Дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)




Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;

2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;

3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;

4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;

5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;

6) формирование социально принимаемого поведения детей;

7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

8) сложность перехода детей из ДОУ в школу;

9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;

10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;

11) особенности социализации детей в ДОУ;

12) особенности организации досуга дошкольников и др.

Наличие и актуальность проблем зависит от ряда факторов: социально-экономических условий, территориального расположения ДОУ, политической ситуации в стране, развитости социальных служб в регионе и др.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.

Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.

Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

1) воспитателю:

- разработать индивидуальную методику работы с ребенком;

- организовать социально-педагогическую работу с группой;

- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

- разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;

2) ребенку:

в процессе психофизического развития;

- предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;

3) родителям:

- в налаживании взаимоотношений с ребенком;

- в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

- в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.

Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;

2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;

3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;

4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города;

6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;

7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.

Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности. Приведем типовую технологию решения конкретной социально-педагогической проблемы:

1) определение социально-педагогической проблемы:

- содержание проблемы;

- внешние признаки проблемы;

- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);

- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

2) ситуационный анализ:

- общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;

- организация структуры, в рамках которой возникает проблема;

- типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;

- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;

- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

- определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;

3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:

- определение объекта и предмета;

- определение целей и задач;

определение содержания деятельности;

- выработка показателей и критериев оценки;

- разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

- описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;

- разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;

- разработка рабочего плана;

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

- основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;

- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);

- оценка реальности и значимости проблемы;

- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;

- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;

6) разработка социально-педагогической технологии:

- уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;

- определение причин проблемной ситуации;

- определение действующих и нейтральных факторов;

- определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;

- разработка концептуальных основ разрешения проблемы;

- разработка возможных путей решения проблемы;

- обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;

7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:

- социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;

- социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;

- социальное проектирование — обоснованное конструирование;

- социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.

Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу.

Приведем пример технологии социально-педагогической работы. В числе значимых проблем, находящихся в центре внимания социального педагога ДОУ, адаптация ребенка к дошкольному учреждению.

Наряду с другими специалистами ДОУ, социальный педагог сопровождает адаптацию детей к условиям социального воспитания и предполагает комплексную реализацию различных направлений работы на каждом этапе приспособления ребенка к детскому саду:

1. Ориентировочный этап (поступление ребенка в детский сад) длится с марта по сентябрь, когда происходит запись детей в детский сад. Целью работы на данном этапе является ознакомление педагогов с контингентом детей, поступающих в ДОУ. Главными задачами для социального педагога в этот период являются: сбор информации о вновь поступающих детях; изучение уровня готовности дошкольников к посещению детского сада, индивидуальных особенностей личности, общения и поведения; информирование педагогов и родителей об особенностях детей; ознакомление родителей с организацией жизнедеятельности детей в ДОУ; разработка рекомендаций родителям по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение; организация работы групп адаптации для вновь поступающих детей.

Основными средствами решения поставленных задач являются педагогическая диагностика, консультирование, проведение консилиума. Сбор информации о потенциальных воспитанниках осуществляется при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинской картой ребенка. Уровень готовности ребенка к новым условиям оценивается по итогам специальной диагностической работы, осуществляемой при приеме дошкольника в детский сад. По итогам проведенной диагностики составляется заключение, которое служит основой для выработки индивидуального подхода в организации адаптационного процесса. Информирование педагогов и родителей об особенностях детей осуществляется при помощи консультирования. В результате таких консультаций у родителей возникает целостное представление о новом периоде в жизни их ребенка и возможных трудностях приспособления к условиям детского сада. В помощь родителям социальный педагог разрабатывает рекомендации по организации жизнедеятельности детей в период их подготовки к дошкольному учреждению. В этих целях социальный педагог формирует стендовую информацию, брошюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, а также предлагает родителям специальную литературу.

По итогам ориентировочного этапа проводится консилиум, на котором социальный педагог сообщает результаты диагностики вновь поступающих детей и формулирует основные на-правления работы специалистов по обеспечению психологического благополучия ребенка в период его привыкания к детскому саду.

2. Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывания дошкольников в детском саду и является самым сложным и ответственным периодом как для самих ребят, так и для взрослых (педагогов и родителей). Основной целью на данном этапе работы становится сохранение и укрепление психологического здоровья детей. В соответствие с этой целью перед социальным педагогом ДОУ ставятся следующие задачи: создание максимально благоприятных условий для успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию; предупреждение отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации; организация совместной деятельности воспитателей, администрации, психолога и родителей по решению возникающих в этот период проблем.

Таким образом, поставленных задач социальный педагог достигает при помощи диагностики особенностей адаптации дошкольников к детскому саду, развивающей работы с детьми, консультирования и просвещения педагогов и родителей, методической работы с перед коллективом. По итогам диагностики социальный педагог определяет степень адаптации детей и выявляет ребят, нуждающихся в специально организованной помощи в приспособлении к детскому саду. Консультирование педагогов проводится в целях информирования их об особенностях адаптационного периода детей, ознакомления с результатами диагностики адаптации и координации совместной деятельности по выработке индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников. Социальный педагог вместе с воспитателями уточняет и корректирует перечень требований, предъявляемых к детям, участвует в создании индивидуальных программ адаптации и доводит результаты работы до сведения родителей. Консультирование и просвещение родителей ориентированы на ознакомление их с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации к дошкольному учреждению, особенностями общения с детьми и принципами оказания им поддержки и помощи в разрешении разнообразных проблем.

3. Этап преодоления трудностей адаптации длится до конца первого года пребывания ребенка в детском саду и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности в адаптации. Основной целью данного этапа работы является преодоление различных нарушений поведения, эмоционального самочувствия.

В соответствии с этой целью социальный педагог ставит следующие задачи: устранение негативных факторов, снижающих адаптационный потенциал детей; преодоление трудностей в овладении программным содержанием, нарушений поведения и личностного развития детей; оптимизация взаимоотношений плохо приспосабливающихся детей со взрослыми и сверстниками.

В середине первого полугодия проводится консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь поступивших детей, на котором социальный педагог информирует педагогический коллектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих трудности. Консультирование педагогов на данном этапе проводится для ознакомления их с сутью проблем конкретного ребенка и оказания помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Работа с родителями детей, имеющих трудности в приспособлении к новой ситуации, проводится социальным педагогом как в индивидуальной, так и в групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и снижения уровня тревожности применяются тренинговые занятия, в которых участвуют и родители и дети.

Решение поставленных задач организации процесса адаптации к ДОУ социальный педагог осуществляет при помощи коррекции поведения детей, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы с педагогическим коллективом.

Таким образом, сопровождение адаптации детей к детскому саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимодействия всех специалистов ДОУ при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности (диагностику, профилактическую, коррекционную работу, консультирование, методическую и организационную работу).

В своей работе социальный педагог использует различные формы работы, что способствует раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой социальной ситуации: традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации, "круглые столы") и нетрадиционные формы работы (информационно-аналитические, досуговые, познавательные).

Таким образом, статус и перспективы развития ДОУ позволяют утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: