VicariusFiliiDei(с лат. — «Наместник Сына Божьего»)
«Верую во единого Бога… …и в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…»(Никео-ЦареградскийСимволВеры, фрагмент)
«Credo in unum Deum… …Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre Filioque procedit …» (Символ веры Римской церкви, соотв. фрагмент)
Ровно через 5 месяцев после кончины великого князя Киевского Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г. произошло отделение Римской церкви от Православных Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского и Константинопольского Патриархатов, и это отделение будет названо позднее «Великим расколом» церкви на Западную и Восточную, или «Великой схизмой» в католической традиции. Событие 1054 года послужит одним из главных «краеугольных камней» цивилизационного противостояния Востока и Запада вплоть до наших дней.
Разногласия между римским папой и четырьмя восточными патриархатами Христианской Церкви начались намного ранее этого события, они накапливались веками и носили догматический (вероучительный), канонический (нарушение правил соборов – канонов, в т.ч. безбрачие духовенства), литургический (богослужебный) и дисциплинарный характер, но до времени не вставали так остро, как в 1054-м году. В 1053-м началось церковное противостояние между Константинопольским патриархом Михаилом Кируларием и 152-м Римским папой Львом IX, скончавшимся в Риме 19 апреля 1054 года за три месяца до разрыва литургического общения между Римом и Константинополем. Претензии представителей Римской церкви состояли в запрещении служения литургии в Константинополе на хлебах из пресного теста. Патриарх же Константинопольский Михаил Керуларий ставил в вину латинянам то, что на приходах на границах империи, где стояли византийские войска, в частности, в Южной Италии (традиционно тяготевшей к Византии, там еще в середине I тысячелетия до н.э. уже существовали греческие колонии), захваченной к тому времени норманнами, греческий обряд вытесняется латинским.
В XI веке Римская церковь вышла на принципиально новый уровень централизации. После довольно трагического для Римской церкви периода с 904 по 963 год, когда за несколько десятков лет сменилось большое количество пап, отличавшихся распущенным образом жизни иназначавшихся влиятельным римским кланом, в аббатстве Клюни была инициирована реформа.Результатом Клюнийской реформы монашеской жизни в Римской церкви в конце X – начале XI века, стало образование могущественной конгрегации монастырей,а также беспрецедентное укрепление папской власти. Монахи конгрегации выступали за введение в монастырях сурового устава, безусловного послушания, соблюдения целибата священством, непосредственное подчинение монастырей минуя епископов папе, которого принято было считать именно с этого времени не первым иерархом среди равных по достоинству глав Патриархатов, а представителем, наместником Бога на земле.Исходя именно из этой логики действовали папские послы в 1054 году, но такое положение нарушало принцип соборности единой Вселенской Церкви, главой которой был и остается Христос.
Лев IX (в миру граф Бруно фон Эгисхайм-Дагсбург, 1002 – 19 апреля 1054, папа римский с 12 февраля 1049 по 19 апреля 1054).
В начале XI века кроме прочих разногласий дало о себе знать противоречие догматического, или вероучительного характера, - противоречащее постановлению Третьего Вселенского собора 431 г., внесшего запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры добавление к Символу Веры в Западной церкви всего одного слова - Филиокве (лат. Filioque — «и Сына »). Воригиналефрагментзвучиткак: «CredoinunumDeum… …Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre Filioque procedit …»(«Верую во единого Бога… …И в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца и Сына исходящего…»). В результате этого добавления получались два совершенно различных учения о Святом Духе в Восточной и Западной Церквах. Это добавление – Filioque–получило распространение в Северной Европе еще до X века. Оно возникло в конце VI века по одним данным, в Испании, по другим – в Германии как добавление в традиционный символ веры в противостоянии с арианами, до этого времени еще сохранявшими свои позиции на Западе и было призвано подчеркнуть равночестность Бога-Сына Богу-Отцу. Filioqueбыло в ходу уже в VII веке, но в Риме принято не было, более того, было долгое время осуждаемо римскими папами. Эта формула была объявлена ортодоксальной советниками Карла Великого, основателя империи Каролингов, а впервые произнесена в Риме, вероятно, в 1014 году.
Преемниками императоров Западной Римской империи (395-476), императоров Каролингской империи (800-924) считали себя императоры Священной Римской империи (962-1806), основанной в 962 году германским королём Оттоном I Великим и прекратившей свое существование в ходе Наполеоновских войн в 1806 году.