Модели технологии «Дебаты»




Сущность технологии «Дебаты»

Технология «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.

Сообщение при дебатировании воздействуют на получателя на различных уровнях структуры его сознания. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.

Цели технологии «Дебаты», концептуальные положения

Педагогические цели

Сформировать:

- логическое и критическое мышление школьников;

- навык организации своих мыслей;

- навыки устной речи, риторики, манеры при публичном выступлении;

- эмпатию и толерантность;

- уверенность в себе и способность работать в команде;

- способность концентрироваться на сути проблемы;

Концептуальные положения

- Речевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определенные места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле технологии «Дебаты».

- Идея открытого общества, понимаемого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.

- Современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, то есть их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное принятие разнообразия.

- Существование различных мировоззренческих позиций без жестко заданных норм поведения и восприятия.

- Идея ценности личности и создание среды, адекватной ее развитию.

Особенности содержания

Игра «Классические дебаты»

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса).

При выборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

- иметь четкую формулировку;

- стимулировать исследовательскую работу;

- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Работа с информацией по теме:

- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

- поиск информации с использованием различных источников;

- систематизация полученного материала;

- составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

- формирование и обоснование аргументов, поддержек;

- построение стратегии отрицающей стороны;

- умение правильно формулировать вопросы;

- овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;

- овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая – антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре играет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения отражены в регламенте игры.

Спикер Время выступ-ления Комментарий

У1 6 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

О1 6 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)

У3 к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)

У2 5 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)

О1 к У2 3 мин Первый спикер отрицающей команды задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)

О2 5 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)

У1 к О2 3 мин Первый спикер утверждающей команды задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)

У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)

О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Модели технологии «Дебаты»

Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях.

Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).

Панельные дебаты (panel dеbаtе) – дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех-пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают свое мнение, или задают вопросы участникам беседы.

Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и

дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.

Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.

Экспресс-дебаты. Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника; или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

Модифицированные дебаты. Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов. Например:

- сокращается регламент выступлений;

- увеличивается число игроков в командах;

- допускаются вопросы из аудитории;

- организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

- осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

- создается «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

- изменяется (появляется) роль ведущего игры – учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространенных в практике форм дебатов являются круглые столы (участники рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу).

Круглый стол – это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.

Аквариум выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:

- Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или администрацией.

- Участники дискуссии делятся на две группы (а может быть, и на три), которые располагаются в аудитории по кругу.

- Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.

- Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения).

- Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума», не высказывая своего мнения, могут лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

- Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

- «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.

Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют четкую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то, что оценивание в ней проводит учитель, дает учащимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие.

Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре аудитории в небольшом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с педагогом садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.

Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме (ученик «определился»); предоставление информации, опирающейся на факты или полученной

учеником в ходе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»); привлечение другого ученика к дискуссии.

Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, помехи в проведении дискуссии, монополизацию дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.

Выставление очков за дискуссию. После того как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки определенного образца. Колонки А, Б, В, Г, Д, Е,… – имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведенного времени ученики-счетчики собирают и обсчитывают результаты.

Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после ее завершения дает анализ протекания дискуссии.

Представленных идей и результатов подсчета очков (2).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: