По русскому языку для одаренных учеников
Класс
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных?
(А) буран; (Б) ураган; (В) вьюга; (Г) метель; (Д) пурга.
2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
3. Укажите все сочетания слов, составленные неправильно:
1) пара носок, 2) без чулок, 3) нет солдат, 4) двести амперов, 5) группа грузинов.
(А) 1, 5; (Б) 1, 4, 5; (В) 2, 3, 4;
(Г) 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 5.
4. Что надо поставить вместо многоточия во фразе:
Для участия в телешоу отобрали...?
(А) трое людей; (Б) трое человек;
(В) трёх человек; (Г) три человека;
(Д) троих девушек.
5. Вовочка написал диктант на пятёрку.
Как учителю правильнее выразить свое удивление?
(А) Ого-го! (Б) Эх! (В) Эхе-хе! (Г) Эге-гей! (Д) Ай!
6. В песне Вадима Егорова “Облака” есть строчки:
Над землёй бушуют травы,
Облака плывут, как павы.
Здесь павы – это:
(А) корабли; (Б) самолёты; (В) лодочки;
(Г) птицы; (Д) брёвна?
7. Кто написал сказку, название которой здесь зашифровано?
(А) Андерсен; (Б) братья Гримм; (В) Перро; (Г) Чуковский; (Д) Маршак.
8. Посмотрите на список слов:
1) пешка, 2) опешить, 3) спешиться, 4) пешеход, 5) пехота.
Какие из них произошли от одного корня?
(А) только 3, 5; (Б) только 1, 4, 5; (В) только 1, 5;
(Г) все, кроме 5; (Д) все.
9. Вот список приставок: у-, с-, от-, до-, пере-, на-, за-, в-, раз-, по-, про -. Сколько из них в сочетании с основой ...дел дают осмысленное слово?
(А) 5; (Б) 6; (В) 7; (Г) 8; (Д) 9.
10. От каких глаголов (или отглагольных существительных) можно образовать наречные сочетания с предлогом на (типа на лету от лететь): 1) ходить, 2) бегать, 3) скакать, 4) плавать, 5) ехать, 6) прыгать, 7) вешать, 8) падать, 9) парúть?
(А) от всех, кроме 5, 6; (Б) от всех, кроме 5; (В) от всех, кроме 5, 9;
|
(Г) от всех, кроме 5, 6, 8, 9; (Д) от всех, кроме 5, 6, 8.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Укажите правильный разбор по составу слова двумястами.
(А) двумястами (Б) двум я стами
(В) дв умя стами (Г) двумястами
(Д) двум я стами
12. Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро:
1) сломя голову, 2) свернув шею, 3) без задних ног,
4) так что за ушами трещит, 5) во весь опор, 6) как угорелый?
(А) все варианты годятся; (Б) все, кроме 2, 4;
(В) 1, 5, 6; (Г) 1, 3, 6; (Д) 1, 6.
13. Учитель спросил, где было Бородинское сражение. Петя сказал: под Бородиным, Вася: под Бородином, Коля: под селом Бородино, Миша: под селом Бородиным. Кто из них построил фразу правильно?
(А) только Петя; (Б) только Вася; (В) только Коля;
(Г) Вася и Коля; (Д) Петя и Миша.
14. Где надо вставить вместо многоточия букву и:
1) лекц...й, 2) бледнолиц...й, 3) панц...рь,
4) ц...рюльник, 5) ц...лковый, 6) лиц...ист?
(А) везде; (Б) везде, кроме 6;
(В) везде, кроме 3, 6; (Г) 1, 4; (Д) 1, 3, 4.
15. Вот список словосочетаний:
1) попробовать (на)ощупь, 2) прикинуть (на)глаз,
3) подбирать (на)слух, 4) знать (на)зубок, 5) пробовать (на)вкус.
В каких из них на пишется раздельно?
(А) во всех; (Б) во всех, кроме 4;
(В) во всех, кроме 1, 4; (Г) 3, 5; (Д) 5.
16. Какое из этих пяти слов лишнее с точки зрения словообразования?
(А) волкодав; (Б) носорог; (В) козодой; (Г) короед; (Д) шелкопряд.
17. У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события:
1) натянутые, 2) напряженные, 3) надутые, 4) наплевательские,
5) нахмуренные, 6) между нами чёрная кошка пробежала?
(А) всеми, кроме 5; (Б) всеми, кроме 3, 5;
|
(В) всеми, кроме 3, 5, 6; (Г) 1, 2; (Д) 1, 2, 6.
18. Из трёх карточек с буквами К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток и кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из трёх карточек с буквами А, Б, Р?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
19. У какого из слов, приведённых в форме родительного падежа множественного числа, окончание не такое, как у остальных?
(А) ночей; (Б) батарей; (В) фонарей; (Г) дверей; (Д) словарей.
20. В старой песне поется:
По-армянски Ованес,
А по-русски – Ваня.
А как по-испански?
(А) Жоан; (Б) Ян; (В) Жан; (Г) Хуан; (Д) Юхан?