материалов, строительство сооружение и т.д. Он воплощается в самих средствах производства и характеризует технологический потенциал предприятия);

• соотношение постоянных затрат и переменных; основных и накладных, производственных и коммерческих, прямых и косвенных расходов и т.д.

Структура себестоимости постоянно подвергается анализу для рационализации управления издержками с целью их минимализации.

Структура и виды себестоимости взаимосвязаны. Именно состав затрат позволяет выделять виды себестоимости продукции: технологическую, цеховую (включает технологическую и расходы общепроизводственные), производственную (включает цеховую, общехозяйственные расходы и возможные потери от брака), полную (включает производственную и коммерческие расходы). Таким образом, полная себестоимость являестя отраженирем всех затраты и на производство продукции, и на ее реализацию.

Предприятие занимается расчетами себестоимости единицы продукции каждого вида; товарной,валовой, реализованной, готовой продукции и незавершенного производства. Различают себестоимость плановую, фактическую и нормативную.

 

41. Экономическое содержание, функции, источники получения прибыли.

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

 

Прибыль характеризует экономический эффект полученный предприятием, отражает конечные результаты деятельности предприятия.

 

Прибыль создает базу для экономического развития государства.

 

Прибыль является основным внутренним источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия (Чем выше уровень прибыли, тем меньше необходимость привлечения финансов из внешних источников).

 

Прибыль является постоянно воспроизводимым источником финансирования предприятия.

 

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия – это обеспечивается путем капитализации части полученной прибыли, т.е. она направляется на прирост активов предприятия. Чем выше уровень капитализации, тем выше стоимость активов и стоимость предприятия.

 

Прибыль является основным защитным механизмом, который предохраняет предприятие от угрозы банкротства.

 

Прибыль играет социальную роль, т.к. она служит источником внешней благотворительности, т.е. за счет нее финансируются отдельные социальные учреждения.

 

Выделяют три основные функции прибыли:

 

1. Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Прибыль показывает насколько эффективно работает предприятие.

 

2. Стимулирующая – прибыль конечный финансово-экономический результат предприятия. Обеспечивает прирост собственного капитала. Стимулирование работников в форме материального вознаграждения.

 

3. прибыль является источником формирования доходов бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджетов.

 

Три основных источника получения прибыли:

 

1. Образуется за счет монопольного положения предприятий по выпуску той или иной продукции, или уникальности продукта.

 

2. Связан с производственной или предпринимательской деятельностью, т.е. предполагает знание коньюктуры рынка и умение адаптировать производство под изменяющуюся коньюктуру.

 

Величина прибыли зависит от:

 

· Объема производства

 

· Структуры издержек производства

 

· Условий продажи товаров и оказания услуг

 

· Направленности предприятия по выпуску продукции

 

3. Инновационная деятельность предприятия, т.е. предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности.

 

52. Качество продукции — это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным — надежность, безотказность, ремонтопригодность и др.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры), относительными (балы) и стоимостными.

По стадии определения — прогнозируемые, процентные, нормативные и фактические показатели.

По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологичности, эргономические, эстетические.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.

Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Показатели транспортабе6льности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т. е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Показатели экономичности связаны с ценой изделия. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможность реализации продукции на мировом рынке.

К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, металлоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия на этапе функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования».

Эстетические показатели характеризуют внешний вид, удобство. Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств называется единичным (мощность, калорийность), а многие — комплексным. Комплексные подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель — это определенная совокупность единичных. Например, надежность зависит от ряда единичных показателей a12,…an.

Обобщенный показатель характеризуется совокупностью всех оцениваемых свойств изделия.

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес­кого планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.Обеспечение конкурентоспособности продукции и пути её повышения

 

53. Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности пред­приятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукция или ока­зания услуг, необходимых обществу. Вто же время на рынке дей­ствует несколько производителей одноименного товара ипред­почтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть кон­курировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.

Под конкурентоспособностью продукции или услуги понима­ется их способность выдерживать конкуренцию, то есть возмож­ность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкрет­ную способность потребителя и быть доступным по цене. Конку­рентоспособность — комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособ­ности основывается на сравнительном анализе его совокупных ха­рактеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

б) профессионализмом директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

С конкурентоспособностью товара связан другой показатель — конкурентоспособность предприятия. В экономической литературе он ещё не устоялся. Разные исследователи в понятие «конку­рентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия произ­водить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффек­тивно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.

В отличие от конкурентоспособности продукции, которая отражает сложившееся в данный момент положение на рынке, конкурентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить конкурентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособность продукции оценивается только применительно к конкретному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным. Например, бытовой холодильник «Bosch» на белорусском рынке неконкурентоспособен потому, что имеет цену значительно выше, чем аналогичные отечественные холодильники. Однако это не говорит о том, что конкурентоспособность фирмы «Bosch» ниже, чем конкурентоспособность фирмы «Атлант». Сложившаяся конъюнктура на белорусском рынке обусловлена социально-экономическими причинами, а не научно-технологическим потенциалом фирм «Bosch» и «Атлант».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: