направления «Менеджмент»




Тематика контрольных работ по дисциплине

«Введение в специальность»

Для студентов 1 курса, заочного отделения

направления «Менеджмент»

Контрольная работа выполняется по вариантам. Вариант определяется по двум последним цифрам в номер зачетной книжки или студенческого билета (16 вариант - 1, 17 – 2 и т.д).

Объем работы – 15- 20 листов машинописного текста, шрифт 14, интервал полуторный.

Работа должна содержать основные выводы по каждому вопросу, ссылки на использованную литературы и список литературы.

Вариант 1.

 

1. Управление и менеджмент: соотношение понятий.

2. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу.

3. Современному менеджеру должны быть присущи как минимум следующие черты:

1) наличие комплекса специальных знаний;

2) предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу;

3) способность к риску;

4) компетентность, эрудиция, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний;

5) критический подход к существующему положению дел;

6) гибкость и рациональность мышления и действий;

7) открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями;

8) логичность поступков, динамичность и предсказуемость поведения;

9) умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе;

10) ориентация на конкуренцию, на свободу выбора и хозяйственного

маневра;

11) умение создать условия для развития личности подчиненных, решения

социальных проблем коллектива.

Обоснуйте необходимость наличия каждого из перечисленных качеств у современного менеджера.

Вариант 2.

1. Особенности российского менеджмента.

2. Содержательные теории мотивации: теория потребностей Макклеланда.

3. В таблице представлены некоторые основные характеристики американской и японской моделей управления.

 

Таблица – Модели менеджмента

Американская модель менеджмента   Японская модель менеджмента
1. Краткосрочный найм 1. Долгосрочный найм
2. Продвижение по службе в зависимости от личных результатов 2. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы
3. Индивидуальное принятие решений и ответственность 3. Коллективное принятие решений и ответственность
4. Строго формализованная структура управления и четко формализованная процедура контроля 4. Гибкая, нестандартная структура управления и неформальная организация контроля
5.Ориентация управления на отдельную личность 5. Ориентация управления на группу
6. Главный мотиватор поведения – экономический фактор 6. Главный мотиватор – социально-психологические факторы
7. Дискретное обучение 7. Непрерывное обучение
8. Формальные отношения с подчиненными 8. Личные неформальные отношения с подчиненными
9. Подготовка узкоспециа-лизированных руководителей 9. Подготовка руководителей универсального типа
10. Гл. качество руководителя – профессионализм и инициатива 10. Гл. качество руководителя – умение осуществлять контроль и координацию

 

Дайте развернутый обоснованный ответ на следующий вопрос: К какой модели управления, на Ваш взгляд, тяготеет российский менеджмент?

 

Вариант 3.

1. Факторы внутренней среды организации и их взаимосвязь.

2. Предприниматель и менеджер. Профессиональные и личностные качества менеджера.

3. Управленческая ситуация: Один из подчиненных открыто выражает недовольство Вашей деятельностью и дает понять, что для пользы дела следует поменять его и Вас местами. Что следует делать в сложившейся ситуации?

 

Вариант 4.

1. Характеристики внешней среды. Факторы прямого и косвенного влияния на организацию и управление.

2. Содержательные теории мотивации: двухфакторная теория Герцберга.

3. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос: «В процессе развития своей деятельности компания «Макдональдс» несколько раз совершала одну и ту же вполне естественную ошибку. Выходя на рынок новой страны компания стремилась включить в меню местные блюда, а само кафе оформить в национальном стиле. И каждый раз компания терпела фиаско».

Почему? Каким образом компания может решить (и решила!) эту проблему (можно предложить свой вариант)?

 

Вариант 5.

1. Основные (общие) функции менеджмента. Место каждой из функций в процессе управления.

2. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий.

3. Реальный пример: Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности, который во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые «инъекции» или создание новых производственных мощностей.

Корпорация «Мазда», занимающая третье место в японской автомобильной промышленности, в 1975 году оказалась на грани банкротства. Но уже через пять лет она расплатилась с долгами. Как ей это удалось?

В коллективах развернулись дискуссии, направленные на поиск наиболее рациональных путей выхода из прорыва. Все ценные инициативы немедленно внедрялись в практику. Руководитель консультативной группы использовал все возможности для укрепления связей с коллективом. Не удивительно, что кадровые перестановки, которые были проведены по его рекомендациям, неизменно оказывались удачными. При этом руководители получали свободу действий, простор для проявления инициативы. Нормой стала разработка альтернативных вариантов в решении любых проблем. Возглавил фирму ее кадровый служащий. Новый президент перестроил среднее звено управления. Была введена ротация кадров, ставшая одной из характерных особенностей современного японского менеджмента. Были организованы интенсивные курсы по переподготовке персонала, стали проводиться «штабные игры» по разработке наиболее эффективных методов внедрения моделей управления в производство. В результате этих чисто управленческих мероприятий без крупных капиталовложений и технологических инноваций производительность труда выросла в 2,5 раза.

Вопросы: 1. Почему менеджмент часто определяется как искусство управлять? 2. Какая из функций менеджмента стала опорной во время проведения изменений в фирме? 3. Какие методы при этом были использованы? 4. Что такое ротация кадров?

 

Вариант 6.

1. Типы коммуникаций в менеджменте. Элементы и этапы процесса коммуникаций.

2. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости.

3. Перечислите уровни управления и их состав (названия подразделений (отделов) и (или) должностей) в организации, в которой работаете Вы (или родственники, знакомые), при условии, что в ней не менее 10 человек занимается только управленческой деятельностью.

 

Вариант 7.

1. Коммуникационные барьеры и методы их устранения.

2. Процессуальные теории мотивации: модель Портера-Лоулера.

3. Расставьте перечисленные ниже управленческие действия по порядку их осуществления в соответствии с логикой протекания процесса планирования: 1) составление бюджета; 2) организация мозговой атаки; 3) формирование основ практической политики; 4) комплексный анализ исходной ситуации; 5) установление конкретных задач, разработка плана деятельности всех подразделений фирмы; 6) уточнение основной линии развития фирмы; 7) работа по выполнению плана; 8) определение стратегии развития; 9) контроль результатов, достигнутых на групповом и индивидуальном уровне; 10) выявление коммерческих целей и идей по их реализации; 11) обозначение системы мероприятий по достижению поставленных целей; 12) утверждение плана на следующий год и информация о нем коллектива.

 

Вариант 8.

1. Управленческие решения и их классификация.

2. Поведенческий подход к лидерству: теория Макгрегора.

3. Управленческая ситуация: К Вам – начальнику подразделения (отдела, цеха и т.д.) – приехали гости с другого предприятия познакомиться с опытом организационной работы, которым Вы поделились в информационном листке. Во время беседы с гостями вошел недавно наказанный Вами сотрудник и заявил, что материал листка не соответствует действительности. Как Вы отнесетесь к этому и что предпримите в сложившейся ситуации?

 

 

Вариант 9.

1. Управление деятельностью групп. Формальные и неформальные группы.

2. Поведенческий подход к лидерству: подход Лайкерта.

3. Управленческая ситуация: В возглавляемый Вами отдел поступила новая сотрудница. Она добросовестно работает и со вкусом одевается. Мысленно сравнивая себя с ней, Вы приходите к выводу, что Ваш внешний вид оставляет желать лучшего. А тут еще среди подчиненных распространилась шутка насчет Вашей прически и одежды. Как вести себя в этой ситуации?

 

Вариант 10.

1. Функции и система целей в организации. Требования к целям. Миссия организации.

2. Поведенческий подход к лидерству: управленческая решетка Блэйка-Мутон.

3. Сформулируйте и запишите миссию организации, в которой Вы работаете. В качестве примера приведена формулировка миссии компании «Сан Бэнкс»: «Миссия компании «Сан Бэнкс» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».

 

Вариант 11.

1. Процесс стратегического планирования.

2. Ситуационный подход к лидерству: модель Фидлера.

3. Реальный пример: История оренбургских пуховых платков восходит к первой половине 18-го века, когда русский ученый П.И. Рычков обратил внимание на необычные свойства местных пуховых коз. Толщина волоса у них (16-18 мкм) – меньше, чем даже у знаменитых ангорских коз (22-24 мкм). Волокно из их пуха поразительно тонко, мягко и нежно. Ученые объясняют эти свойства резко континентальным климатом Оренбуржья – нигде больше таких условий нет. И даже сами оренбургские козы, если их вывезти в другое место (такие попытки делались в Англии, Франции, Италии), быстро утрачивают первозданные качества.

К моменту начала рыночных реформ в России производством оренбургских платков занимались два предприятия: ТОО «Оренбургский пуховый платок», объединяющее сельских надомниц, изготавливающих платки ручным способом, и АО «Ореншаль», выпускающее платки машинной вязки. В эпоху дефицита оба предприятия процветали. С заполнением же российского рынка дешевыми иностранными товарами судьба их сложилась по-разному. Платки ручной вязки – знаменитые шали-паутинки, которые, несмотря на размер 1,5х1,5 м, можно пропускать через обручальное кольцо, вопреки своей дороговизне (20-25 английских фунтов стерлингов) продолжают пользоваться спросом и в России, и за рубежом. а платки машинной вязки, которые раньше-то были дешевле шалей, а теперь ради снижения издержек еще и делаются не из оренбургского, а из привозного, более дешевого и грубого пуха, залеживаются на прилавках.

Вопросы: 1. Почему более дорогие платки находят спрос, а более дешевые – нет? 2. Какие меры может предпринять АО «Ореншаль» для того, чтобы изменить ситуацию?

 

Вариант 12.

1. Сущность, цели и разновидности контроля. Процесс контроля. Характерные черты эффективного контроля.

2. Ситуационный подход к лидерству: подход Митчела-Хауса.

3. Изобразите схему и дайте название структуре организации, которая имеет: а) президента; б) вице-президентов по коммерческой деятельности, по административным и хозяйственным вопросам, по финансовой деятельности, по производственным вопросам; в) отделы кадров, маркетинга, сбыта, снабжения, планово-экономический отдел, бухгалтерию, финансовый отдел, отдел научно-технических разработок; г) свои отделения в двух других городах; д) а также одновременно осуществляет два сложных проекта.

 

Вариант 13.

1. Природа и типы конфликта. Причины конфликтов и их роль в изменениях внутри организации.

2. Ситуационный подход к лидерству: теория жизненного цикла.

3. Приведите пример конфликтной ситуации, произошедшей в Вашей организации (по месту работы). К каким последствиям для организации он (конфликт) привел: к функциональным или дисфункциональным (и каким именно)? Правильно ли был разрешен конфликт?

 

Вариант 14.

1. Процесс конфликта. Управление конфликтами.

2. Ситуационный подход к лидерству: модель Врума-Йеттона.

3. Приведите пример конфликтной ситуации, произошедшей или существующей в настоящее время в Вашей организации (по месту работы). Правильно ли был разрешен (или решается) конфликт? Какие методы следует использовать для его разрешения?

 

Вариант 15.

1. Управление и изменениями и организационное развитие.

2. Этапы и содержание процесса принятия управленческого решения.

3. Реальная ситуация: Для решения возникших проблем японская автомобильная компания «Ниссан» сделала следующий менеджерский ход.

Корпорация приняла решение сконцентрировать усилия на широком внедрении электроники и использовании новых конструкционных материалов. Фирма, несмотря на большие долги, увеличила инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) до 1 млрд. долл. в год, создала два исследовательских центра, объединивших более 8 тысяч инженеров-конструкторов. «Ниссан» первая в мире начала использовать электронный карбюратор. Затем последовала электронизация других узлов. Огромный эффект дало использование новых материалов: от применения пластика в производстве корпуса автомобиля до конвейерного выпуска керамических роторов и других компонентов двигателя. Правильность выбора управленческого курса подтвердили результаты практики – значительное снижение затрат и повышение качества продукции превратили «Ниссан» в один из основных индустриальных гигантов Японии. Дайте формулировку стратегии развития компании «Ниссан».

 

Вариант 16.

1. Характер труда и функции менеджера. Области воздействия менеджера.

2. Типы организационных структур управления.

3. Изобразить структуру организации, в которой работаете Вы (или ваши родственники, знакомые). Организация должна быть достаточно большой. Можно представить структуру нашего университета. Необходимо указать какую продукцию выпускает (чем занимается) организация. На схеме должны быть отображены как линейные, так и штабные полномочия. Все сокращения подразделений должны быть расшифрованы на следующей странице контрольной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: