Проблемы ранней специализации в легкой атлетике




Р.Г.Гильфанов – тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ

«Лидер», г.Азнакаево, Республика Татарстан

Тенденция омоложения мирового спорта уже никого не удивляет. Если раньше такие примеры наблюдались в таких видах, как художественная и спортивная гимнастика, то в настоящее время – это уже не редкость для многих видов спорта. Не осталась в стороне и мировая легкая атлетика. В 15 лет норвежский легкоатлет Якоб Ингебритсен пробежал 1500м. за 3.42.44. В июле 2015г. на чемпионате мира среди юношей и девушек в Колумбии кенийский бегун Кумари Таки показал на 1500м. фантастический результат 3.36.38. Селемон Барега в 16 лет пробежал 5000м. на юниорском чемпионате мира в 2016г. за 13.31.21.

Ясно, что такие показатели были достигнуты в результате ранней специализации, позволяющей достичь быстрого прогресса в течение короткого промежутка времени. Казалось бы, на вопрос: «Благо или зло» - натаскивание юных легкоатлетов на сверхвысокие результаты ответ уже дан давно, ситуация остается неоднозначной. С одной стороны, как отмечал известный тренер В.Евстратов, ранние спортивные достижения юных нарушают естественный биологический процесс развития организма в онтогенезе [1].Ранний высокоспецифичный тренинг не оставляет времени на создание базовой основы для надлежащего физического развития ребенка.При этом неизбежно возникают психологические проблемы снижения эмоциональности тренировочных занятий и поддержания мотивационного интереса к постоянному совершенствованию в условиях постоянного роста нагрузок. Не случайно, в 2017г. ИААф принял решение больше не проводить первенство мира по легкой атлетике среди юношей и девушек. Ранняя специализация во всем мире обеспечило достижение высоких спортивных результатов в юношеском спорте. С другой стороны, в отдельных случаях спортсмены, добившиеся этих результатов продолжают успешно выступать и после перехода в группу взрослых. Так, Якоб Ингебритсен в 17 лет стал дважды чемпионом Европы. Рекордсмен мира в беге на 100м. Усейн Болт выиграл первенство мира среди юниоров в 15 лет, показав на 200м. результат 20.61. «Бирский кузнечик» Д.Лысенко в 17 лет имел в своем активе результат – 2.24м.

Таким образом, налицо рост актуальности в современном спорте, в общем, и в легкой атлетике в частности, проблема выбора оптимального режима тренировочного процесса в свете жестких требований достижения высоких результатов уже в юношеском возрасте. При этом, как уже отмечалось, ранняя специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может негативно отразиться на состоянии юных спортсменов, так как в данном возрасте защитно-приспособительные реакции у детей еще несовершенны [2]. То есть, налицо проблема адекватности нагрузок. Известный ученый В.Селуянов в своей известной статье «Сердце – не машина» [3], довольно резко высказался о системе подготовки легкоатлетов в детско-юношеских спортивных школах России: «…14.15.16 лет, дистрофия уже есть, но он чемпион России в легкой атлетике… с дистрофией миокарда. Потом исполняется 16-17 лет, надо идти в сборную команду, а у него сердца нормального нет…» Ясно, что гипертрофия миокарда является приспособительной реакцией на нагрузки, однако надо учитывать, что сосудистая сеть детей и подростков развита не так хорошо, как у взрослых и даже большая эластичность сосудов не может в достаточной степени компенсировать растущую потребность в кровоснабжении при интенсивных тренировках в погоне за новыми достижениями. Известный тренер В.Евстратов, воспитавший немало известных легкоатлетов, в том числе и олимпийского чемпиона В.Борзаковского, подчеркивал, что «нужно заинтересовать руководителей и тренеров воспитанием юных спортсменов с перспективой для большого спорта, то есть обеспечивать разностороннюю физическую, функциональную и техническую подготовленность, чтобы они показывали высокие результаты во взрослом спорте, а не сгорали прежде времени...»[1]. Форсирование подготовки юных легкоатлетов, во многом связано и с тем, что эффективность работы детских тренеров зачастую связывают с результатами их воспитанников, показанных на личных соревнованиях [4], [5]. Другой известный тренер Евгений Загорулько, отмечая порочность этой системы, напоминает, что «…в Германии до 16 лет все просто играли в спорт, а у нас к этому возрасту детей выжимают до последней капли»[5]. Действительно, в 70-80 годы легкоатлеты ГДР добивались выдающихся результатов практически на всех крупнейших соревнованиях, как среди взрослых, так и среди юниоров. Одной из главных причин этих побед следует назвать высочайший уровень организации и методики системы подготовки резервов, начиная с нижней ступени – тренировочных центров[6].

С проблемой ранней специализации тесно связана и проблема раннего отбора в легкой атлетике. В литературе зачастую эти два понятия рассматриваются как синонимы[7],[8], хотя это далеко не так. На самом деле,ранний отбор оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка, поскольку затрагивает так называемые «сенситивные» периоды развития основных физических качеств. Практика показывает, что физические качества ребенка можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться[9]. Другой положительный момент раннего отбора заключается в том, что имеется возможность более качественной селекции действительно двигательно- одаренных детей, обойдя по времени те виды спорта, в которых первоначальный отбор проходит гораздо раньше, чем в легкой атлетике[10]. Другое дело, что работать с такими детьми в таком возрасте надо иначе, чем с детьми более старшего возраста, к чему, честно говоря, не все тренеры готовы. Именно поэтому, в последние годы, в том числе и ИААФ, стараются создать методологическую основу «детской легкой атлетики» [11], делая упор на командные соревнования с целью повышения привлекательности и эмоциональности тренировок. Известно, что в группы начальной подготовки по легкой атлетике берут 100% желающих. По сути, отбора, как такового, нет в принципе и будет большой удачей, если там окажется 1-2 действительно одаренных ребенка. Отбор в тренировочные группы и группы спортивного совершенствования в основном проходит по таким критериям, как состояние здоровья, физические способности, спортивные результаты, особенности телосложения. Бесспорно, что развитие физических способностей обуславливаются как наследственными факторами, так и средовыми условиями(тренировки, спортивный режим и т.д). Наследственные влияния на различные физические качества неоднотипны и по разному проявляются на разных этапах онтогенеза. В наибольшей степени генетическому контролю подчинены быстрые движения, показатели гибкости. В меньшей степени генетические влияния выражены для показателей абсолютной мышечной силы и в наименьшей степени наследуемость обнаруживается для показателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости [12],[13].В меньшей степени в процессе отбора учитывается третья сила – взаимодействие генотип х среда, учитывающий такой важный признак как отзывчивость (пластичность) спортсмена на соответствующие тренировочные нагрузки. О наличии третьего фактора – взаимодействия генотип х среда или тренируемости, как его обычно упоминают в литературе[14],[15] свидетельствуют многочисленные данные о том, что лица одинакового возраста, пола, исходного уровня тренированности по- разному реагируют на стандартные тренировочные нагрузки. Наряду с высокой положительной отзывчивостью на тренировочные нагрузки зачастую встречаются генотипы спортсменов с очень низкой или даже отрицательной отзывчивостью на нагрузки в случае перетренированности. По выраженности факторов начального физического уровня и скорости развития тренировочных эффектов выделяют четыре варианта тренируемости [14]:

1.Высокая быстрая тренируемость.

2.Высокая медленная тренируемость.

3.Низкая быстрая тренируемость.

4.Низкая медленная тренируемость.

«Идеальный ученик», как результат вышесказанного – это двигательно- одаренный ребенок, рано отобранный в легкую атлетику, прошедший разностороннюю физическую подготовку и обладающий уникальной положительной отзывчивостью на растущие тренировочные нагрузки. Ясно, что такие же по объему и интенсивности нагрузки для спортсменов со вторым и третьим вариантом тренируемости уже будут неадекватны и поэтому неэффективны. То есть, нагрузки должны быть индивидуализированы не только с учетом начального уровня спортивных результатов, но и уровня отзывчивости на нагрузки и только в этом случае можно говорить об адекватности нагрузок.

Неадекватны они могут быть еще и потому, что спортсмены, тренирующиеся в одной группе могут быть разного биологического возраста(акселеранты, ретарданты). Высокие спортивные результаты в детские и юношеские годы может быть обусловлен не спортивной одаренностью а генетически более ранними сроками биологического созревания[15]. А ведь большинство систем определения талантливых детей рассчитана на акселерантов. Несмотря на то, что потенциал ретардантов может проявиться позднее, на практике большинство их бросают легкую атлетику уже на начальных этапах спортивной специализации вследствие неизбежных психологических проблем и комплекса «неполноценности» перед сверстниками одинакового возраста по паспорту. Уникальность генотипа каждого легкоатлета бесспорно предполагает необходимость более ранней индивидуализации и дифференциации обучения, на необходимость которой указывают многие спортивные педагоги[16,17] В противном случае, немало талантливых детей останутся «за бортом» спортивной селекции вследствие вышеуказанных причин. Усложнила работу и реформа образования, затеянная в последние годы, когда 16-летние учащиеся массово покидают школы, в том числе и спортивные, после 9 класса по результатам ОГЭ. Выраженная специализация высококвалифицированных тренеров исключительно на работе с легкоатлетами, показывающими высокие результаты в юном возрасте поднимает ряд вопросов, при этом главным по –прежнему остается следующий: «Насколько нам важны такие высокие результаты в подростковом возрасте и какова динамика положительной отзывчивости на тренинг в течение 3-5 лет у членов юношеской сборной субъектов РФ различного уровня?» Другими словами, немало легкоатлетов, которые показывают неплохие результаты не в 15-16 лет, а в 18-19, при этом темпы прироста невысокие, но стабильные. Однако, зачастую такие спортсмены не интересуют тренеров высокой квалификации.

Таким образом, проблема ранней специализации в литературе рассматривается чаще в узком смысле как форсированное и узконаправленное натаскивание на результат в юном возрасте[7][17]. Как итог – быстрое достижение высоких результатов в юношеском спорте, кульминация, стагнация результатов в зрелом возрасте и завершение спортивной карьеры. В широком смысле же ранняя специализация подразумевает сверхранний качественный отбор и планомерную работу по разносторонней физической подготовке для дальнейшего раскрытия потенциала спортсмена во взрослом спорте. При этом необходимо массово внедрять индивидуализацию и дифференциацию педагогических подходов исходя из конкретных начальных результатов спортивного отбора.

 

Литература

[1] Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. М., Изд-во «Советский спорт»,2003 – 213с.

[2] Аболевская А.В. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма/А.В.Аболевская В.П.Самохвалова, Г.Н.Разживихина//Вопросы сохранения материнства и детства. – 1989.-№6. – с.50-54.

[3] Селуянов В.Н. Сердце - не машина. Омский легкоатлетический интернет – сайт http// omskathletics.ru 4/3/2008

[4]Гильфанов Р.Г. Актуальные проблемы детской легкой атлетики на этапах начальной подготовки./https://pedsovet.org/articles/article/view/id/219670

[5] Загорулько Е. /www/sport-express.ru/athletics/review/ Министерство ничего для нас не делает, а половину федерации нужно разогнать!/ 1379759/ 5/03/2018

[6]Подготовка юных легкоатлетов. Учебное издание, под ред. ЗеличенокВ.Б. - М.: Терра Спорт,2000. – 56с

[7] Бессонов О.Г. Преимущества и недостатки ранней специализации борцов. Методическая разработка./Урок.рф./library/163747.htlm/28/01/2016

[8]Смирнова М. Ранняя специализация в спорте: за и против//rusjudo.ru/page/adaptive/id220615/blog/780254/13/06/2013

[9]Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. – М.: Сб.ст. Москомспорт,2009 – с.51-69

[10]Фатьянов И.А.,Чемов В.В., Барабанкина Е.Ю. Проблема отбора перспективных спортсменов для занятий легкой атлетикой на начальных этапах многолетней подготовки//Журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка» №4(18). – 2016/vuzirossii.ru/publ/36-1-0-4920

[11]Программа ИААФ «Детская легкая атлетика» Командные соревнования для детей, под ред Зеличенок В.Б., издание 2006г. – 63с.

[12]Чинкин А.С.,Назаренко А.С. Физиология спорта: учеб.пособие М.: Спорт, 2016. – 120с.

[13] Солодков А.С.,Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная./Учебник – 8-е издание. – М.:Спорт, 2018 – 620с.

[14] Коц Я.М. Спортивная физиология – Учебник для институтов физической культуры.М.: Олимпийская литература, 2000 – 494с.

[15]Исссурин В.В. Подготовка спортсменов ХХI века. Научные основы и построение тренировки. М.: Спорт, 2016. – 461с.

[16]Чемов В.В.,Алферов А.И. Индивидуализированный подход к построению тренировочного процесса прыгуний в длину//vuzirossii.ru/publ./36-1-0-4008

[17]Балахничев В.В. Управление и программирование тренировочного процесса в скоростно-силовых видах легкой атлетики. Метод.пособие/Балахничев В.В.,Врублевский Е.П. – Смоленск, 2005. – 74с.

[18] Коваль Д. Ранняя специализация в спорте// Мужской журнал/natroix.ru/sport/06/11/2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: