Сущность программы «От рождения до школы»




Форма занятия: лекция оффлайн

(Домашнее задание в конце лекционного материала)

Проблема стандартизации содержания воспитания и обучения детей в детском саду имеет свою историю.

Экскурс в историю программно-методического обеспечения работы ДОУ:

Год Программные документы, определяющие работу дошкольных учреждений
  "Инструкция по ведению очага и детского сада"
  "Программа работы дошкольных учреждений" (проект)
  "Программа и внутренний распорядок детского сада"
  "Руководство для воспитателя детского сада".
  Значительно дополнено и переиздано.
  Дополнено рекомендациями по проведению организованных занятий
1962-1982 "Программа воспитания в детском саду". Переиздавалась 9 раз с изменениями и дополнениями. С 1970 г. – "Программа воспитания и обучения в детском саду"
  "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (СССР) под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова
  "Программа воспитания и обучения в детском саду" (РСФСР). Разработана на основе Типовой программы.
  "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", объявившее о том, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ. Общие требования к программам ("Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ")
  Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы"

Длительное время в нашей стране единым государственным обязательным документом для дошкольных учреждений являлась "Программа воспитания и обучения в детском саду" (Видно из таблицы)

В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Однако эта программа недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

"Временное положение о дошкольном учреждении" (1991) дало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программ программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В 1995 г. было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем закрепилось право на то, чтобы дошкольное образовательное учреждение было самостоятельно в выборе программы.

Несмотря на предоставление ДОУ права выбора программ, процесс внедрения новых программ в практику детских садов шел медленно. Основные причины этого:

1. недоступность программ многим педагогам России, авторские коллективы программ выставляли солидные счета за свои услуги

2. многие воспитатели познакомившись с новыми программами не хотели отказываться от старых, они просто не умели работать по новым.

 

На данный момент работа но выбору и адаптации программ как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ разных видов включает в себя три составляющие:

1) анализ существующих программ;

2) обучение педагогического коллектива ДОУ работе с новой программой;

3) планирование педагогического процесса в ДОУ в соответствии с выбранными вариативными программами.

 

Характеристика программ для работы с детьми раннего и дошкольного возраста

«От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования" и выпущена под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой в 2010 г. (издательство "Мозаика-Синтез").

Сущность программы «От рождения до школы»

Процесс развития, воспитания и обучения по программе происходит по 6 векторам:

  • «Физическое развитие» (вместе с вектором здоровьесбережения);
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Развитие игровой деятельности».

 

Реализация миссии программы осуществляется через комбинации форм работы с детьми:

  • игровую;
  • коммуникативную (речевую);
  • интеллектуальную, связанную с формированием познавательной сферы малышей;
  • экспериментальную (опытную);
  • практическую, способствующую реализации теоретических знаний, умений и навыков на практике (например, в средней группе, узнав на уроках по ознакомлению с миром вокруг о том или ином экзотическом животном, ребята изображают этого представителя фауны на занятии по рисованию);
  • трудовую (либо как самостоятельную активность, например, уход за аквариумными рыбками в группе, либо как элемент, сопутствующий другому виду активности, например, уборка декораций и костюмов после драматизации);
  • эстетическую (музыкальную) — ребята учатся слушать и слышать музыку, понимать её настроение и соотносить его со своим;
  • бытовую (через выполнение задач распорядка дня);
  • взаимодействующую (то есть форму сотрудничества с родителями)

 

Работа по областям образования через разные формы взаимодействия организуется при помощи следующих видов деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия;
  • познавательная работа вне ДОУ (например, разработка проектов);
  • досуговые мероприятия (развлечения, прогулки);
  • выполнение режимных моментов.

Структура программы

Согласно ФГОС, сущность программы «От рождения до школы» раскрывается в 5 разделах, которые охватывают организацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия с воспитанниками в ДОУ:

1. Цели программы. В этот раздел включены: пояснительная записка, результаты, которые должны быть достигнуты в конце этого этапа дошкольной жизни, а также рекомендации относительно структуры организации сотрудничества с ребятами.

2. Суть возрастных характеристик малышей от 0 до 2 лет с описанием нюансов психолого-педагогической деятельности на этом этапе.

3. Описание сотрудничества с ребятами от 2 до 7 лет. В этом разделе раскрывается суть возрастных особенностей и даётся перечень условий организации работы с дошкольниками по программе.

4. Ценные советы по разработке системы заданий для каждой из областей учебно-воспитательной деятельности.

5. Приложения с рекомендациями по созданию планов уроков, а также перечень досуговых мероприятий, подборки игр подвижного вида и упражнений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: