Закономерности межличностных отношений




Учебный год

Год, весна-лето

Лекция 2.

Тема 2. ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ и РЕГУЛЯТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Происхождение, содержание, нравственная основа этикета

Принципы современного этикета

Функции этикета

Закономерности межличностных отношений

Взаимоотношения руководителя и подчиненных

6. Морально-психологический климат в коллективе

Введение

Кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные, и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь, и там делает ошибки.

Сократ

Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания.

Бальзак

 

Современный этикет выступает в многообразии видов, которые обусловлены особенностями жизненных ситуаций, спецификой некоторых сфер жизнедеятельности общества, профессиональными особенностями отдельных социальных групп.

Виды этикета:

1. повседневный,

2. деловой (служебный),

3. научный,

4. медицинский,

5. специальный (ситуационый или оказиальный – связанный с конкретными обстоятельствами действия, регламентирующий поведение человека в особых ситуациях, например, в театре, в концертном зале, на карнавале),

6. международный,

7. дипломатический и др.

Этикет делового общения:

1. регламентирует поведение и взаимодействие людей в организации в процессе трудовой деятельности,

2. способствует налаживанию деловых контактов и организует совместную деятельность,

3. помогает безболезненно преодолевать межкультурные, языковые, статусные барьеры, затрудняющие общение,

4. позволяет правильно оценивать с этической точки зрения поступки других и свои собственные,

5. обеспечивает создание и поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе.

 

1. Происхождение, содержание, нравственная основа этикета - история вопроса

Первая книга («Инструкции по поведению») по этикету, дошедшая до нас, относится примерно к 2350 г. до н. э.

Петр I, реформируя Россию, не забыл и этикета.

В 1717 г. по его распоряжению была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В предисловии к книге, написанном самим Петром I, отмечено, что воспитанного человека отличают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость.

Петровская Табель о рангах 1722 г. не только классифицировала государственные должности, но и предписывала, чтобы «каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением, не хуже и не лучше, а как чин и характер того требует».

В русском языке еще в начале XX в. слово «этикет » встречалось в значении «ярлык» для бутылок или товаров с названием фирмы.

Несмотря на сходство, нормы морали и правила этикета имеют много различий:

· Во-первых, в отличие от норм морали, указывающих человеку лишь общее направление в ситуации морального выбора, правила этикета носят более или менее жесткий регламентирующий характер в зависимости от конкретной ситуации.

· Во-вторых, регламентирующий характер этикета освобождает человека от необходимости осуществлять моральный выбор: его правила лишь информируют о том, как должно поступать человеку в той или иной ситуации, практически не оставляя ему выбора и предлагая лишь следовать установленному порядку.

· В-третьих, если общественное пространство действия моральных норм не ограничено, то ситуационный характер правил этикет а подчеркивает локальность их действия, продиктованную конкретной ситуацией, за пределами которой то же правило может оказаться неуместным.

· В-четвертых, в отличие от норм морали, обращенных ко всем и каждому, независимо от пола, возраста, статуса, вероисповедания, правила этикет а всегда имеют четкую адресность, строго дифференцируясь по признакам пола, возраста, социального происхождения, статуса, иногда по национальным или родственным признакам, что находит выражение в ситуациях приветствия, обращения, общения, прощания и т. д.

 

2. Принципы современного этикета:

1. принципы гуманизма,

2. целесообразности действий,

3. эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых гражданским служащим приходится вступать в деловые контакты, помня о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Фундамент принципа гуманизма составляет вежливость - форма взаимоотношений, суть которой - доброжелательность, приветливость, внимательность, готовность прийти на помощь, оказать услугу. «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» - гласит восточная поговорка.

Исследования психологов и социологов показали, что среди черт, которые опрошенные хотели бы воспитать в себе,

46% назвали решительность и уверенность;

30% - выдержку и уравновешенность, целеустремленность и силу воли;

21 % - терпимость

и только 10% - доброжелательность.

А вот другим добавить доброты и человечности хотят 50%, взаимопонимания и сочувствия – 22%.

Единство формы и содержания – одна из отличительных черт современного делового этикета. Соответствующее требованиям морали поведение должно быть и красиво оформлено, иначе самый добрый поступок может быть неправильно воспринят окружающими, утратить свой благородный, нравственный смысл. Прежде всего, это касается тех правил поведения, которые распространяются на манеры, жесты, мимику.

 

3. Функции этикета:

· информационную;

· стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;

· обеспечения социального контроля и социального влияния;

· дипломатии, политической борьбы;

· идентификации с окружающими, создания психологического комфорта.

 

Закономерности межличностных отношений

Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, которая возникает в межличностном общении, определяя его характер и оказывая непосредственное влияние на формирование этических установок во взаимоотношениях людей.

Закономерности межличностного общения:

1) неопределенность отклика,

2) неадекватность отображения человека человеком и неадекватности самооценки,

3) закономерность искажения смысла информации,

4) з акономерность психологической самозащиты.

 

 

1) Неопределенность отклика

2) Неадекватность отображения человека человеком и неадекватности самооценки

Данной закономерностью определяются следующие принципы подхода к человеку:

· принцип универсальной талантливости, утверждающий, что нет неспособных людей, а есть лишь люди, не нашедшие себе достойного применения;

· принцип развития, исходящий из того, что способности людей развиваются в результате изменения условий жизни и постоянных интеллектуально- и нравственно-психологических тренировок;

· принцип неисчерпаемости, согласно которому ни одна оценка человека не может считаться окончательной и не подлежащей пересмотру.

3) З акономерность искажения смысла информации.

Искажение информации при восприятии информации в процессе межличностного общения может происходить по разным причинам:

1. люди нередко концентрируют внимание на внешности или манерах поведения собеседника (т.е. смотрят на него, а не слушают);

2. не владея техникой диалога, собеседники во время речи партнера обдумывают свои контраргументы;

3. много полезной информации упускается в случае предубежденного отношения к собеседнику;

4. участники межличностного взаимодействия могут различаться по интеллекту, уровню и содержанию образования, физическому и эмоциональному состоянию, что отражается на степени и качестве понимания передаваемой и воспринимаемой информации.

 

4) З акономерность психологической самозащиты.

Вступая в межличностное общение, не следует забывать также о закономерности психологической самозащиты. Ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение его личного статуса, собственного достоинства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: