Форма занятия: лекция оффлайн
(Домашнее задание в конце лекционного материала)
Проблема стандартизации содержания воспитания и обучения детей в детском саду имеет свою историю.
Экскурс в историю программно-методического обеспечения работы ДОУ:
Год | Программные документы, определяющие работу дошкольных учреждений |
"Инструкция по ведению очага и детского сада" | |
"Программа работы дошкольных учреждений" (проект) | |
"Программа и внутренний распорядок детского сада" | |
"Руководство для воспитателя детского сада". | |
Значительно дополнено и переиздано. | |
Дополнено рекомендациями по проведению организованных занятий | |
1962-1982 | "Программа воспитания в детском саду". Переиздавалась 9 раз с изменениями и дополнениями. С 1970 г. – "Программа воспитания и обучения в детском саду" |
"Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (СССР) под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова | |
"Программа воспитания и обучения в детском саду" (РСФСР). Разработана на основе Типовой программы. | |
"Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", объявившее о том, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ. Общие требования к программам ("Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ") | |
Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы" |
Длительное время в нашей стране единым государственным обязательным документом для дошкольных учреждений являлась "Программа воспитания и обучения в детском саду" (Видно из таблицы)
|
В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Однако эта программа недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.
"Временное положение о дошкольном учреждении" (1991) дало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программ программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В 1995 г. было утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении". В нем закрепилось право на то, чтобы дошкольное образовательное учреждение было самостоятельно в выборе программы.
Несмотря на предоставление ДОУ права выбора программ, процесс внедрения новых программ в практику детских садов шел медленно. Основные причины этого:
1. недоступность программ многим педагогам России, авторские коллективы программ выставляли солидные счета за свои услуги
2. многие воспитатели познакомившись с новыми программами не хотели отказываться от старых, они просто не умели работать по новым.
На данный момент работа но выбору и адаптации программ как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ разных видов включает в себя три составляющие:
|
1) анализ существующих программ;
2) обучение педагогического коллектива ДОУ работе с новой программой;
3) планирование педагогического процесса в ДОУ в соответствии с выбранными вариативными программами.
Характеристика программ для работы с детьми раннего и дошкольного возраста
«От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования" и выпущена под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой в 2010 г. (издательство "Мозаика-Синтез").
Сущность программы «От рождения до школы»
Процесс развития, воспитания и обучения по программе происходит по 6 векторам:
- «Физическое развитие» (вместе с вектором здоровьесбережения);
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Развитие игровой деятельности».
Реализация миссии программы осуществляется через комбинации форм работы с детьми:
- игровую;
- коммуникативную (речевую);
- интеллектуальную, связанную с формированием познавательной сферы малышей;
- экспериментальную (опытную);
- практическую, способствующую реализации теоретических знаний, умений и навыков на практике (например, в средней группе, узнав на уроках по ознакомлению с миром вокруг о том или ином экзотическом животном, ребята изображают этого представителя фауны на занятии по рисованию);
- трудовую (либо как самостоятельную активность, например, уход за аквариумными рыбками в группе, либо как элемент, сопутствующий другому виду активности, например, уборка декораций и костюмов после драматизации);
- эстетическую (музыкальную) — ребята учатся слушать и слышать музыку, понимать её настроение и соотносить его со своим;
- бытовую (через выполнение задач распорядка дня);
- взаимодействующую (то есть форму сотрудничества с родителями)
|
Работа по областям образования через разные формы взаимодействия организуется при помощи следующих видов деятельности:
- непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятия;
- познавательная работа вне ДОУ (например, разработка проектов);
- досуговые мероприятия (развлечения, прогулки);
- выполнение режимных моментов.
Структура программы
Согласно ФГОС, сущность программы «От рождения до школы» раскрывается в 5 разделах, которые охватывают организацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия с воспитанниками в ДОУ:
1. Цели программы. В этот раздел включены: пояснительная записка, результаты, которые должны быть достигнуты в конце этого этапа дошкольной жизни, а также рекомендации относительно структуры организации сотрудничества с ребятами.
2. Суть возрастных характеристик малышей от 0 до 2 лет с описанием нюансов психолого-педагогической деятельности на этом этапе.
3. Описание сотрудничества с ребятами от 2 до 7 лет. В этом разделе раскрывается суть возрастных особенностей и даётся перечень условий организации работы с дошкольниками по программе.
4. Ценные советы по разработке системы заданий для каждой из областей учебно-воспитательной деятельности.
5. Приложения с рекомендациями по созданию планов уроков, а также перечень досуговых мероприятий, подборки игр подвижного вида и упражнений.