Ненадолго перенесемся в солнечную Италию и познакомимся поближе с небезызвестной реджио-педагогикой.




У ребенка сто
(и еще сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.

Лорис Малагуцци

Вероятно, по-итальянски эти стихи звучат гораздо мелодичнее и поэтичнее. Зато смысл этих строчек даже в переводе может заставить грустно вздохнуть любого взрослого человека в практически любой точке планеты. Реджио-педагоги – те люди, кто как раз изо всех сил стараются помочь детям самовыражаться, чтобы каждый из их бессчётного количества языков творчества был услышан, воспринят и развит.

Но, обо всём по порядку.

Итак, реджио-педагогика – концепция и методология работы коммунальных детских садов в городе Реджио-Эмилия на севере Италии, которые успешно реализуются вот уже десятки лет. В девяностых ряд экспертных групп признали реджио-педагогику амбициозным и перспективным направлением в воспитании детей, а также сразу несколько изданий, в том числе и американский еженедельник «Newsweek», громко назвали детские сады города Реджио-Эмилия лучшими в мире. С тех самых пор эта методология и методика воспитания получила широкое распространение по всему миру, во многом благодаря фонду «Дети Реджио», созданному в 1994 году, целью которого стал обмен опытом между педагогами и исследователями по всему земному шару.

На самом деле, место зарождения передовых идей основателя педагогики – Лориса Малагуцци, чьи стихи и стали эпиграфом к этому тексту, - отнюдь не случайно. Исторически сложилось, что город Реджио-Эмилия управлялся «левыми», что в свою очередь стало причиной высокого уровня жизни и гражданской ответственности. Отличная слаженная работа органов муниципального управления и активная гражданская позиция населения позволили довольно быстро внедрить реформаторские и нетрадиционные способы обучения дошкольников, ведь там, в Реджио-Эмилии, понимают, что воспитание детей – это не частная локальная проблема, это общественное дело, которое так или иначе коснётся каждого жителя.

Как уже было сказано выше, идейный вдохновитель все этой педагогики – Лорис Малагуцци. Он руководил на протяжении многих лет городскими детскими садами в Реджио-Эмилии и опирался в своих исследовательских трудах на идеи и взгляды Льва Выготского, Жана Пиаже, Джерома Брунера и Джона Дью. Сам он не считал свою разработку научным достижением: то, что сегодня производит революцию в элементарной педагогике, Малагуцци называл просто иным взглядом на самих детей. Он говорил о себе как о «провокаторе в вопросах детства». «Провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети – не дают нам покоя своими проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией».

Дети, их семья и окружение, как правило, в детских садах разобщены, а Малагуцци стремился всё это связать воедино. Плюс Малагуцци был абсолютно уверен в том, что каждый ребёнок имеет право на воспитание и образование, вне зависимости от его физических данных или от положения его родителей в социальной среде. Самыми главными принципами Реджио-педагогики с самого начала были:

- воспитание социальной справедливости;

- воспитание демократии;

- воспитание солидарности.

 

Но как именно происходит обучение в детских садах Реджио?

Самое главное, от чего отказываются родители, отдавая предпочтение этой педагогике, это оценка эффективности детского обучения с помощью общепринятый норм, правил, чисел и шкал. Основными структурными составляющими подхода являются:

- взаимоотношения детей и окружающих, родителей, учителей и сверстников;

- проектная работа каждого ребёнка любого возраста, направленная на изучение мира;

- предоставление детям огромного количества материалов для самовыражения, реализация той самой «сотни языков» творчества, с акцентами на разные виды деятельности, подходящие по возрасту;

- подробное документирование всего процесса обучения, позволяющее педагогу быть более вовлечённым в процесс, помогать детям успешно осуществить проект и наглядно показывать прогресс самому ребёнку;

- активное слушание и обсуждение процесса обучение, где учитываются все мнения, суждения и идеи детей, вне зависимости от их возраста.

Что всё это означает?

Ребёнок познаёт мир не только впитывая, как губка, всё, что видит и слышит вокруг себя, но и самовыражаясь. Во всех обычных детских садах самовыражение как таковое практически отсутствует, потому что дети быстро выключают свои эмоции и привыкают всё делать по образцу, показанному взрослым. Причём больше всего мы привыкли поощрять вербальный способ выражения эмоций: «Расскажи, что ты сегодня узнал?». Малагуцци же был уверен, что этот один единственный язык не даёт детской фантазии развернуться, он чрезвычайно беден для выражения чувств и познания мира. Способности и таланты детей останутся нераскрытыми или даже вовсе незамеченными, если не поощрять детское восприятие и не давать времени вдуматься в происходящее. А детское восприятие очень необычно, любые его проявления и интерпретации ценны сами по себе. Ребёнок учится у самого себя, у окружающих детей и взрослых, но делает это не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в общую картину своего мира и переживая их.

Предметом детского изучения может стать что угодно. Любые природные и не только явления всегда обнаруживают иногда немыслимые для взрослых глубины для исследования. Вода, огонь, ветер, свет и тень, преломление солнечных лучей в стекле или призме, жизнь растений и животных (например, наблюдение за насекомыми или улитками во дворе), а также то, что произведено руками человека (мебель, фонарный столб, фонтан), и общественные организации и отношения (работа магазина, почты, транспорта). Выбранное явление наблюдается в разных обстоятельствах: утром, днём, вечером, зимой и летом, в разную погоду и при разном освещении. Дети могут фотографировать, если хотят.

Вообще, тема для детского изучения выбирается спонтанно, нет никакой заранее прописанной системы. Здесь очень важна роль педагога, который устраивает обсуждения и внимательно слушает детей. Из их случайных вопросов, идей, интересов и догадок во время ежедневного общего утреннего сбора группы и формируется повестка дня. Во время таких общих обсуждений дети учатся друг у друга и у взрослого слушать, задавать вопросы, выявлять и обсуждать проблемы, придумывать возможные объяснения происходящему. Например, кто-то из детей может заметить, что каша с вареньем розового цвета, и в процессе обсуждения дети будут пытаться выяснить, что придаёт каше такую окраску, после появится гипотеза, что смешение разноцветных ингредиентов происходит по каким-то принципам и дальше весь день дети могут выяснять эту проблему с помощью огромного многообразия материалов – красок, пластелина, глины, земли, жидкостей... Представляете, какое тут поле для исследования!

Важным моментом здесь является то, что учителя не навязывают детям какую-то определённую деятельность. Всё, чему они посвящают время, естественным образом вытекает из их собственных интересов, наблюдательности и всегда является следствием их личной активности.

Реджио-педагог, в первую очередь, должен помочь детям выразить свои ценные и важные представления о теме исследования (об окружающем мире). Поэтому самым важным качеством в педагогике Лориса Малагуцци становится умение разговаривать с ребёнком так, чтобы заинтересовать, вызвать вопросы, но ни в коем случае не навязать своё мнение и видение. Иногда можно подтолкнуть ребёнка к рассмотрению темы с другой стороны, сделать так, чтобы его естественный интерес не угас, столкнувшись с трудностями, помочь выбрать материал для творчества. И обязательно педагог должен терпеливо относиться к выбору темы, не форсировать её изучение, а тратить на неё столько времени, сколько пожелает сам ребёнок: день, два или даже год. Взрослый – не энциклопедия знаний, а друг, помогающий эти знания открывать и самоустраняющийся, если его присутствие может сковать стеснительного ребёнка. Главное – создать условия для работы, а не качество результата этой работы, хотя так или иначе косвенно педагог влияет и на него. Педагоги ассистируют детям, а не воспитывают их.

Важно понимать, что креативность – это не неведомое чудо, которое надо шаманскими плясками приманить, а естественная и неотъемлемая характеристика любого человека. Это характеристика человеческого мышления, знания и выбора. Творческое начало есть у каждого, просто оно не стимулируется в упражнениях «по образцу». В Реджио-педагогике творчество возведено во главу угла, его принято стимулировать, поддерживая когнитивные, воображенческие и аффективные процессы, а также поощряя детское общение.

Не менее важным, чем сам педагог, в детском саду Реджио является само пространство. Чтобы реализовывать себя всей «сотней» способов, у детей должно быть достаточное количество самых разных материалов для этого. Плюс, учитывая, что тут дети исследуют мир, пространство должно только подстёгивать детей к изучению, а значит, должно быть множество предметов и поверхностей, интересных для тактильного и зрительного восприятия. Не все предметы должны быть детям по возрасту, ведь, когда они не догадываются о назначении чего-либо, изучение становится действительно полноценным. В детском садике Реджио должны быть в изобилии:

- материалы природного происхождения: листья, ветки, шишки, семена, камни, галька, земля, песок, ракушки – что угодно;

- специальная техника для изучения: лупы, увеличительные и уменьшающие линзы, микроскопы, телескопы, пробирки, инструменты, яркие настольные лампы;

- множество всевозможных конструкторов, паззлов, лего, вещей с большим количеством деталей, бисер – всё то, что можно собрать, разобрать, классифицировать, разложить на столе, выстроить в линии, перемешать;

- материалы, с помощью которых можно творить: краски, бумага, кисточки, глина, пластилин, карандаши, ткани, мозаика – всё, что поможет детям выразить свои впечатления. Как правило, чем старше ребёнок становится, тем сложнее и нетипичнее его способ выражения эмоций, ведь если с карандашами могут управиться все, то выстроить мозаичное произведение с изображением только что изученного животного – задачка, нелёгкая даже для взрослого человека;

- гаджеты. Непосредственно изучением счёта и письма в детских садах Реджио обычно не занимаются, но буквы, числа и символы используются часто, так что и применение компьютера также может быть оправдано в рамках исследований.

Воспроизводя в творчестве свои впечатления о теме изучения, дети сами создают хронику своего прогресса, документирование которого является очень важной частью педагогики. На каждую тему заводится уголок пространства, где ребёнок оставляет все свои работы. Впоследствии он может сам оценить, что у него стало получаться лучше и где восприятие явления или процесса изменилось. Рисунки – мощный интеллектуальный и эмоциональный взрыв. Чтобы совершенствоваться в изобразительном искусстве, ребёнку нужно учиться сравнивать, находить сходства и отличия, выбирать и смешивать цвета, изучать предмет изображения тщательней, чтобы как можно точнее его передать на холсте. При этом, количество художников, выпустившихся из Реджио, на самом деле, такое же, как и везде, ведь искусство это всего лишь небольшая часть жизни и дети это прекрасно осознают.

Наблюдение, слушание и творчество – важнейшие столпы, на которых держится Реджио-педагогика. Это самые мощные источники познания для детей дошкольного возраста. Когда детям не диктуют, как именно нужно рисовать домик, они формируют свой собственный взгляд. Когда дети общаются друг с другом, их разные взгляды дополняются другими точками зрения, появляется некая объективность, сложенная из субъективных восприятий всей группы детей. Даже взрослый здесь может чему-то научиться, заново открывая мир вместе с непосредственными детскими исследованиями привычных нам вещей. Все полученные знания вновь обсуждаются, дополняются, вызывают новые вопросы и изучению окружающего мира нет конца.

В Реджио всё кажется немного другим. Детский сад – это не пространство, предназначенное освободить родителей от присмотра за своими детьми, а нечто более важное и интеллектуальное. Как и в большинстве нетрадиционных дошкольных педагогик, в Реджио уверены, что ребёнок - это не пустой ящик, куда нужно как можно больше запихнуть, а кладезь талантов, откуда нужно как можно больше извлечь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: