Какие еще слова в этом стихотворении имеют переносное значение?




Лабораторная № 1

ЗАДАНИЕ № 1. Выпишите из «Краткого этимологического словаря» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской* по 5 слов со следующими пометами: индоевр. (индоевропейское); общеслав. (общеславянское); вост.слав. (восточнославянское); собств.русск. (собственно русское). Укажите, что называют эти слова (обозначения степеней родства, явлений природы, предметов быта, характеристики чувств человека, состояний природы и т.п.).

ЗАДАНИЕ № 2. Выпишите по 3 отрывка из разных сочинений М. В. Ломоносова (например, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф», «Ночною темнотою покрылись небеса» или из др. произведений). Подумайте над тем, как отразилась в произведениях М. В. Ломоносова изложенная им «теория трех штилей».

ЗАДАНИЕ № 3. Выпишите отрывки из сочинений А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. М. Карамзина («Бедная Лиза» или «Наталья, боярская дочь»), А. С. Грибоедова («Горе от ума»), А. С. Пушкина («Вольность», «Повести Белкина»). Проанализировав эти отрывки, ответьте на вопрос: как отразилось в произведениях этих писателей взаимодействие книжно-славянского языка с народно-литературным?

ЗАДАНИЕ № 4. Проанализировав приведенные ниже отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», объясните, почему понятие «современный русский литературный язык» связывают с именем Пушкина.

I. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды. Свой ветхий невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен, корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;... Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!

II. Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле* беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя; В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой... Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно — Прозванья нам его не нужно, Хотя в минувши времена Оно, быть может, и блистало И под пером Карамзина В родных преданьях прозвучало; Но ныне светом и молвой Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне**, где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине.

* Так у Пушкина. ** Один из районов Петербурга.

ЗАДАНИЕ № 5. Найдите в газетных текстах 5 примеров, в которых вы видите нарушение нормы литературного языка. Выпишите эти примеры (с контекстом) и объясните, в чем именно состоит нарушение нормы (неточное знание значения слова, не учтены стилистические, оценочные или эмоциональные свойства слова, нарушена сочетаемость слов, не соблюдены грамматические нормы и т.п.).

ЗАДАНИЕ № 6. Выпишите из словаря «Трудности русского языка» (Словарь-справочник / Под ред. Л. И. Рахмановой) словарные статьи «возвести», «ехать», «калейдоскоп», «свойственный». Укажите, какие случаи нарушения нормы литературного языка, связанные с употреблением этих слов, отмечает словарь.

ЗАДАНИЕ № 7. Выпишите из словаря «Трудности словоупотребления и вари! анты норм русского литературного языка» под ред. К. С. Горбачевича или из «Словаря трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя, М. Н. Теленковой по 5 слов, у которых словарь отмечает вариантные формы (например, вальсировать, варенье, вафля, ввергнуть, вексель, велюр). Используя содержание данных словарных статей, расскажите, чем могут различаться вариативные формы слов.

 

 

Лабораторная № 2

ЗАДАНИЕ № 1. Определите, в какой функции — назывной или обобщающей — выступают выделенные ниже слова. 1) Ябедника на том свете за язык вешают (посл.); 2) Услужливый дурак опаснее врага (посл.); 3) Блажен муж, который не идет на совет нечестивых (псалом); 4) Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек (А. Чехов); 5) Скупой богач беднее нищего (посл.); 6) У бабы волос долог, да ум короток (посл.); 7) Человеку свойственно ошибаться (афор.); 8) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (А. Грибоедов).

ЗАДАНИЕ № 2. Определите, какую функцию — назывную или обобщающую — выполняет существительное рукопись в приведенном ниже отрывке из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

— О чем роман? — Роман о Понтии Пилате.... — О чем? О чем? О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть... — Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что я сжег его в печке. — Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. Рукописи не горят. — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман. Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду. Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез: — Вот она, рукопись! Вот она!

ЗАДАНИЕ № 3. Определите, какое значение имели прежде имена Александр, Алексей, Андрей, Анна, Борис, Василий, Георгий, Константин, Ольга, Петр (за справками обращайтесь к словарям имен собственных, например, Грушко Е., Медведев Ю. Словарь имен). Объясните, почему сейчас эти имена не обозначают понятий. А какое значение имело прежде ваше имя?

ЗАДАНИЕ № 4. Найдите в юмористических рассказах А. П. Чехова героев, фамилии которых являются «говорящими». Объясните, как образованы эти фамилии и как с их помощью автор дает характеристику своим персонажам.

ЗАДАНИЕ № 5. Укажите, имена каких литературных персонажей стали употребляться в качестве нарицательных существительных. Почему у слов появились эти нарицательные значения?

ЗАДАНИЕ № 6. Укажите, что обозначают в современном русском языке существительные ампер, апокалипсис, бикини, диксиленд, казанова, ксерокс. Объясните, почему возникли эти (нарицательные) значения. Для ответа пользуйтесь толковыми словарями русского языка и словарями иностранных слов (например, Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов; Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений и т.д.).

ЗАДАНИЕ № 7. Укажите значения и оценочные свойства выделенных слов в приведенных ниже словосочетаниях. Для справок пользуйтесь данными «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С. А. Кузнецова. Определите, за счет чего эти слова выражают оценку.

Закулисные интриги, достойный претендент, наглая ложь, вульгарные манеры, очередная сплетня, не лошадь, а кляча, отвратительный человек, судьбоносные решения, политическая спекуляция, грязная история, отмывание грязных денег, очередная фальсификация, приперся ни свет ни заря.

ЗАДАНИЕ № 8. Найдите в приведенных ниже текстах современной городской рекламы (надписи на рекламных щитах) слова, значение которых неясно, расплывчато. Как вы думаете, чем вызвана эта неточность словоупотребления? Как следует оценивать подобное использование элементов языка в современной городской рекламе?

1) «Всегда верный вкус» (рекл. сыра);

2) «Золотая коллекция моментов» (рекл. шампанского «Золотая коллекция»);

3) «Природа безупречногокачества. Стиральные машины“Asko”»;

4) «Форма безупречного качества» (рекл. офисного оборудования);

5) «“Epson”. Энергичное качество» (рекл. принтеров);

6) «“Bond”. Гармония вкуса» (рекл. сигарет «Bond»);

7) «Выбирай реальное качество!» (рекл. сотовых телефонов);

8) «Новый яркий вкус» (рекл. газированного напитка);

9) «Mennen — новый яркий аромат» (рекл. дезодоранта);

10) «Новый яркий след в мире обуви» (надпись на автофургоне, с которого торгуют обувью);

11) «Элитные части» (рекл. мебельной фурнитуры).

 

 

Лабораторная № 3

ЗАДАНИЕ № 1. Прочитайте приведенные ниже газетные заголовки. Определите, в каком значении: прямом или переносном — употреблены в них слова «марафон», «гаснут», «звёзды», «бессердечный». Укажите прямое значение этих слов. А что обозначают они здесь? «ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МАРАФОН» (АиФ: о выборах президента России); «ОТ ЧЕГО ГАСНУТ “БИЗНЕС”ЗВЕЗДЫ?» (АиФ: о неудачах в бизнесе, которые постигли некоторых эстрадных знаменитостей); «ПРОЩАЙ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ XX ВЕК!» (Южн. гор.: подведение итогов XX века).

ЗАДАНИЕ № 2. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева об осени. Определите, в каком значении: прямом или переносном — употреблены выделенные слова. Что обозначают эти слова?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

— Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде,

— Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

— И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Какие еще слова в этом стихотворении имеют переносное значение?

ЗАДАНИЕ № 3. Выпишите из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой словарные статьи «гореть», «рост», «рука». Расскажите, как подаются многозначные слова в толковом словаре.

ЗАДАНИЕ № 4. Укажите, какое значение: прямое или переносное — имеют выделенные слова в приведенных ниже примерах. Что обозначают эти слова в переносном значении?

1) Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину (Н. Гоголь). — Это были новости из Всемирной п аутины. Счастливо! Не потеряйтесь в сети! («Новости культуры из Интернета» — ТВ, «Культура»);

2)...Была картина в спальне матери «Дуэль». Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням, — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес, Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег, и там, между черных безлистых деревец, убил (М. Цветаева);

3) «... Кто там в малиновом берете / С послом испанским говорит?» (А. Пушкин). — Флаг ООН сегодня можно встретить... в Ливане, на Кипре, в Иране и Ираке, а также в других странах, где международные военные контингенты («голубые каски») и миссии наблюдателей («голубые береты ») поддерживают хрупкое со! стояние мира...

ЗАДАНИЕ № 5.

1) Найдите метафоры в приведенных ниже словосочетаниях. Определите тип сходства между прямым и переносным значением.

Глазное яблоко; лист бумаги; газетная полоса; шапка (в газете); ветер перемен; гора мусора; каша (в голове); команда президента; конец фильма; корень зла; светский лев; линия (в парфюмерии: «Новин! ка: линия солнцезащитных средств для лица и тела!»); мачты сосен; американская марионетка (о несамостоятельном политике, который является послушным орудием в руках другой — сильной — страны, например, США); белые мухи (о снеге); компьютеры нового поколения; пожар зари; путь к успеху; пучина бедствий; окно (в расписании); хвост (кометы); хвост (академическая задолженность); грязные интриги; детская улыбка (о взрослом человеке); золотые листья; золотое время; железное здоровье; железная воля; пустой человек; радужные мечты; радужная оболочка (глаза); разбитое сердце; свежие новости; совиные глазки (о человеке); взорваться (о человеке: возмутиться); грузить (жарг.: обременять кого-либо); «не пора ли загрузить компьютер?» (т.е. переслать данные в память компьютера); наезжать (жарг.: одолевать кого-либо претензиями и упреками); лето пролетело незаметно; прошло два дня; раскудахтаться (о звуках человеческого голоса); «волос стеклянный дым» (С. Есенин); «пурга-заговорщица» (Б. Пастернак); «небес осенних горечь» (Б. Пастернак).

2) Пользуясь «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и «Словарем русского языка» в 4-х томах, определите, какими являются приведенные выше метафоры: сухими или образными, общеязыковыми или авторскими.

ЗАДАНИЕ № 6. Укажите, какими являются с точки зрения степени образности и распространенности в языке приведенные ниже метафоры (выделены курсивом). В каких стилях речи и в каких текстах их можно встретить?

Солнце вышло из-за туч; вышло второе издание книги; обойти в разговоре неприятные темы; продвинуться вперед в исследовании космоса; прошло два дня; раскрывать тайны природы; решать проблемы; сажать в тюрьму; дверной глазок; «Дом игрушки» (назв. магазина); кольца дыма; кольцо с творогом (кондитерское изделие); бульварное кольцо; корень слова; конец года; новая линия (в парфюмерии); тетрадный лист; телевизоры нового поколения; проект «Русский дом» (назв. цикла передач на ТВ); газетная полоса; ручка кресла; ножка стула; сотовая сеть «Сонет»; высокая квалификация; политически грамотный человек.

ЗАДАНИЕ № 7. А к какому разряду (по степени образности и распространенности в языке) следует отнести метафоры, приведенные ниже (выделены курсивом)? В каких стилях речи и в каких текстах употребляются эти метафоры?

Адреса Интернета, взрыв негодования, гиена (о жадном, коварном человеке), голоса (т.е. звуки) вечернего города, гора мусора, границы приличий, грива волос, дубина (о человеке: Какая же ты дубина!), мир знаний, море слез, мышь (компьют .), осел (о неумном человеке), Всемирная паутина, прилив нежности, путь к успеху, жизненный путь, свет истины, тряпка (о безвольном человеке: Не будь тряпкой!), хозяева жизни; гоняться за удовольствиями, жариться на солнце, отгородиться от всех (обособиться, изолироваться), больной тает на глазах, шипеть (о звуках человеческого голоса); близкий друг, блестящий оратор, гибкая политика, грязная интрига, детская улыбка (т.е. наивная), железная логика, золотые листья, мурлыкающий голос, пустой человек, радужные мечты, рухнувшие иллюзии, цыганский образ жизни.

 

ЗАДАНИЕ № 8. Найдите в приведенных ниже словосочетаниях общегазетные метафоры. Что они обозначают? Какой тип сходства связывает их с прямым значением? Отражают ли толковые словари данные значения слов?

Властные структуры, коридоры власти, государственная управленческая вертикаль, команда президента, быть в одной команде (связке); теневая экономика, отмывание грязных денег, государственное строительство, внешнеполитический курс, субъект федерации, фундамент нового общества; навстречу выборам, предвыборная гонка, политическая арена, гонка вооружений, конструктивный диалог между Россией и США, президентская избирательная кампания стартовала, встреча на высшем уровне; Отчизны верные сыны, трудовой подвиг народа, летопись истории Родины; горячие точки планеты, «Горячие новости, горячие кадры в программе “Евроньюс”!» (ТВ).

 

 

Лабораторная 4

ЗАДАНИЕ № 1. Найдите в приведенных ниже отрывках из произведений русских поэтов общепоэтические метафоры (т.е. такие, которые употребляются по преимуществу в художественной речи). Сверьте результаты вашего анализа с данными «Словаря русского языка» в 4-х томах АН СССР. Как толкует словарь значение этих слов? Какими пометами сопровождаются эти слова в словаре?

1) Мои богини! Что вы? Где вы?.. Всё те же ль вы? Другие ль девы, Сменив, не заменили вас? (А. Пушкин);

2) На заре туманной юности Всей душой любил я милую (М. Кольцов);

3) И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд (М. Лермонтов);

4)...В нем кипел Родник богатых сил природных, Источник мыслей благородных И честных, бескорыстных дел (Н. Некрасов)

5) Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья... (А. Пушкин);

6) Солнце жизни моей, Россия, Укрепи на подвиг меня! (Н. Рыленков);

7) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана (М. Лермонтов). —...Одно — как желтый огнегривый лев, Другое — вол, исполненный очей, С ними золотой орел небесный, Чей так светел взор незабываемый (А. Волхонский — Б. Гребенщиков);

8) Кто на руле´ — прекрасный и влюбленный — Тебе поет и гладит шелк кудрей (А. Блок);

9) Одетый медью заката, Конвой подровнял штыки (А. Сурков);

10) Северный ветер дышал стужей В темные окна домов (А. Н. Толстой). — Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день (А. Пушкин);

11) Осень жизни, как и осень года, Надо благодарно принимать (Э. Рязанов).

ЗАДАНИЕ № 2. Определите, какие метафорические значения слов «гореть», «пожар», «сожженный», «костер», «пылать» реализуются в приведенных ниже примерах (за справками обращайтесь к толковым словарям). Какие это метафоры: образные общепоэтические или авторские? Ответ мотивируйте.

1) Горит восток зарею новой (А. Пушкин);

2) Никогда не забуду (он был или не был, / Этот вечер): пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо, / И на желтой заре — фонари (А. Блок);

3) Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь. / В первый раз отрекаюсь скандалить (С. Есенин);

4) Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь. / В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть (С. Есенин);

5) Несется он к Франции милой, / Где славу оставил и трон, / Оставил наследника-сына / И старую гвардию он. / И только что землю родную / Завидит во мраке ночном, / Опять его сердце трепещет / И очи пылают огнем (М. Лермонтов);

6) В свете есть иное диво: / Море вздуется бурливо, / Закипит, подымет вой, / Хлынет на берег пустой, / Разольется в шумном беге, / И очутятся на бреге, / В чешуе, как жар, горя, / Тридцать три богатыря (А. Пушкин).

ЗАДАНИЕ № 3. Найдите в приведенных ниже отрывках из произведений русских поэтов авторские метафоры и охарактеризуйте их (какой тип сходства послужил основанием для переносного значения?). Докажите, что эти метафоры действительно являются авторскими.

I. 1) Плитняк раскалялся, и улицы лоб / Был смугл, и на небо глядел исподлобья / Булыжник, и ветер, как лодочник, греб / По липам. И все это были подобья. /...Желтел, облака пожирая, песок, / Предгрозье играло бровями кустарника. / И небо спекалось, упав на кусок / Кровоосстанавливающей арники (Б. Пастернак);

2) За всех вас, / которые нравились или нравятся, / хранимых иконами у души в пещере, / как чашу вина в застольной здравнице, / подъемлю стихами наполненный череп (В. Маяковский);

3) О небо, небо, ты мне будешь сниться! / Не может быть, чтоб ты совсем ослепло, / И день сгорел, как белая страница: / Немного дыма и немного пепла! (О. Мандельштам);

4) Я буду метаться по табору улицы темной / За веткой черемухи в черной рессорной карете, / За капором снега, за вечным, за мельничным шумом... (О. Мандельштам);

5)...Кто-то / среди развалин [дворца. — В. С.] бродит, вороша / листву запрошлогоднюю. То — ветер, / как блудный сын, вернулся в отчий дом / и сразу получил все письма (И. Бродский);

6) Слов моих сухие листья ли / заставят остановиться, жадно дыша? / Дай хоть последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг (В. Маяковский).

ЗАДАНИЕ № 4. Найдите в приведенном ниже отрывке из стихотворения В. Брюсова «Сухие листья» авторские метафоры, с помощью которых характеризуется шорох осенних листьев. Установите, какой тип сходства стал основанием для метафорического переноса. Прокомментируйте использование этих метафор. А что обозначает прилагательное тусклый в словосочетании тусклый ветер?

Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья Под тусклым ветром кружат, шуршат. Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят? Трепещут сучья под тусклым ветром; Сухие листья под тусклым ветром Что говорят нам, нам шепчут что?Трепещут сучья под тусклым ветром, Лепечут листья под тусклым ветром, Но слов не понял никто, никто!

ЗАДАНИЕ № 5. Найдите в приведенных ниже отрывках из произведений русских поэтов и писателей метафоры (общеупотребительные и авторские), с помощью которых характеризуются глаза (очи). Установите, как образованы эти метафоры (тип сходства). Какими представляются глаза в этих разных метафорах характеристиках?

1) Сердитый взор бесцветных глаз. Их гордый вызов, их презренье. Всех линий — таянье и пенье. Так я Вас встретил в первый раз (А. Блок);

2) И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (А. Блок);

3) Смотрят в душу строго и упрямо Те же неизбежные глаза (А. Ахматова);

4) Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость (С. Есенин);

5) Не смотри на меня своими акварельными глазами! (К. Федин);

6) Хозяин станционного буфета, пожилой, бледный, с бесцветны! ми, вылинявшими глазами, мельком взглянул на стоявшего в стороне Павку (Н. Островский);

7) Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах (М. Шолохов);

8) Когда прелестное созданье Я в униженье увидал И безотчетное страданье В глазах увядших прочитал! (М. Лермонтов);

9) Взгляд принадлежал ей [девушке]; и требование и обещанная чудесная награда были в этих оленьих, полных до краев жизнью глазах (А. Грин)*;

10) У нее такие бархатные глаза — именно бархатные: я тебе сове! тую присвоить это выражение...; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... (М. Лермонтов).

 

Лабораторная № 5

ЗАДАНИЕ № 1. Найдите в приведенных ниже примерах метонимически употребленные слова и охарактеризуйте эти метонимии (тип смежности, степень выразительности, степень распространенности).

1) Россия приступает к беспрецедентному сокращению армии (Вр. нов.);

2) Минск рассчитывает на увеличение инвестиций (Вр. нов.);

3) Ватикан защищает Багдад (Нов. Изв.);

4) Европа дает Саддаму «последний шанс» (Нов. Изв.);

5) 24 мая Русская Православная Церковь отмечает день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия (газ.);

6) Кремлевский Дворец съездов, правительство Москвы приглашают вас на общероссийскую новогоднюю елку (транспарант на Манежной площади);

7) Начнет выпытывать купе курящее Про мое прошлое и настоящее (песня);

8) В центре Москвы вы увидите сооружения самых разных столетий, конструкций, стилей (газ.);

9) «“Оранжевый” развод: Виктор Ющенко меняет соратников на профессионалов» (загол., Нов. Изв.);

10) «Дом фарфора», «Стекло—Хрусталь», «Мир кожи в Сокольниках» (назв. московских магазинов);

11) «Турникет ищете, гражданин», — треснувшим голосом осведомился клетчатый тип (М. Булгаков); От этого клетчатый гражданин стал еще гаже, чем был тогда, когда указывал Берлиозу путь на рельсы (М. Булгаков);

12)...Сиреневая спина вздрогнула, но, вероятно, случайно, ибо не мог же иностранец понять то, что говорили по-русски Коровьев и его спутник; «Кароши?» — строго спрашивал сиреневый покупатель. — «Мировая», — отвечал продавец, кокетливо ковыряя острием ножа под шкурой [лососины] (М. Булгаков);

13) Тогда, насквозь проколобродив Штыками белых пирамид, В шатрах каштановых напротив Из окон музыка гремит. Гремит Шопен, из окон грянув, А снизу, под его эффект, Прямя подсвечники каштанов, На звезды смотрит прошлый век (Б. Пастернак);

14) И нет рассказчиков для жен В порочных длинных платьях, Что проводили дни, как сон, В пленительных занятьях: Лепили воск, мотали шелк, Учили попугаев И в спальню, видя в этом толк, Пускали негодяев (О. Мандельштам);

15) Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола (А. Блок).

ЗАДАНИЕ № 2. Найдите в приведенных ниже примерах синекдоху и охарактеризуйте ее. С какой целью писатели и журналисты прибегают к синекдохе?

1) «К нам приезжает 606-я ракетка мира!: Анна Курникова будет сопровождать Энрике Иглесиаса во время его московских гастролей» (загол. и подзагол., Комс. пр.);

2) Сбербанк снизил ставки по кредитам физическим лицам (Нов. Изв.);

3) Москве не хватает рабочих рук (Южн. гор.);

4) Воинов-десантников называют «голубыми беретами» (Пр.);

5) Непонятным образом оказавшаяся у сцены пожилая женщина, пользуясь запрещенными борцовскими приемами, сквозь кожаные куртки начала пропихиваться к выходу: «Только бы вам ногами подрыгать! Скоты!..» — Кожаные куртки с удивлением отпрянули (МК);

6) Еще баркашовцы вспомнили о гражданском согласии и стабильности, которую они укрепляют, а «организаторы подобных провокаций» — совсем наоборот. В общем, взять на себя «подвиг» в Марьиной роще не стремятся даже самые горячие из «бритых голов» («Кто взорвал синагогу? После инцидента» — АиФ);

7) Другой — маленький мужичонка со старческим лицом, тощий, рябой, с жидкими усами и козлиной бородкой, — свесил на колени руки и глядит безучастно на огонь.... — «Я не сплю...» — заикается козлиная бородка (А. Чехов);

8) «Пролезли! — сказал Пробкин, с завистью и почти ненавистью глядя на удалявшихся дам. — Счастье, ей Богу, этим шиньонам! Мужскому полу никогда таких привилегий не будет, как ихнему, дамскому» (А. Чехов);

9) Синяя Борода, Красная Шапочка, Карлик Нос, Серая Шейка (имена сказочных персонажей).

ЗАДАНИЕ № 3. Прочитайте приведенный ниже отрывок из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Выпишите из него метафоры (с контекстом), охарактеризуйте их (тип, сходства, степень образности, степень распространенности в языке). Проанализируйте употребление метафор в этом тексте: 1) Какую функцию они выполняют? 2) К каким приемам использования метафор прибегает Булгаков?

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все по! жрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана. Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма и залила Нижний город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.

ЗАДАНИЕ № 4. В стихотворениях П. П. Ершова «Ночь на Рождество Христово», В. В. Набокова «И видел я: стемнели неба своды...», И. А. Бродского «Рождественская звезда», Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» найдите метафоры, с помощью которых описывается Звезда Рождества. Определите, как образованы эти метафоры (какой тип сходства послужил основанием для переноса), к какому разряду метафор с точки зрения степени образности и степени распространенности они относятся. Охарактеризуйте использование этих метафор в тексте. В чем различия в изображении Звезды Рождества в произведениях этих четырех поэтов?

ЗАДАНИЕ № 5. Найдите в приведенных ниже названиях рубрик и полос некоторых московских газет слова, употребленные в переносном значении, и охарактеризуйте их. Определите, с какой целью использованы эти слова.

1) «Чужой карман» (Комс. пр.: рубрика, в которой печатается информация о доходах знаменитостей);

2) «Афиша» (Нов. газ.; назв. полосы, где даются материалы о выставках, художественных фильмах, спектаклях и т.п.);

3) «Голоса» (Лит. газ.: рубрика, где печатаются письма читателей — отклики на публикации «Литературной газеты»);

4) «Замочная скважина»: (Комс. пр.: назв. полосы, на которой печатаются рассказанные читателями сцены из семейной жизни, воспоминания об удачных и неудачных знакомствах, романах и т.п.);

5) «Доска объявлений» (Комс. пр.: назв. полосы; сообщения о вакансиях в различных организациях, о приеме в вузы, реклама предлагаемых услуг);

6) «Урна» (Газета: назв. рубрики, где дается информация о подготовке к выборам);

7) «Соседи» (Время новостей: назв. рубрики; информация о жизни стран ближнего зарубежья);

8) «Читальный зал» (Лит. газ.: назв. полосы, где публикуются эссе, мемуары, литературные портреты и т.п.);

9) «Прямая речь» (Время новостей: назв. рубрики, в которой печатаются интервью с лидерами политических партий);

10) «Книжный базар» (Лит. газ.: назв. полосы, на которой даются со! общения о новых изданиях, о новинках литературы);

11) «Кирпич» (Газета: назв. рубрики, в которой дается информация об изменениях работы на транспорте, например, сообщение о прекращении регулярных авиарейсов из России в Китай).

ЗАДАНИЕ № 6. Выпишите из газет (журналов) по 5 заголовков, в которых употреблены слова-метафоры. Соотнесите содержание материала с заголовком и объясните, какую функцию выполняют эти метафоры на газетной полосе.


 

Лабораторная № 6

ЗАДАНИЕ № 1. Найдите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой слова «бюро», «горн», «липа», «тост», «тьма» и выпишите все сведения об этих словах, которые сообщает словарь. Пользуясь этими данными, расскажите о разнице между многозначностью и омонимией. Как подаются в словаре слова-омонимы?

ЗАДАНИЕ № 2. Найдите омонимы в приведенных ниже примерах и определите их тип.

1) На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие же! лобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины (Н. Гоголь).— «Бюро пропусков»; «Справочное бюро»;

2) Среда — середина недели; день на половине ее, считая с воскресенья (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка). — Социальная среда;

3) «Мебельный салон “Гранд”» (назв. магазина). — Получить грант;

4) «104 страницы про любовь» (назв. спектакля Э. Радзинского). — Договоренности по ПРО (газ.);

5) Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей...» (А. Пушкин). — Глаз — орудие чувственного зрения, око; глазное яблоко... Кто старое вспомянет, тому глаз вон (В. И. Даль);

6) Лужков решил рискнуть. Наперекор возражениям пожарных, мэр отдал распоряжение открыть Гостиный Двор ко Дню Города (газ.). — «Больше лужков, парков и скверов!» (плакат на Манеж! ной площади);

7) PETIT — это не только мелкий шрифт в полиграфии и не только французское «маленький». Petit — фамилия живого классика наших дней. Этот долговязый человек с огромным носом, сверкающей лысиной и демоническим блеском в глазах и есть живое воплощение французского аромата в нынешнем классическом танце (АиФ);

8) «Нет уверенности в завтрашнем дне? Какое оно будет, завтрашнее дно?» (рекл. служба «Русского радио»);

9) «Русский эрос. Роман. Мысли с Жизнью» (назв. книги Георгия Гачева). — «Эрос Рамазотти на сцене Кремлевского Дворца съездов» (афиша, сообщающая о выступлении итальянского певца).

ЗАДАНИЕ № 3. Объясните, с какой целью используется явление омонимии в следующих газетных и рекламных текстах.

1) «Ты знаешь, когда мною болтают, я выхожу из себя» (рекл. плакат в метро, на котором изображена банка газированного напитка «Sprite»);

2) «Утиная охота» (назв. телевизионной передачи, в которой телезрителям предлагалось во множестве дезинформации найти одну достоверную информацию);

3) «Второе пришествие “бобров” (загол.): В понедельник руководство Центробанка обнародовало результаты заседания совета директоров, состоявшегося в минувшую пятницу, на котором рассматривался вопрос о времени, объемах и сроке обращения первых выпусков банковских облигаций Банка России (“бобров”)» (Незав. газ.);

4) «ШУТОВское дело (загол.): В Петербурге идут судебные слушания по одному из самых громких криминальных дел — “делу Юрия Шутова”. Депутат Законодательного собрания, арестованный два года назад, обвиняется в создании преступной группы, которая совершила целый ряд убийств» (АиФ);

5) «Ресторан открыли с помпой. Большой и пожарной» (загол. материала, рассказывающего о том, что в Сокольниках ресторан «Макдональдс» построили рядом с историческим памятником — пожарной каланчой, а также о том, что в торговом зале ресторана выставлены модели помпы и пожарной машины; Центр Plus);

6) «“NЕТ” сказал драматургам ДА (загол.): У фестиваля NЕТ нет масштабной рекламы в журналах и на улицах города, однако театралы неизменно узнавали время и новое место его проведения по сарафанному радио и профильным сайтам....NЕТ — это и английский перевод слова «сеть», в которую попало то, что смогли выловить его организаторы, московские театральные критики Роман Должанский и Марина Давыдова, располагая символическим бюджетом. NET — это «Новый европейский театр», который во главу угла ставит сегодня не актера или режиссера, а драматурга» (Нов. газ.);

7) «ДОЛОЙ СОВОК! “Bissell Little Green” — самый компактный моющий пылесос. Вес 4 кг. Готов к работе в любую минуту. У Вас дома дети? Держите домашних животных? Это Ваш пылесос!» (Центр Plus).

ЗАДАНИЕ № 4. Определите, какое явление: омонимия или многозначность — использовано в приведенных ниже примерах (нужные слова выделены). Ответ мотивируйте.

1) «Мы — за мир, а мир — за нас» (загол.): Российский МИД предупредил Америку о грозящей ей опасности (Вр. нов.);

2) «Жизнь как шахматы: в правительстве — регулярные рокировки, в народе — сплошной мат» (АиФ);

3) «ПАРный спорт» (загол. матер. о первом чемпионате Москвы по спортивной сауне; АиФ);

4) «23 вал. Продукты» (назв. магазина на улице Сущевский вал, дом № 23/2).

ЗАДАНИЕ № 5. Выпишите из толкового словаря значения слов «колос», «колосс». Можно ли эти слова считать омонимами?

 

Лабораторная № 7

ЗАДАНИЕ № 1. Выпишите словарные статьи «думать», «умный» из:

1) «Словаря синонимов русского языка» З. Е. Александровой;

2) «Словаря синонимов русского языка» в двух томах под редакцией А. П. Евгеньевой;

3) «Краткого словаря синонимов русского языка» К. С. Горбачевича.

Укажите, чем различаются эти словари в подаче слов одного и того же синонимического ряда.

ЗАДАНИЕ № 2. Подберите синонимы к словам «надоесть», «старательный», «хозяин». Скажите, чем различаются эти синонимы.

ЗАДАНИЕ № 3. Установите, какие значения имеют слова «лик», «свежий» (для справок пользуйтесь данными «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С. А. Кузнецова). Подберите синонимы к каждому из этих значений.

ЗАДАНИЕ № 4. Определите, в чем различия между приведенными ниже синонимами, назовите тип синонимов:

1) смотреть, глядеть, взирать, пялиться, таращиться;

2) лицо, лик, физиономия, морда, рожа, харя, фейс;

3) здравствуй!, здравствуйте!, добрый день!, привет!, салют!, здорово!;

4) дочь, дочка, дочурка, доченька;

5) зачетная книжка, зачетка;

6) надежда, упование;

7) улыбка, усмешка, ухмылка;

8) пресс-конференция, брифинг;

9) лошадь, кляча;

10) умница, умник;

11) мэр, градоначальник;

12) архитектор, зодчий;

13) этот, сей;

14) серый, свинцовый



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: