Лекция 9
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)
Определение понятия ППФП.
Место ППФП в системе физического воспитания.
Организация и формы ППФП студентов в Вузе.
Производственная физическая культура.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.
Целью ППФП является развитие или поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств и связанных с ними способностей к трудовой деятельности и защите Родины на базе разносторонней общей физической подготовки (ОФП).
Задачи ППФП:
1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.
2. Преимущественное развитие прикладных основных физических качеств.
3. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.
4. Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.
5. Преимущественное развитие прикладных психических качеств.
В соответствии с требованиями примерной учебной программы для вузов по ППФП «упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования». ППФП рассматривается как многоуровневая система. Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень – кондиционная физическая подготовка. Для неё характерна оздоровительная направленность, второй уровень – непосредственно ППФП, третий уровень – спортивно-прикладная подготовка. Самый высший уровень строится на основе принципов спортивной тренировки.
Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:
1. Принцип единства общей и специальной подготовки – это органическая связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности, предполагающая преимущественное развитие пофессионально-важных физических качеств и двигательных навыков на основе общей физической подготовленности.
2. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок.
3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. После периода наращивания нагрузки в любом случае следует период её снижения.
4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки.
5. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.
В настоящее время ППФП осуществляется во всех учебных и внеучебных формах физического воспитания, а зачетные требования и нормативы, утвержденные в вузе, являются обязательными для каждого студента.
Формы ППФП:
1. Учебные занятия – теоретические, практические, методико-практические, контрольные; элективные практические; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия; самостоятельные занятия. Контрольные занятия по ППФП предназначены для этапного и итогового контроля за уровнем теоретической и практической подготовленности студентов к выбранной профессии и специализации.
2. Внеучебные занятия:
а) утренняя гигиеническая гимнастика выполняется от 10-15 минут до 30 минут, 8-15 упражнений по 6-8 раз.
б) занятия в спортивных секциях.
в) самостоятельные тренировочные занятия.
г) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые по календарным планам и программам на первенство учебных групп, между ними, на первенство курсов, факультетов и вуза.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.
ПФК – обязательная составная часть рационального двигательного режима, сложившаяся в силу потребностей рациональной организации труда.
Цель ПФК – поддержание и укрепление здоровья, а также повышение производительности труда.
Задачами ПФК являются:
- подготовка к трудовой деятельности;
- повышение эффективности труда;
- восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании,
- профилактика неблагоприятных факторов влияния труда, в том числе профессиональные вредности;
- формирование сознательного и творческого отношения к труду;
- воспитание трудовой и социальной активности людей.
Формы ПФК:
1. Производственная гимнастика – вводная, физкультурные паузы, физкультминутки, сеансы в комнатах психофизической разгрузки, малые игровые формы в межрабочих перерывах: настольный теннис, бильярд, дартс и др.
2. Послерабочее восстановление – участие в организованных или самостоятельных занятиях на физкультурной базе предприятия и вне ее. К ним относятся восстановительные комплексные упражнения сразу после работы, посещение восстановительных и оздоровительно-профилактических центров на производстве, занятия в специализированных группах здоровья и секциях, в профилакториях, санаториях, на загородных базах отдыха и т.п.