Подход философов основывается на выделении трех составляющих информационной безопасности:
- удовлетворение информационных потребностей субъектов;
- обеспечение безопасности информации;
- обеспечение защиты субъектов.
Таким образом, в сущностном плане информационная безопасность, согласно философскому подходу, есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям, направленным на прогрессивное развитие. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как в результате проведения мероприятий, направленных на поддержание информационной среды в безопасном для объекта защиты состоянии, защиту объекта от деструктивного воздействия, так и путем укрепления иммунитета и развития способности объекта уклоняться от деструктивного информационного воздействия (в том числе за счет предвидения их возможности).
Следовательно, задача обеспечения информационной безопасности государства состоит в том, чтобы создать такие условия функционирования информационной инфраструктуры (главным элементом которой является не компьютер, а человек), при которых отдельные граждане, коллективы, органы власти могли бы принимать управленческие решения и добиваться их реализации сообразно целям, направленным на прогрессивное развитие всего общества.
Политический анализ проблематики информационной безопасности - сегодня один из наиболее активных и указывает, прежде всего, на растущую необходимость объединения усилий частного сектора, политических институтов и правоохранительных структур, экспертно-аналитических сообществ в поиске способов противостояния многообразным угрозам в данной области. Политологами, в частности, высказывается мнение, согласно которому Россия все еще стоит на перепутье, и задача государственной политики в области безопасности РФ состоит не только в том, чтобы защитить граждан и общество от этих угроз, но и реализовать эту политику в таких формах и методах, которые, в свою очередь, не поставили бы под угрозу выбранный демократический вектор развития. Адекватная запросам времени политика в области безопасности должна опираться на приоритеты взаимовыгодного сотрудничества и развития гражданской инициативы, при руководящей и направляющей роли государства. Сегодня сложились все предпосылки к тому, чтобы стратегии социального партнерства и гражданского участия заняли достойное место в процессах выработки и реализации комплексной политики информационной безопасности.
|
Характерной чертой политической науки стало признание необходимости привлечения к обеспечению информационной безопасности не только институтов федеральной государственной власти, но и структур государственного управления субъектов Федерации.
Технический подход основывается, прежде всего, на проблеме разработки требований безопасности сайтов, включающих защиту серверов, лицензирование, сертификацию и аттестацию объектов информатизации, применение криптографических механизмов при передаче данных по каналам связи, использование методов идентификации и аутентификации пользователей на сайте. Кроме того, подчеркивается, что системная работа в сфере правового обеспечения информационной безопасности требует научного обоснования дальнейшей разработки таких нормативных актов, в которых бы в полной мере были учтены международные принципы и нормы, направленные на укрепление международной информационной безопасности и вместе с тем максимально учитывались национальные интересы.
|
Социологи развивают понятие информационной безопасности в рамках одного из направлений социологии - социологии информатики, тем самым взаимоувязывая социологический и информационный подходы.
Среди юристов также пока не выработано единого подхода к определению понятия информационной безопасности.
«Информационная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности в целом... В структуре информационного права проблема обеспечения информационной безопасности является одним из институтов. Суть этого института информационного права состоит в осуществлении правовых, организационных, технических мер, обеспечивающих безопасное состояние всех составляющих информационно-коммуникационного комплекса государства, отдельных организаций и каждого человека».
По мнению В. Н. Лопатина, объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума. Выделяя отдельно информационно-психологическую безопасность, В. Н. Лопатин трактует ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации».
|
А. А. Стрельцов понятие «обеспечение информационной безопасности» раскрывает как «сложное явление, включающее объект безопасности, образуемый совокупностью информационных потребностей государства и его деятельности по удовлетворению этих потребностей, угроз объекту безопасности, деятельности государства по противодействию угрозам, а также субъектов этого противодействия».
Т. А. Полякова информационную безопасность рассматривает как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.