III. Заключительный этап




I. Вводный этап.

В качестве модератора урока может выступить как педагогический работник (в том числе руководитель по военно-патриотическому воспитанию), так и приглашенный гость.

Вступительное слово учителя-модератора:

История Беларуси многогранна, у нас было много трагических и героических страниц в любом историческом периоде, но нам всегда было чем гордиться. Прежде всего тем, что наши предки тысячелетиями жили на этом геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи военных конфликтов. Несмотря на это, мы отстояли свое право жить и развиваться на этой Земле.

Без знания прошлого невозможно успешное будущее. Именно поэтому на государственном уровне такое большое внимание уделяется сохранению исторической памяти, героического наследия и правды обо всех периодах жизни нашего народа. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории страны, родного края.

Учитель-модератор представляет почетного гостя и передает ему слово.

Год исторической памяти – особый год. Повод взглянуть на страну, события и людей в свете прошлого, настоящего и будущего. На этот знаменательный год приходится много знаковых дат: 1160 лет с момента первого летописного упоминания Полоцка – колыбели белорусской государственности, 1030 лет православию на белорусских землях (первая христианская епархия в Полоцке создана в 992 году), 955 лет городу-герою Минску, 505 лет с даты выхода первой печатной восточно-славянской книги, изданной Франциском Скориной, 210 лет Отечественной войне 1812 года, 100 лет Институту белорусской культуры (это предтеча Белорусской академии наук) и 100 лет с момента создания Союза Советских Социалистических Республик. Каждая из этих дат заставляет нас обратиться к прошлому, проанализировать и сделать все возможное, чтобы сохранять историческую память.

Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных делах и поступках на благо своего Отечества. Патриотизм – это вечная ценность, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее народа и является незыблемым постулатом нашей государственности.

Далее можно обсудить инициативу создания календаря памятных дат своего региона с последующим проведением мероприятий, им посвященных. Данный творческий проект может быть реализован в течении всего учебного года.

II. Основной этап.

В процессе проведения первого урока педагогам рекомендуется опираться на знания, опыт учащихся, использовать региональный и местный материал по истории и современному развитию региона, предоставить возможность совершить экскурс в историю родного города, села, школы, улицы.

Учитель-модератор обращается к учащимся:

Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Самым страшным и скорбным событием в истории нашего народа, без сомнения, является Великая Отечественная война. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат Великой Отечественной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.

Возможна демонстрация видеоролика «Песни военных лет» (https://www.youtube.com/watch?v=nom6x754HP0) (песня «Священная война»).

Мы с вами живем в мирной стране, воспринимаем мирную жизнь как данность. Но так было не всегда. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в Великой Отечественной войне наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. На белорусской земле был установлен так называемый «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства.

В результате геноцида на территории БССР погибло свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан. Угнано в Германию под угрозой смерти более 377 тыс. граждан, многие из которых погибли в результате невыносимых условий труда, лишений, издевательств. Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси были уничтожены вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены.

Вопросы к учащимся:

– Как на судьбах ваших родных (прадедушек, прабабушек) отразились события военных лет?

– В прошлом учебном году на уроке Памяти, посвященном 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Нам этот мир завещано беречь», вы узнали, что в нашей стране был принят Закон «О геноциде белорусского народа». 22 марта 2023 года исполняется 80 лет со дня трагедии в Хатыни.

Как вы думаете, почему не утихает боль Хатынской трагедии?

В помощь педагогическим работникам разработаны методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также мультимедийные презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для II и III ступеней общего среднего образования. Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале (https://www.adu.by/ru/394-pedagogam/uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna/6228-uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna.html).

Можно также использовать материалы интернет-проектов «Партизаны Беларуси» (https://partizany.by/), «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» (https://db.narb.by/), созданные на основе архивных документов.

В течение года рекомендуется посетить мемориалы на месте сожженных деревень своего региона.

Испытания той жестокой поры показали неимоверную силу и мужество нашего народа, немеркнущие примеры храбрости, истинного патриотизма, преданности наказам предков беречь и защищать родную землю. Для нас, белорусов, память о Великой Отечественной войне священна. И наша ответственность перед прошлым и будущим заключается в том, чтобы сделать все, чтобы не допустить на родной земле повторения военной трагедии.

Используя материалы книги «Памятные места Беларуси» [1] учитель-модератор может обратить внимание учащихся на памятные места своего региона.

Преступлениям нацистов на белорусской земле будет дана должная правовая оценка, а результаты уголовного расследования будут представлены мировому сообществу. Беларусь помнит всех героев и безвинных жертв той войны. Помнит она и имена тех, кто сотрудничал с военными преступниками и участвовал в кровавых расправах с населением. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Наш долг, долг живущих, перед погибшими, пережившими весь тот ужас – сохранить историческую память.

Патриотизм всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы белорусского народа, как необходимое условие величия и могущества государства.

Год исторической памяти хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…

Вопросы к учащимся:

Как вы понимаете утверждение: «Историческая память – дорога в будущее»? Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему, именно в сегодняшнее время, так важно, сохранить историческую память?

Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне?

Для чего необходимо знать и сохранять историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы Великой Отечественной войны?

Как ваше поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и сохранению мира?

От молодого поколения зависит будущее Беларуси. Какими качествами должны обладать молодые люди сегодня, чтобы наши устремления, связанные с сильным и процветающим государством, осуществились?

III. Заключительный этап

Учитель-модератор подводит итоги урока (предоставляет слово почетному гостю):

Одна из задач юных граждан нашей страны ‑ беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа, поклоняться памяти и наследию прославленных белорусов, учиться на ярких биографиях наших современников, гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие и процветание.

Современная Республика Беларусь уверенно идет собственным путем развития. И сегодня у нас есть главное – мирная, стабильная, красивая и независимая страна. Есть история, которой мы гордимся, богатое культурное, духовное наследие, традиции. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Все они обладают правом сохранять свою индивидуальность, жить в мире.

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно подчеркивал: «Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка. К несчастью, кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны. Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионов жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним: нет на Земле ничего дороже, чем мир!».

https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-mirnyh-iniciativah.

 

В завершении урока учащимся 8-11 классов можно анонсировать мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» в 2022/2023 учебном году. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в новом учебном году – рассказать о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».


[1] Кошевар, Д.В. Памятные места Беларуси / Д.В. Кошевар, В.Н. Надточаев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2022. – 252 с.: ил. Совместный проект издательcтва «Адукацыя і выхаванне» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: