Вопрос 5. Место психолога в образовательном учреждении.




Вопрос 4. Принципы организации службы практической психологии.

1.Признание самоценности любого человека и его права на отличие от других безотносительно к его культурным и социальным особенностям. Это особенно важно в современных условиях России, для которой характерно смешение культурных моделей, проникновение западноевропейских ценностей, поиск новых ориентиров и устоев в нестабильном социальном мире.

2 .Уникальность ситуации и психологической проблемы, индивидуальный путь ее решения. Для каждого человека его жизнь и особенности восприятия, способов разрешения ситуации являются единственными и непохожими на другие. Опыт других случаев может помочь в понимании проблемы, но решение должно быть принято такое, которое подходит данной личности.

3.Соблюдение принципов "Не навреди" и "Во имя ребенка" в детской практической психологии. Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос, а запрос родителей и педагогов частот носит манипулятивный характер. Это ставит перед психологом задачу формирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку со стороны заказчика.

4.Субъективное переживание не может оцениваться как плохое или хорошее, оно может только быть или не быть. Ребенок склонен оценивать себя, ориентируясь на отношение к нему близких взрослых. Возникающая при этом необходимость подавления своих чувств ведет к неврозам и другим нарушениям в развитии ребенка. Поэтому недостаточно психологу базироваться на этом принципе, он должен быть доведен до сознания родителей и педагогов.

5.Любая психологическая проблема имеет свои причины и принципиально может быть решена. Необходимо выявлять причины возникновения психологических проблем, что особенно важно при работе с детьми, так как их психика еще находится в стадии развития и отказ от своевременной психологической помощи чреват серьезными последствиями для их будущего.

 

 

Вопрос 5. Место психолога в образовательном учреждении.

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Ппсихолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни вобществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?

Психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Основной ролью и видами деятельности психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

 

Вопрос 6. Профессиональные позиции школьного психолога с администрацией школы, учителями, учащимися.

1. Школьный психолог – администрация школы.

Служба практической психологии в школе начинается с директора. В последнее время это утверждение стало очень распространенным, но несколько модифицировалось в своем содержательном толковании. Много говорят о том, как важно психологу установить контакт с директором. Конечно, человеческие отношения, особенно в нашей культуре, а тем более в женском коллективе, — это очень важно.

И все же профессиональная деятельность начинается не с них, а с построения нормально функционирующей системы деловых связей. В частности, деловые отношения психолога с директором имеют, как минимум, три уровня, каждый из которых нуждается в специальной проработке и постоянной поддержке (коррекции).

Вот как система деловых отношений психолога и директора может выглядеть на схеме.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Это «начало начал» работы психолога в школе (сколько бы лет вы ни проработали, если этот уровень отношений так и не построен, к нему хорошо бы вернуться).

На этом уровне осуществляется первичное обсуждение ожиданий школы от работы психолога и согласование этих ожиданий с возможностями самого психолога.

Итак, директор должен четко и ясно заявить своему потенциальному сотруднику, какую роль он отводит психологической работе в своей школе, какие направления работы психолога приоритетны в настоящий момент и в перспективе (в свете концепции развития школы, проводимой в ней экспериментальной или проектировочной работы и т.д.).

Психолог соотносит содержание административного заказа со своими представлениями, возможностями, профессиональными интересами.

В результате такого согласования рождается примерный перечень основных направлений деятельности психолога. Конечно же, данная деятельность ориентирована прежде всего на удовлетворение психологических запросов школы, но грамотный директор всегда найдет возможность удовлетворить и личные интересы специалиста, понимая, что это повышает общую заинтересованность человека в работе на данную организацию. Попутно может родиться и план повышения квалификации психолога, если оказывается, что некоторые важные психологические запросы он сегодня осуществлять не готов.

Первый уровень — это профессиональный договор психолога и директора об основных направлениях деятельности психолога в школе. На основе договора прописывается функционал психолога и составляется план работы на год и некоторую перспективу.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Осуществляется на основании функционала и плана работы психолога (психологической службы). В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога.

Любой практик знает, как важна поддержка психологической работы на этапе утверждения сроков и времени проведения плановой диагностики, психолого-педагогического консилиума, организации консультаций с педагогами-предметниками и родителями, коррекционно-развивающих занятий. Если такая поддержка (в форме распоряжений, приказов, личного участия директора) не осуществляется, то психологическая работа реализуется на уровне личных договоренностей между психологом и директором. А это ставит психолога в какое-то неадекватное его статусу униженное положение в педагогическом коллективе.

Итак, второй уровень — согласование планов деятельности психолога и администрации по реализации основных направлений психологической работы в школе.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Это сотрудничество в ситуациях, требующих, помимо собственно психологических действий, тех или иных административных решений. Например, ребенок, находящийся в состоянии актуального стресса, нуждается во временном снижении учебной нагрузки, щадящем режиме. Такое решение не может быть принято без согласования с директором. Возникший в классе серьезный конфликт нуждается в серьезной психологической проработке, для чего желательно снять детей с нескольких уроков и провести конфликтологическую сессию. Для этого также нужно согласие администрации.

У психолога должно быть четкое представление о том, какие ситуации он может прорабатывать сам, в сотрудничестве с педагогами, родителями, а в какие он должен обязательно включать администрацию. Кроме того, должен быть налажен какой-то механизм оперативной связи директора и психолога в экстренных ситуациях. Как правило, тактические формы сотрудничества возникают постепенно, по мере возникновения тех или иных оперативных ситуаций. Важно, чтобы сотрудничество психолога и администратора не складывалось стихийно и бессознательно, а время от времени становилось предметом анализа самого психолога, психолога и администратора вместе.

2. Психолог – учителя.

Не всегда отношения психолога с педагогами складываются просто. Учителя ожидают от специалиста помощи, но относятся к нему настороженно. Иногда скепсис может даже породить агрессию, направленную на психолога. Как же организовать свою работу, чтобы стать необходимым компонентом образовательной среды? Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия.

Во-первых, психолог— «специалист по неодинаковости», а педагог — специалист по выравниванию. Основная задача первого — помочь ребенку построить путь индивидуального развития. Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а по путно еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В реальности векторы устремлений педагога и психолога часто разнонаправленны.

Во-вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах.

В-третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.

В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует прежде всего (а иногда — и только) на когнитивную сферу.

В-пятых, педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «над» или «напротив», психолога — как «рядом» или «в стороне». Эти различия часто являются, к сожалению, не материалом для размышлений, а базой для обвинений.

Объяснить же, в чем состоят обязанности психолога и каково содержание его работы, бывает нелегко. А раз непонятно, что делает психолог в школе, не видно, как именно он работает, то возникает повод для агрессии.

Чтобы этого избежать, нужно искренне интересоваться трудностями учителей, самому предлагать свои услуги, а самое главное — относиться к педагогам с уважением, напрочь отказаться от обвинений в их адрес. А главное — постоянно помнить о том, что у психологов и педагогов, есть ученики, чьи проблемы являются для них общими.

Одной из главных задач психолога, работающего с учителями, является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе. Психолог отвечает за то, чтобы эти отношения способствовали успешному выполнению учителями своей функции. Если же конфликты возникают, то в какой-то степени виноват в этом и психолог.

 

Есть различные способы регулирования этих отношений:

- Систематическое изучение мнения педагогов о степени их удовлетворенности своим трудом и о взаимоотношениях в педагогическом коллективе. Это поможет предупредить возникновение конфликта.

- Целенаправленная организация работы с учителями и другими школьными работниками, ориентированная на повышение их этико-педагогической культуры. Эта работа должна включать: психологический анализ этических аспектов педагогической деятельности, компетентную консультативную помощь.

- Авторитетный и этически выдержанный контроль, дифференцированный с учетом психологических особенностей любого члена коллектива.

ФОРМЫРАБОТЫПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ

-Просвещение. Это могут быть тематические педсоветы, лекции, семинары. Главное, чтобы предоставление психологической информации (например, касающейся возрастных и личностных особенностей детей) плавно, но неизбежно перетекало в практическую активность. Это может быть деловая игра, где ставится задача найти способы применения новых знаний в педагогических ситуациях, или упражнения, позволяющие прочувствовать знакомую ситуацию из роли ученика. В описании теории важно периодически останавливаться и переводить только что озвученный материал на язык конкретных примеров (но не конкретных детей!) и способов адекватного реагирования на них.

- Создание педагогической команды. Здесь самым главным является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе. Для этого могут быть использованы почти любые упражнения из коммуникативных, креативно развивающих и командообразующих тренингов. Главное — соотносите выбранные упражнения с физическими способностями и возрастом участников. Хотя чем более сплочен коллектив, тем меньше ограничений в выборе сложных, энергозатратных, игровых и творческих упражнений.

- Игра. Поскольку в начале работы с учителями мы почти всегда сталкиваемся с высокой степенью защиты, а иногда даже протеста и агрессии против двигательной и игровой активности, нужно быть к этому готовым и относиться с уважением.

- Для снижения действия агрессивных защитных механизмов педагогов мной был разработан тренинг под названием «Учитель тоже человек ». Естественно, в анонсе и в начале встречи название и цели формулировались более официально. Основными задачами таких занятий являются самопринятие и саморегуляция участников, развитие творческого мышления и навыков неформального общения.

- Анализ. Для эффективной работы в коллективе любой конфликт, факт или тенденцию необходимо подверг нуть тщательному анализу, чтобы учителя могли посмотреть на ситуацию со стороны. Для этого могут быть использованы методы обсуждения, рисования ситуации и, при наличии профессиональных возможностей у психолога, психодраматические техники. Проигрывание ситуаций из разных ролей может стать важной составляющей также и в профилактической работе.

Для подведения итогов встречи или серии встреч, работы за некоторый промежуток времени или по какой-то теме можно использовать анкетирование, голосование, референдум, а также игровые и арт-терапевтические техники, например создание скульптуры, ролевое проигрывание, создание коллажа, фоторепортаж и другие.

3. Психолог – учащиеся.

Вся профессиональная деятельность психолога в школе ориентирована на школьников, создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной Среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Формы, в которых осуществляется взаимодействие психолога с конкретным ребенком, ученической группой, параллелью:

— диагностика

— развивающая и психокоррекционная работа

— консультирование

— сопровождение в процессе работы со специалистом вне школы

— психологическое просвещение.

Позиции: Первая позиция психолога в отношениях со школьниками должна обеспечивать ему авторитет взрослого, специалиста, личности, но не педагога. Проще говоря, школьный психолог не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Чтобы не стать педагогом в глазах школьников, психолог как минимум не должен делать нечто важное, присущее только педагогу. Прежде всего— вести уроки. Причем, с нашей точки зрения, любые, в том числе — занятия по психологии в их классическом обязательном урочном варианте, с фиксацией результатов в дневнике и журнале. Такую деятельность может осуществлять приглашенный специалист— например, психолог соседней школы. Уроки — это не единственный момент. Важен и стиль поведения психолога: способ, которым он приглашает детей прийти на обследование, устанавливает связь с родителями, организует развивающие и просветительские занятия, контролирует их посещение и делает замечания и многое другое. Обсуждая другие моменты, связанные с позицией психолога в отношениях со школьниками, мы так или иначе вернемся к вопросу от том, как остаться психологом, не пополнив в глазах детей педагогический коллектив.

В т о р о е. Позиция психолога должна обеспечивать его доступ-ность для общения со школьником, формировать у школьников уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета. Как этого можно достичь? Прежде всего, очень важно, чтобы дети были уверены в постоянстве самого присутствия психолога в школе. График присутствия, висящий на двери его комнаты, должен строго соблюдаться. Школьник, испытывая затруднения или просто из любопытства, натолкнувшись пару раз на запертую дверь, перестанет ее замечать. Мы уверены, что эффективно работать в школе может только включенный в нее специалист, а не специалист «приходящий». Прежде всего школьники не примут такую позицию, не смогут установить с ним доверительный контакт.

Выделим несколько наиболее распространенных вариантов позиции психолога в отношениях со школьниками: «Психолог — врач, психиатр», «Психолог — адвокат ребенка», «Психолог — доверенное лицо», «Психолог — массовик-затейник».

«Психолог — врач». Эта позиция чужда и неприятна боль-шинству психологов и чем-то очень привлекательна для педаго-гов, которые часто своими действиями и словами просто «загоняют» в нее психолога. «Будешь плохо себя вести, отправлю к психологу, пусть он с тобой разбирается» — такое послание может быть адресовано недисциплинированному или отстаю-щему ученику. Ребенок может быть буквально «заброшен» в кабинет психолога с гиевным криком: «Пусть он Вам объяснит, почему он так себя ведет!» и т. д. Психолог превращается для школьника в еще одно пугало, наряду с директором и мили-цией, который на свой манер, своими способами (таблетки, гипноз, кодирование, еще что-нибудь в этом духе) перевоспитывает, воздействует, наказывает бедного ученика. Это беда для специалиста. И очень распространенная, особенно— за пределами крупных просвещенных центров, где психологу, кроме всего прочего, еще и очень трудно противопоставить что-либо профессионально весомое таким ожиданиям педагогов и детей.

«Психолог — адвокат». Позиция, близкая сердцу многим людям с хорошим психологическим образованием и гуманисти-ческими взглядами. От кого надо защищать ребенка? От родителей, педагогов, администрации школы, вообще всех «нехороших» взрослых. По-своему очень привлекательная позиция, особенно для тех, кто в основном работает с самими школьниками. Она позволяет быстро наладить близкий доверительный контакт с детьми под лозунгом: «Я с вами, вы не виноваты». Школьники с удовольствием делятся своими тайнами, в основном, правда, жалуются на непонимание и произвол взрослых. Психолог же формирует у них и поддерживаеху себя страдательную установку: дети — жертвы, им надо посочувствовать и попробовать убедить взрослых, что так вести себя нельзя.

Естественно, что такая позиция не вызывает симпатии тех самых взрослых, но это еще полбеды. Она не продуктивна для самих школьников, и рано или поздно они начинают это чув-ствовать или даже понимать, так как общение с психологом не дает им перспектив развития и самовоспитания, что является для них ценностью.

«Психолог — массовик-затейник». В его исполнении все выглядит как занимательная игра — тестирование, рассказ о его результатах, развивающее занятие на классном часу, КВН, даже тренинговая группа по саморегуляции. Такого психоло-га очень любят дети, бегают за ним «табунами»: «А Вы еще к нам придете?», «А Вы еще будете нас обследовать?». Однако любые его попытки поговорить чуть серьезней, наталкиваются на «Давайте лучше поиграем!». Через некоторое время психолог начинает замечать, что его работа превратилась, а вер-нее сказать, «выродилась» в культурно-просветительскую, что само по себе хорошо, но несколько не про то...

«Психолог — доверенное лицо ». Школьник, доверяя психологу, веря в целесообразность его работы и открытость его намерений, в достаточной степени осознанно предоставляет ему информацию о себе, особенностях своего развития и состояния. Он доверяет ему использовать эту информацию — сообщать в нужном объеме учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать благоприятные условия для решения школьником задач развития, образования и социализации в рамках школьной Среды. Подчеркнем, он делает это достаточно осознанно: он знает, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, ученику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психологом. Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что ответственность за свое обучение, поведение, успешность развития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться, предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь. Психолог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения, поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на помощь ему, поддержку и принятие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: