Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Тип урока: Поиск и открытие нового способа действия.
Педагогические задачи: На основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; развивать речь детей, обогатить словарь; закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения; организовать индивидуальную и дифференцированную работу на уроке; воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные результаты: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
|
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, таблица падежей.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
2.1 Минутка чистописания.
- Запишите буквосочетания.
- Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословиц.
Н н Нн дн чн
н…чной дневной утренний
Не сп…ши языком, тор…опись делом. Малое слово большую обиду творит.
1.2. Повторение теоретических сведений об имени существительном.
1.Какая часть речи называется именем существительным?
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;
б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.
2.Что называют склонением?
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам.
3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания;
б) с помощью проверочного слова.
4.Какая группа слов относится к 1 склонению?
а) яблоко, лимон, помидор;
б) слива, дядя, вишня.
5.Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а) окно, автомобиль, товарищ;
б) зима, весна, суббота.
6.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) снегирь, день, пень;
б) морковь, печь, степь.
Ответ: а, а, а, б, а, б.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Вставьте пропущенные буквы: на х…лме, ч…совой, б...лизна, пос…нел.
- Как вы проверяете безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.)
|
- Вставьте пропущенные гласные в следующих словах: в речк…, у печк….
- Вы смогли выполнить это задание? В чём затруднение? Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, как проверять безударную гласную в окончании.)
- Прочитайте тему урока.
- Сегодня на уроке будем учиться правильно писать падежные окончания имён существительных.
IV. Объяснение нового материала.
Упр. 181(с. 102-103).
— Рассмотрите таблицу.
— Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме.
— Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (Имена существительные 1-го и 2-го склонения имеют одинаковое окончание –е в предложном падеже. Имена существительные 1-го и 3-го склонения имеют одинаковое окончание –и в родительном падеже.)
— Прочитайте, какие слова надо просклонять. Какие из этих слов имеют ударные окончания? безударные окончания? — Как пишутся ударные и безударные окончания?
— Просклоняйте существительные 1-го склонения.
(Учащиеся по цепочке склоняют существительные змея и чайка, сравнивая окончания с окончаниями в таблице. Аналогичная работа проводится с существительными 2-го и 3-го склонения.)
— Какой вывод вы можете сделать? (Ударные и безударные падежные окончания существительных пишутся одинаково.)