ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

От 15 мая 2013 г. N 792-р

 

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции).

2. Минобрнауки России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции) на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от __________ 2013 г. N ___

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ

 

ПАСПОРТ

государственной программы Российской Федерации

"Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

 

Ответственный - Министерство образования и науки Российской

исполнитель Федерации

программы

 

Участники - Федеральное агентство лесного хозяйства,

программы Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской

Федерации, Федеральное агентство по

рыболовству, Федеральная служба по надзору в

сфере образования и науки, Министерство

сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство связи, Министерство

труда и социальной защиты Российской

Федерации, Федеральное агентство по делам

Содружества Независимых Государств,

соотечественников, проживающих за рубежом, и

по международному гуманитарному

сотрудничеству, Федеральное агентство

воздушного транспорта, Федеральное агентство

железнодорожного транспорта, Федеральное

агентство морского и речного транспорта,

Министерство экономического развития

Российской Федерации, Федеральная таможенная

служба, Федеральная служба по интеллектуальной

собственности, Федеральное агентство по

государственным резервам, Федеральная

налоговая служба, Управление делами Президента

Российской Федерации, Министерство иностранных

дел Российской Федерации, Министерство юстиции

Российской Федерации, Российская академия

наук, федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Российская

академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации",

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Санкт-

Петербургский государственный университет,

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский

государственный университет имени М.В.

Ломоносова", Сибирское отделение Российской

академии наук, федеральное государственное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Российская

академия живописи, ваяния и зодчества Ильи

Глазунова", Российская академия художеств,

Уральское отделение Российской академии наук,

Дальневосточное отделение Российской академии

наук, Федеральная служба по экологическому,

технологическому и атомному надзору,

Российская академия образования, Федеральное

медико-биологическое агентство, Министерство

спорта Российской Федерации, Федеральное

агентство по делам молодежи

 

Программно-целевые - федеральная целевая программа "Русский язык"

инструменты на 2011 - 2015 годы, Федеральная целевая

Программы программа развития образования на 2011 - 2015

годы

 

Подпрограммы - подпрограмма 1 "Развитие профессионального

Программы образования";

подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего

и дополнительного образования детей";

подпрограмма 3 "Развитие системы оценки

качества образования и информационной

прозрачности системы образования";

подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в

социальную практику";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации

государственной программы "Развитие

образования" на 2013 - 2020 годы и прочие

мероприятия в области образования"

 

Цели Программы - обеспечение высокого качества российского

образования в соответствии с меняющимися

запросами населениями и перспективными

задачами развития российского общества и

экономики;

повышение эффективности реализации молодежной

политики в интересах инновационного социально

ориентированного развития страны

 

Задачи Программы - формирование гибкой, подотчетной обществу

системы непрерывного образования, развивающей

человеческий потенциал, обеспечивающей текущие

и перспективные потребности социально-

экономического развития Российской Федерации;

развитие инфраструктуры и организационно-

экономических механизмов, обеспечивающих

максимально равную доступность услуг

дошкольного, общего, дополнительного

образования детей;

модернизация образовательных программ в

системах дошкольного, общего и дополнительного

образования детей, направленная на достижение

современного качества учебных результатов и

результатов социализации;

создание современной системы оценки качества

образования на основе принципов открытости,

объективности, прозрачности, общественно-

профессионального участия;

обеспечение эффективной системы по

социализации и самореализации молодежи,

развитию потенциала молодежи

 

Целевые индикаторы - удельный вес численности населения в возрасте

и показатели 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей

Программы численности населения в возрасте 5 - 18 лет;

доступность дошкольного образования

(отношение численности детей 3 - 7 лет,

которым предоставлена возможность получать

услуги дошкольного образования, к численности

детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной

на численность детей в возрасте 5 - 7 лет,

обучающихся в школе);

отношение среднего балла единого

государственного экзамена (в расчете на 1

предмет) в 10 процентах школ с лучшими

результатами единого государственного экзамена

к среднему баллу единого государственного

экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10

процентах школ с худшими результатами единого

государственного экзамена;

удельный вес численности обучающихся

государственных (муниципальных)

общеобразовательных организаций, которым

предоставлена возможность обучаться в

соответствии с основными современными

требованиями, в общей численности обучающихся;

удельный вес численности выпускников

образовательных организаций профессионального

образования очной формы обучения,

трудоустроившихся в течение одного года после

окончания обучения по полученной специальности

(профессии), в общей их численности;

охват населения программами дополнительного

профессионального образования (удельный вес

занятого населения в возрасте 25 - 65 лет,

прошедшего повышение квалификации и (или)

переподготовку, в общей численности занятого в

экономике населения данной возрастной группы;

удельный вес численности молодых людей в

возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в

деятельности молодежных общественных

объединений, в общей численности молодых людей

от 14 до 30 лет

 

Сроки и этапы - срок реализации Программы - 2013 - 2020 годы:

реализации первый этап - 2013 - 2015 годы;

Программы второй этап - 2016 - 2018 годы;

третий этап - 2019 - 2020 годы

 

Объемы бюджетных - прогнозный объем финансового обеспечения

ассигнований Программы (в ценах соответствующих лет) за

Программы счет средств федерального бюджета составит

3992223353,4 тыс. рублей <1>, в том числе:

а) в разрезе подпрограмм и федеральных

целевых программ:

подпрограмма 1 - 3864800284,76 тыс. рублей;

подпрограмма 2 - 93671216,45 тыс. рублей;

подпрограмма 3 - 19230898,16 тыс. рублей;

подпрограмма 4 - 5722786,49 тыс. рублей;

подпрограмма 5 - 16155388,05 тыс. рублей;

федеральная целевая программа "Русский язык"

на 2011 - 2015 годы (объем финансирования на

2013 - 2015 годы) - 1245545 тыс. рублей;

Федеральная целевая программа развития

образования на 2011 - 2015 годы (объем

финансирования на 2013 - 2015 годы) -

30947234,5 тыс. рублей;

б) по годам реализации:

2013 год - 446938205,6 тыс. рублей;

2014 год - 393408141,5 тыс. рублей;

2015 год - 430569206,3 тыс. рублей;

2016 год - 469597300 тыс. рублей;

2017 год - 499658300 тыс. рублей;

2018 год - 536020100 тыс. рублей;

2019 год - 584777000 тыс. рублей;

2020 год - 631255100 тыс. рублей

 

Ожидаемые - улучшатся результаты российских школьников по

результаты итогам международных сопоставительных

реализации исследований качества общего образования

Программы (PIRLS, TIMSS, PISA);

повысится удовлетворенность населения

качеством образовательных услуг;

совокупный объем затрат на сферу образования

по отношению к валовому внутреннему продукту

(бюджетные средства, средства семей и

предприятий, направляемые в систему

образования) увеличится с 4,9 до 6,3 процента

(в случае реализации модернизационного

сценария);

повысится эффективность использования

бюджетных средств, будет обеспечена финансово-

хозяйственная самостоятельность

образовательных организаций за счет реализации

новых принципов финансирования (на основе

государственных (муниципальных) заданий);

повысится привлекательность педагогической

профессии и уровень квалификации

преподавательских кадров;

будут полностью обеспечены потребности

экономики России в кадрах высокой квалификации

по приоритетным направлениям модернизации и

технологического развития;

увеличится количество российских вузов,

отмеченных в первой полутысяче в наиболее

массово признаваемых рейтингах мировых

университетов;

будут созданы условия для получения любым

гражданином страны профессионального

образования, повышения квалификации и

переподготовки на протяжении всей жизни;

увеличится доля образовательных услуг,

оказываемых в рамках частно-государственного

партнерства;

будет сформирована сеть ведущих вузов страны;

будет создана инфраструктура поддержки раннего

развития детей (0 - 3 года);

будут ликвидированы очереди на зачисление

детей в возрасте от трех до семи лет в

дошкольные образовательные организации; во

всех общеобразовательных организациях будут

созданы условия, соответствующие требованиям

федеральных государственных образовательных

стандартов;

не менее 75 процентов детей 5 - 18 лет будут

охвачены программами дополнительного

образования;

увеличится доля молодых людей, участвующих в

деятельности молодежных общественных

объединений, с 17 процентов в 2010 году до 28

процентов к 2020 году;

повысится эффективность реализации молодежной

политики в интересах инновационного развития

страны.

 

--------------------------------

<1> В соответствии с инновационным сценарием Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 года, совокупные расходы на образование в 2016 - 2020 годах должны вырасти с 5,4 процента до 6,3 процента к валовому внутреннему продукту. При этом бюджетные расходы на образование вырастут с 4,5 процента до 5,2 процента к валовому внутреннему продукту. С учетом прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации темпов инфляции и тарифов, а также с учетом реализации положений Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" объем средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование должен вырасти в 2016 - 2020 годах с 3, процента до 4 процентов к валовому внутреннему продукту, а объем средств федерального бюджета на образование - с 0,8 процента до 1,2 процента к валовому внутреннему продукту. Соответствующие параметры потребуют увеличения ассигнований на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в 2016 - 2020 годах с 0,6 процента до 0,8 процента к валовому внутреннему продукту, что эквивалентно росту ассигнований в номинальном выражении с 513,5 млрд. рублей до 1023,7 млрд. рублей в соответствующих годах.

 

I. Общая характеристика сферы реализации Программы,

в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития

 

I.1. Общая характеристика сферы реализации Программы

 

Масштаб системы образования и доступность образовательных услуг.

Уровень образования населения России - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2 процентов (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 процента) Россия превосходит большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов программ третичного образования <1>. Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования <2>, в то время как по уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития.

--------------------------------

<1> В международной практике используется понятие третичного образования, к нему относится российское среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

<2> Третичное образование типа "В" в терминологии Международной стандартной классификации образования.

 

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни - life-long learning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 - 70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 процента.

Доля молодых людей, получающих полное среднее образование в России, несколько выше среднего для стран Организации экономического сотрудничества и развития уровня. Однако ожидаемая продолжительность образования для детей в возрасте пяти лет в России ниже (15,8 лет против 17,6 лет), что связано, в первую очередь, с относительно коротким школьным образованием.

По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. При этом Россия уступает ведущим европейским странам по масштабам развития системы сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 63,7 процента, что является лучшим показателем с 1991 года, достигнутым в условиях роста рождаемости. По уровню затрат на дошкольное образование как доли от валового внутреннего продукта Россия входит в один ряд с такими странами как Новая Зеландия, Голландия и Израиль. При этом в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется дефицит мест, в очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся 1,5 млн. российских детей.

Не только в сельской местности, но и во многих городах России школьники не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями: доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), составляет в среднем по Российской Федерации 47,67 процента.

Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009 - 2011 годы системой были охвачены более 70 процентов от общего числа детей, которым это показано.

Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

Россия - одна из немногих стран, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Однако в последнее десятилетие уменьшилось число учреждений дополнительного образования, детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, детских оздоровительных лагерей. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы на перспективы перехода в "большой коммерческий спорт".

Рост участия детей в дополнительном образовании происходит в основном за счет платных услуг. Государственная образовательная политика России традиционно в незначительной мере затрагивает процессы неформального образования <1>, происходящие вне организаций, и не охватывает сферу информального образования <2> (медиасфера, сеть Интернет, музеи, индустрия досуга). В то же время в ведущих странах-конкурентах растет внимание к возможностям этой сферы в социализации подрастающего поколения.

--------------------------------

<1> Неформальное образование - любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования.

<2> Информальное образование - общий термин для образования за пределами стандартной образовательной среды - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

 

Таким образом, в целом в масштабах страны обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем Россия отстает от развитых стран мира по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, предшкольное образование <1>, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.

--------------------------------

<1> Предшкольное образование - это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой - его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество. Может осуществляться как в образовательных организациях, так и в семье.

 

Кроме того, передача полномочий по финансовому обеспечению дошкольного и дополнительного образования на уровень органов местного самоуправления привела к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг.

 

Качество: дошкольное, дополнительное и общее образование

 

Результаты международных исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников по традиционным критериям устойчиво превышает средние международные показатели. Одаренные российские школьники показывают хорошие результаты на международных олимпиадах.

Вместе с тем для отдельных территорий и групп детей существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Речь идет, прежде всего, о слабо населенных территориях с малокомплектными школами, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования.

В последние годы в субъектах Российской Федерации проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных учреждений. Созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.

Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Образование в таких школах перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную и культурную дифференциацию. В ряде регионов эта проблема осознана и решается. Необходимо и далее действовать активно, преодолевая наметившуюся негативную тенденцию.

Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с отстающими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. На практике такая группа школ, напротив, испытывает дефицит ресурсов и стимулов.

Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии.

Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден и проходит апробацию федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технологии. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, в повышении гибкости и оперативности.

Возможности для принятия управленческих решений по повышению качества образования ограничены в ситуации незавершенности формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях.

 

Качество: профессиональное образование

 

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.

Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой для своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования - в колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами единого государственного экзамена.

Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров).

Численность иностранных студентов в российских вузах и организациях среднего профессионального образования невелика. На сегодняшний день в Российской Федерации обучается примерно 3 процента иностранных студентов от общей численности иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального образования мира. Экспорт российских образовательных услуг падает и составляет менее 1 процента общемирового рынка экспорта образовательных услуг.

 

Кадры системы образования

 

Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.

Уровень образования российских учителей (доля учителей с высшим профессиональным образованием) выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. При этом выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18 процентов, доля педагогов-мужчин - чуть более 12 процентов. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 процентов.

По данным международных исследований, Россия не уступает странам с высоким уровнем валового внутреннего продукта по показателям теоретической подготовки учителей. Однако лучшие выпускники не идут работать в школы: ежегодно 1 - 2 новых учителя появляются лишь в 60 процентов школ, в остальных педагогический состав не пополняется молодежью.

Система избыточной подготовки учителей приводит к снижению престижа профессии и неэффективному использованию средств в педагогическом образовании.

Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемых с 2011 года проектов модернизации региональных систем общего образования. По состоянию на август 2012 г. среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике субъектов Российской Федерации за 2011 год в 41 субъекте Российской Федерации.

В последние годы наблюдается тенденция консервации низкого, даже по сравнению со школьными педагогами, уровня заработной платы педагогического персонала организаций дошкольного и дополнительного образования (60 процентов от средней заработной платы по экономике). В ряде субъектов Российской Федерации в рамках реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования обеспечено повышение уровня оплаты труда данных категорий, однако эта тенденция требует поддержки.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" поставлена задача доведения в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, доведения к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

В целях стимулирования перспективных выпускников вузов педагогического профиля для их работы в государственных общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в 2010 году осуществлен конкурсный отбор и финансовая поддержка лучших молодых учителей в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, различные меры в региональных программах развития образования.

С 2012 года реализуется проект ипотечного кредитования для молодых сельских учителей с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по размерам зарплаты.

Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школу, но и в наличии мест для них (количество педагогических вакансий сокращается: в 2008 году - 40 тыс. вакансий педагогов, в 2011 году - 8,3 тыс.) и закреплении молодых учителей (за последние пять лет доля учителей со стажем до 2 лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет - сократилась).

На обновление педагогического корпуса также влияет сильное различие доходов работающего учителя и пенсионера. При таких условиях учителя пенсионного возраста стремятся продолжать работать в школе. Поэтому в среднесрочной перспективе повышение заработной платы без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса.

Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в классе процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.

В этой сфере на федеральном и региональном уровне реализован комплекс мер: введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации, реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной сети стажировочных площадок. В целях поощрения лучших учителей ежегодно осуществлялись выплаты премий.

При этом эффективность мер по повышению квалификации нередко оказывается ниже ожидаемой, чему способствует отсутствие конкуренции на рынке услуг дополнительного профессионального образования. Монополия институтов повышения квалификации позволяет сохраняться архаичным по форме и содержанию образовательным программам. Недостаточно используется потенциал организаций дошкольного и общего образования - носителей лучших практик, профессиональных педагогических ассоциаций.

Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.

По данным мониторинга модернизации региональных систем общего образования, к концу 2011 года средний уровень заработной платы учителей доведен до среднего значения по экономике региона или превышен в 69 субъектах Российской Федерации, а численность молодых учителей увеличилась на 10 процентов. Эта тенденция должна получить развитие.

В сфере профессионального образования в последние годы происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40 - 49 и 50 - 59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной. Одной из причин является низкая заработная плата педагогических и научно-педагогических работников учреждений профессионального образования - 85 процентов к средней по экономике страны. В развитых странах заработная плата научно-педагогических работников составляет 200 - 220 процентов к средней по экономике государства. В системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров.

Несомненными факторами оздоровления кадровой ситуации в высших учебных заведениях стали реализация федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России" на 2009 - 2013 годы и развернувшаяся в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" деятельность по привлечению в российские вузы ведущих российских и зарубежных ученых. Однако их эффект ограничивается лишь несколькими десятками вузов.

 

Финансовое обеспечение образования

 

На протяжении последних пяти лет наблюдался значительный рост бюджетных расходов на одного обучающегося в среднем почти на 13,5 процента в год. При этом семейные инвестиции в человеческий капитал детей составляли около 18 процентов от совокупного объема затрат на образование. Совокупные расходы на образование из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходы семей в 2010 году, по предварительным оценкам, составили более 2,2 трлн. рублей, а в 2012 году, по предварительным оценкам, составят 2,4 трлн. рублей, т.е. около 4,9 процента валового внутреннего продукта.

В 2006 - 2010 годах прирост финансового обеспечения учреждений профессионального образован<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: