Типы научной рациональности




Часть курса

План

· Общее представление о типах научной рациональности (науки) и её периоды

· Классическая научная рациональность (наука)

· Неклассическая научная рациональность (наука

· Постнеклассическая научная рациональность (наука)

 

Человек познает мир при помощи средств (СР) (методы, приборы …). Человек – субъект (S) познания. Познание направлен на объект (O) познания (то, что он изучает). Его деятельность должна дать продукт научной работы – законы, технологии и т.д. У субъекта есть знания и навыки.

Тип научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая) - совокупность интеллектуальных условий, особенности системной организации объектов(О) науки, система идеалов и норм исследования, особенности включения научных знаний в культуру эпохи.

Классическая научная рациональность (наука) 17в. – конец 19 в. – делится на 2 части:

1. Механика и математика И. Ньютона (1642-1727) С 17 в. до начала 18 в.

В этот период возникает метод научного знания. В это время система была такая –

S – СР – (О) (субъект вынесен за приделы объекта и наблюдает за ним) познание понимается так, что познающий не имеет влияния на познаваемый оъект. Основные принципы познания – все гипотезы должны проверяться на опыте (в эксперименте), теории должны строится на достоверных фактах, факты должны воспроизводиться (давать одинаковый результат каждый раз, когда к ним обращаешься), наука должна быть независимой от мнения исследователя, чем проще твое заключение тем лучше (бритва Оккама). Это первичные идеалы науки, которые делают её универсальной.

Метафора театра – ученый сидит среди зрителей и наблюдает за спектаклем. Он, обладая знаниями, навыками и методами, может предсказывать результаты. Ученый должен выявить объективный факт, должен показать методы своего исследования, должен показать математическую основу своего исследования, должен построить модель. Появляется механистическая картина мира. Складывается впечатление, что законы открывают природу окончательно раз и на всегда.

Закладывается принцип, что между двумя истинами (то, что открыли) не может быть противоречий. Когда-нибудь все истины соединятся в одну целую картину мира. Истина только одна. Разумное решение одной проблемы не может сталкиваться с разумным решением другой истины. Наука развивается в то время в Великобритании, Франции и Германии.

Мир представляется, как большие часы (большой механизм). Люди считают, что механизм человека, как творение божье, только менее совершенное. Ученые того времени были верующие.

2. Предметно организованная наука С 18 в. до конеца 19 в.

Во взглядах ученой части Европы произошел сдвиг. Возникают направления исследования, которые изучают эволюцию. Механизм не эволюционирует; Развивается биология, геология. Физика уходит от механицизма мира, который был раньше и начинает исследовать электромагнитные поля. Появляется представление об эволюционном мировоззрении на мир. В Новое Время появляется так много знаний, что появляется необходимость в специализации (разделению) науки. Возникает предметно организованная наука. Возникает необходимость группировать знания, появляются энциклопедии. Появляется понятие эклектизм – собрание всего хорошего в науке. Энциклопедия становится определенным аналогом Библии.

Если раньше университет был был нужен только для передачи уже существующего знания, то в этот период появляется новая конфигурация университета, где появляются кафедры, факультеты. В университете теперь не только преподают, но и исследуют. Все начинается с Гумбольдта и Гумбольдского университета.

 

 

Неклассическая наука (научная рациональность) С конца 19 в. до 70-ых годов 20 в.

Открытие атома и расчеты того, что происходит внутри него. Появляются исследования в микромире. Мы не можем в него проникнуть, но можем смотреть, что с ним происходит по результатам воздействия на него.

В это время система была такая S – (СР – O). Субъект и средства объединены. При исследовании микромира, нельзя избавится от погрешностей прибора.

1905 г. – Специальная теория относительности

1915 г. – Общая теория относительности

Стали подвергаться сомнению некоторые основы физики Ньютона. У Ньютона скорости складываются. Едет поезд и по нему бежит человек. Скорость человека = Скорость поезда + скорость бега человека. С появлением понимания скорости света представления ученых меняются. Наука опирается теперь не только на опыт и факт. Появляется теоретическое понимание скорости света и работая с предметами на такой скорости меняется представление о том, что такое пространство. Новая физика – Эйнштейновская физика.

Для Ньютона пространство – сумка для вещей, что-то постоянное. Время – последовательность действий. Для Эйнштейна – пространство совокупность масс, обладающих гравитацией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: