Приложение I
Название | Изображение | Описание | Применение |
Асамьюта Хастини – жесты одной руки | |||
Патака (флаг) | Все пальцы руки прямые, сомкнуты вместе, ладонь прямая, большой палец прижат. | - Эта рука представляет древко Индры, символ победы. Поднятая вверх, ладонью на зрителя, она означает божественное покровительство и величие, это жест богов и священных изображений. - «Я есть» - «Здесь» - волны - облако - река - пруд - ночь - благословение - отвращение - «меня» - корзина цветов (если обе руки вместе) - начало и конец беседы - начало танца Руки Патака поднимаются вверх, указывая на мир богов, и вниз – указывая на нижние миры. Руки Патака сочетаются с движением всей руки в различных направлениях с изяществом и любовным выражением, ноги движутся в такт ритму, - такой танец носит название Прасара. Руки Патака скрещиваются у запястий, показывая священный знак свастики; ладони, соединенные вместе – жест поклонения или приветствия богов и людей. | |
Трипатака (тройной флаг) | Третий палец Патака согнут на середине и направлен вниз. | - воззвание - явление богов или аватары бога - боги на небесах (руки держатся над головой или перекрестно) Применяется для ношения оружия или атрибутов богов, то есть ваджры (молнии), чакры 2(диска), мрига (оленя) и т.д. - нанесение священной метки на лоб - утирать слезы (третьим пальцем) - движение - ноги (ладонями вниз) - дерево - древко стрелы - молния - сосуд или горшок (две руки вертикально, ладонями друг к другу) - огонь - светильник - корона (обеими руками) | |
Ардха-чандра (полумесяц) | Большой палец Патака выпрямляется в сторону, образуя угол. | - луна - освящение - медитация - сжатие горла - убийство (движение вниз по диагонали) - боевой топор - тело - талия - бедра - лицо - зеркало - себя - коротать время, подперши рукой щеку - ухо слона Если Ардха-чандра делается обеими руками, правая вверху, левая внизу, - это Абхайя Мудра, жест Шивы, выражающий бесстрашие и надежду. Рука Ардха-чандра, слегка согнутая ладонью вверх, несет огонь и разрушение. | |
Картари-мукха (ножницы) | Первый и второй пальцы Трипатака разделены, первый палец отогнут назад. | - разлука - молния - смерть - хождение - указывать дорогу - шаги при прогулке - рога животного - лицемерие - подъем и падение - ворота - арка - вершины гор - лоза | |
Арала (сгиб) | Первый палец Патака согнут на середине, остальные пальцы разведены и отогнуты назад. | - акт благословения - хождение по кругу - крылья птицы - уши слона - гордость - доблесть - пить яд - нектар - завязывать волосы - звать кого-то - сладкий запах - раскладывать узоры из цветов на земле | |
Шукатунда (клюв попугая) | Третий палец Арала согнут посередине. | - мистическое явление - изгнание - выпускать стрелу - метать копье - неистовство - говорить с презрением | |
Мусти (кулак) | Все пальцы собраны в кулак, а большой палец лежит на них сверху. | - демонстрация силы - неподвижность - упражняться перед ударом - угрожать - схватиться за оружие - выказывать гнев - согласие - держать что-либо | |
Шикхара (вершина или пик) | Большой палец Мусти выпрямлен или поднят вверх. | - держать лук и другое оружие (лук Камадевы, бога любви). - мужчина - царь (на плече) - столб - зуб - вопрошание - указывать на губы - объятие - развязывать пояс - звонить в колокольчик - воспоминание - вхождение - «нет» - обмахиваться веером - застенчивость - точка между бровей - Шива-линга | |
Капиттха (древесное яблоко) | Указательный палец Шикхара согнут, касаясь в точке сгиба кончика большого пальца, остальные пальцы собраны в кулак. | - жертвовать благовония - доить корову - пахтать - танец с уговором - придерживать вуаль - гирлянда цветов - край одежды - размахивать мечом или другим оружием Жест богини Лакшми, держащей лотосы у плеч. | |
Катака-мукха (звено) | Третий и четвертый пальцы Капиттха подняты вверх, средний палец остается согнутым. | - зеркало - женщина - срывать и собирать цветы - цветочные стрелы Камадевы - пускать стрелу - поправлять украшения - держать вину (лютню), флейту - гирлянда цветов - беседа - обращение к возлюбленному | |
Сучи-мукха (игольное ушко) | Первый палец Катака-Мукха поднят, большой палец касается кончика среднего пальца. | - круг - мир - идти - пламя светильника - один - бивни слона или клыки вепря - угрожать - указывать - побег - одобрение - слушать - вращать гончарный круг - бить в барабан - «Я есть» Следование за движениями Сучи полузакрытыми глазами называется Сучана, игривое движение в танце. | |
Падма-коша (бутон лотоса) | Кончики пальцев собраны вместе, не касаясь друг друга, образуя бутон лотоса. | - поклоняться Шиве, поднося цветы лотоса - жертвовать подношения - выражение желания - грудь - презрение - изгнание - оказывать милосердие - поцелуй - фрукт - хобот слона - число 5 - 5 цветочных стрел бога Камадевы | |
Сарпа-ширша (голова змеи) | Рука Патака согнута посередине ладони, имитируя голову змеи. | - змея - жертвовать воду в качестве подношения - разбрызгивать воду - размахивать огнем (арати) - давать и принимать (одной или обеими руками) - сандаловая паста | |
Хамса-пакша (крыло лебедя) | Мизинец Сапра-ширша поднят вверх. | - принимать - отвергать - обнимать (обеими руками) - шаги - женщина - маленький ребенок (две руки ладонями друг к другу) - глаза - пальмовый лист для письма - слух - благословение - «приходить» - тело - число 6 | |
Мрига-ширша (голова оленя) | Мизинец и большой палец Сапра-ширша подняты вверх и отделены от остальных пальцев. | - олень - корова - метать кости - «приходить» - лоб - флейта Кришны (двумя руками) - дом (двумя руками) - рисовать на лбу три полосы, поклоняясь Шиве - лестница - личность | |
Чатура (умный) | Большой палец Мрига-ширша касается основания безымянного пальца. | - показывать ум во взгляде - стыд - лепесток лотоса - долгий взгляд - «немного» - достаточность - сидеть - медленно ступать - число 4 - 4 Веды - Брахма с 4 ликами - «лила» или изящество в танце | |
Кангула (хвост) | Третий палец Падма-коша пригнут к ладони, а мизинец поднят. | - мелкие предметы - кошачья лапа - глазок кокосового ореха - драгоценность - небольшой фрукт - куропатка - «пчела на лотосе» - стыдливость молодой девушки (рука у лица) | |
Алападма (полностью распустившийся лотос) | Все пальцы разводятся слегка закругленным движением, ведущий – мизинец. | - лотос - солнце - красота - желание - грудь - радость (две руки ладонями друг к другу) - горшок - пучок волос - гора - сияние - вопрошание - проходит ночь (рука при взмахе вверх). Эта позиция также называется Алапаллава или Сола-падма. | |
Бхрамара (пчела) | Большой и средний пальцы касаются друг друга, указательный согнут, остальные пальцы подняты и разделены. | - пчела (с вибрацией) - обет молчания - священное омовение (кончик носа просовывается между большим и средним пальцем) - журавль - летающие существа - серьга - щелкать пальцами - срывать цветы с длинным стеблем - единение (йога) | |
Хамсасья (лицо лебедя) | Указательный и средний пальцы выпрямлены вперед и соединены, их касается большой палец | - лебедь - наставления по проведению ритуала - чистота - медитация - речь - предлагать что-либо - драгоценный камень - капля воды - пристрастие - сострадание - светоносность - мягкость - насекомые (кончики пальцев пульсируют) | |
Самдамса (щипцы) | Кончики большого и указательного пальцев Арала соединены, остальные пальцы разведены и подняты вверх. | - речь - акцентировать - завязывать брачную нить - созерцание - размышление - держать что-либо - наставления - писать - носить украшения - срывать цветы и составлять гирлянды - священная нить брахманов - прокалывать - рисовать - небольшое количество - подводить глаза | |
Мукула (бутон цветка) | Все пальцы собраны вместе, согнуты, не касаясь кончиками друг друга. | - водяная лилия - подношения божеству - короткая речь - презрение - изгнание - принимать пищу - посылать поцелуй - число 5 - 5 цветочных стрел бога любви - давать - обезьяна | |
Урна-набха (паук) | Пальцы Падма-коша согнуты и разведены. | - демон - когти животного - хватать - рвать - лев - Нарасимха - страх - черепаха - расчесывать волосы - чесаться - поднимать камень | |
Тамра Чуда (петух, красная верхушка) | Первый палец Мукула отделен и согнут, большой и средний пальцы скрещены. | - петух - птица - попугай - крюк - петля - отвергать (щелкая пальцами) - подавать знаки - вражда, неприязнь (указательные пальцы сцеплены) - разговаривать с молодой девушкой - 100 или 1000 золотых монет | |
Чандра-кала (восходящий месяц) | Большой палец Сучи выпрямлен так, что вместе с указательным образует полумесяц. | - полумесяц - бивни слона или клыки вепря | |
Тришула (трезубец) | Большой палец и мизинец согнуты и соединены, остальные три пальца выпрямлены и разделены. | - трезубец (оружие Шивы) - троица - три - священный знак Вишну | |
Ардха-патака (полуфлаг) | Мизинец Трипатака согнут. | - «две вещи» - цветок кетаки - росток манго - вершина горы или башни (две руки) - берег реки - нож - меч - разрез глаз | |
Бана (стрела) | Мизинец Мусти выпрямлен вверх. | - стрела - число 6 - красить глаза - мышь | |
Ардха-сучи (полуигла) | Первый палец Сучи согнут у основания, а большой палец и согнутый средний касаются его посередине. | - худеть или иметь худое тело (движение назад) - росток - молодая птица - большое насекомое - вражда или брань | |
Шили-Мукха (лицо краба) | Большой палец Мусти выпрямлен, кончик указательного пальца касается середины большого, другие пальцы согнуты лесенкой. | - наливать воду - аскетизм - покаяние - указывать на губы - брови - грудь - цветочные стрелы бога любви Шили-Мукха описана в Баларама Бхарата. В санскритских текстах о Катхакали и Орисси она называется Вардхаманака. В общих чертах она должна быть более грациозной и артистичной формой Шикхары, если делается в движении или действии, например, когда две руки Шикхара опускаются от плеч вниз при наклоне вперед при приветствии, или в танце Алариппу. Руки Вардхаманака используются в эпизодах чистого танца Катхакали. | |
Симха-Мукха (лицо льва) | Кончики среднего и третьего пальцев касаются большого, остальные выпрямлены. | - львиная морда - заяц - жемчуг - аромат - капля воды - натягивающий лук Камадева - гирлянда из лотосов - гладить волосы - спасение (мокша), если кладется на сердце - жертвоприношение священного огня | |
Маюра (павлин) | Третий палец Картари-Мукха касается большого, остальные согнуты. | - павлин - лоза - точка между бровей - рвота - касаться особых предметов - обсуждать писания - ритуал священного праха - осыпать цветами Шива-линга Грациозное движение руки в танце. | |
Самьюта Хастини – жесты обеих рук | |||
Анджали (приветствие) | Две руки Патака ладонями вместе. | Держат над головой, если приветствуют богов, на уровне лица, если приветствуют святых или царей, и на уровне груди, если приветствуют равных себе. | |
Капота (голубь) | Две руки Патака соединены у основания, по краю и сверху, ладони согнуты. | - приветствие - обращение к почтенному человеку - принимать присягу - принятие - согласие | |
Карката (краб) | Пальцы Урна-набха обеих рук сцеплены между собою, ладонями друг к другу. | - горе - озабоченность - трубить в раковину моллюска - сгибать ветку дерева - множество - живот - зевать - потягиваться (руки за головой, ладонями вверх) | |
Гаруда (бог-орел) | Руки Ардха-Чандра скрещены, ладонями на себя, большие пальцы сомкнуты. | Символ Гаруды, перевозчика бога Вишну | |
Пушпапута (цветочная корзина) | Руки Сапра-ширша соприкасаются друг с другом со стороны мизинцев, ладонями вверх. | - принимать цветы - рис - фрукты - подношение воды - раскачивать огнями (арати) - подношение | |
Санкх (раковина моллюска) | Большой палец левой руки Ардха-чандра захвачен пальцами правой руки Мусти, большой палец которой нажимает на кончики пальцев другой руки. | - раковина как символ бога Вишну - трубить в раковину | |
Матсья (рыба) | Две руки Ардха-чандра ладонями вниз, правая рука перекрывает левую. | - рыба -море - Матсья-аватара (инкарнация Вишну) | |
Шива-линга (фаллический символ) | Правая рука Шикхара, большой палец поднят вверх, покоится на левой руке Патака, повернутой ладонью вверх. | Шива, Шива-линга | |
Чакра (диск) | Руки Ардха-чандра перекрещиваются ладонями друг к другу. | - диск как символ бога Вишну - диск как оружие - колесо | |
Паса (петля) | Указательные пальцы рук Сучи сомкнуты и согнуты. | - вражда - ссора - петля - цепь | |
Килака (звено) | Мизинцы двух рук Мрига-ширша сомкнуты. | - привязанность - любовная беседа | |
Курма (черепаха) | Пальцы рук Чакра согнуты, кроме прямых больших пальцев и мизинцев. | - Курма-аватара Вишну - черепаха | |
Вараха (вепрь) | Руки Мрига-ширша положены одна на другую (ладонями вниз) | - Вепрь-аватара Вишну - вепрь | |
Кхатва (ложе) | Две руки Чатура (ладонями вверх) касаются друг друга кончиками пальцев, указательные пальцы и мизинцы смотрят вниз. | - кровать - сор, хлам | |
Картари Свастика (скрещенные ножницы) | Руки Картари-Мукха скрещены на запястьях. | - деревья - вершины гор (держатся высоко сбоку) | |
Алападма (лотос) | Две руки Алападма соприкасаются у запястий, ладонями друг к другу. | Полностью расцветший лотос | |
Макара (крокодил) | Две руки Патака соприкасаются у запястий, ладонями друг к другу. | - крокодил - робкая речь | |
Сампута (ларец) | Пальцы рук Чакра согнуты. | - ларец - ящик - скрытые предметы | |
Утсанга (объятие) | Руки Мрига-ширша скрещены на груди, кончики пальцев касаются подмышек. | - объятие - смущение - наставлять детей | |
Нага-бандха (сжимание колец змеи) | Руки Сапра-ширша скрещены (свастика). | - пара змей - беседка (поднимаются высоко) | |
Бхерунда (птицы) | Две руки Капиттха соприкасаются запястьями. | Пара птиц Бхерунда | |
Гаджаданта (бивни слона) | Руки Сапра-ширша при скрещенных руках. | - бивни слона - поднятие тяжестей | |
Свастика (скрещение) | Руки Трипатака скрещены у запястий и держатся вертикально. | - дерево желаний - боги (держатся над головой) | |
Лата (лоза) | Руки Патака держатся наподобие качелей. | - грациозный танец - отравление - состояние единения (йога) |
|
|
|
Язык жестов Катхакали
Танцевальная драма Катхакали – это синтез поэзии, мима, танца, музыки и театральной постановки в определенном ритме. Язык жестов Катхакали очень тонок и динамичен в передаче переживаний, воображаемых явлений и перевоплощений.
В раскрытии диалога или описательной темы объекты и части речи передаются при помощи жестов одной или обеих рук. Приведенные ниже примеры языка жестов Катхакали демонстрируют богатство и многообразие мима Катхакали.
Название | Описание |
Дева (бог) | Две руки Трипатака над головой, правая ладонь повернута вперед, левая – на себя, кончики пальцев соприкасаются. Наклон влево, затем вправо, меняя позицию руки, и снова налево, меняя положения рук на противоположные. |
Шива | Руки Анджали, ладонями вместе, у лба, затем разводятся в стороны. Правая рука принимает позу топора (Хамса-пакша), а левая – оленя (Мрига-ширша), пальцы обеих рук смотрят вперед. |
Девушка | Рука Катака-мукха у талии, ладонью вверх. Правая рука Мудракхья помещается рядом, затем левая рука перемещается и принимает позу Мрига-ширша, ладонью вверх. |
Цветок | Левая рука Трипатака ладонью вверх, затем ладонью вперед в вертикальной позиции, потом движется вверх и принимает позу Катака-мукха. Средний палец быстро сгибается вниз, сопровождаясь движением «цветение». Затем все пальцы выпрямляются. |
Камадева | Две руки Хамса-пакша разводятся в противоположные стороны ладонями вниз, пальцы смотрят вперед. Большие пальцы совершают вращательные движения, руки передвигаются так, что правая рука ложится на левую в позиции «рыбы» (символ бога любви). Выражение лица, глаз и движение бровей выдают страсть. |
Стрелы Камадевы | Две руки Катака-мукха держатся горизонтально, ладонями к себе. Правая рука вращается у талии несколько раз, затем отходит назад и вперед, потом резко выпрямляет указательные палец на себя, имитируя «древко стрелы». Движение повторяется левой рукой, а потом обеими. Глаза следуют за рукой, с соответствующим выражением лица. |
Лицом к лицу | Вертикальный палец Сучи на правой руке движется к левой стороне лица, затем к правой. |
Удивление | Хлопок в ладоши, затем обе руки принимают позу Ардха-чандра, указательные пальцы смотрят вверх. Руки разводятся в стороны и встряхиваются. |
Удовольствие | Левая рука Сучи, правая рука Паллава (лотос) держатся вертикально ладонями друг к другу. Руки движутся вместе, не меняя позиции, со скользящими движениями шеи. |
Глаза | Две руки Трипатака ладонями вперед держатся горизонтально, кончики пальцев у глаз. Руки переворачиваются и принимают позу Шикхара для «глаз», двигаясь слегка от себя. |
Улыбка | Левая рука Вардаманака держится у рта, большой палец повернут вниз. Правая рука Мукула подносится ко рту, кончиками пальцев вверх. Пальцы сводятся и разводятся несколько раз. |
Видеть | Две руки Мукула напротив друг друга, пальцы смотрят вверх. Резко переходят в Шикхара. |
Идти | Правая рука Патака ладонью вниз находится напротив правого плеча. Затем движется к левому плечу, поворачиваясь ладонью вверх, рука движется вперед и вправо по диагонали, затем запястье сгибается и рука падает. |
Обращение | Две рука Трипатака держатся с левой стороны ладонями вниз. Затем поворачиваются ладонью вверх, и движутся вправо и вперед, принимая позу Картари. (Вежливое или нежное обращение к кому-либо). |
Говорить | Правая рука Трипатака держится вертикально у лица, ладонью влево. Потом рука слегка продвигается вперед, принимая позу Картари. |
Пчела | Правая рука Мукула ладонью вперед, два средних пальца вибрируют, рука движется туда и сюда. |
Нет | Правая рука Мудракхья переходит налево, ладонью влево. Затем рука движется вправо и немного вниз, выпрямив указательный и большой пальцы с силой. |
Множество | Правая рука Сучи вертикально ладонью вперед. Описывает небольшой круг по часовой стрелке налево, вращая запястьем, затем, согнув запястье, уходит вверх. |
Много | Правая рука Мусти ладонью вниз. Рука раскрывается и выбрасывается вверх при согнутом запястье, ладонью вперед. |
Примечание: Нюансы движений при переходе из одной позиции в другую невозможно описать словесно. Использование жестов Катхакали – это традиция, передаваемая по наследству, которой можно научиться только у гуру.
Двадцать четыре хасты (символических положений рук) Катхакали, описанные в Хасталакшана Дипика, трактате на санскрите, и приведенные на этих страницах, составляют арсенал жестов, эквивалентный речи. Двадцать две хасты Катхакали имеют те же санскритские имена, что и хасты Натья Шастры и Абхинайя Дарпана, но это не значит, что они идентичны в своих названиях и формах. Патака хаста Катхакали – это Трипатака из Натья Шастры. Хаста Шикхара Катхакали – это Картари-мукха из Натья Шастры. Капиттха хаста – это Ардха-патака из Абхинайя Дарпана и т.д. |
Девять хаст Катхакали имеют соответствие в названии и форме с хастами из Натья Шастры. Это следующие хасты: Катака-мукха, Мусти, Хамсасья, Анджали (обе руки), Сучи-мукха, Паллава (Ала-паллава), Сарпа-ширша, Мукула, Урнанабха. Для сравнения названия хаст из Главы III даны под названиями каждой хасты Катхакали. |