Менеджмент, как и любая отрасль знаний, имеет свою систему категорий и понятий.
Предмет менеджмента — это законы, принципы и методы построения и функционирования организации; законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией; отношения, которые складываются между людьми в процессе управления.
Объект управления — это отдельные лица и коллективы работников.
В силу специфики предмета и объекта изучения менеджмент находится на стыке общественных наук и прикладных областей знания. При этом имеет место связь менеджмента с другими науками:
- экономикой (работают экономические законы);
- философией (используется диалектический подход к изучаемым явлениям);
- логикой (она важна при выборе управленческих решений);
- психологией (ее знание необходимо при решении вопросов мотивации и стимулирования труда);
- кибернетикой (изучает системы управления);
- математикой (используются математические методы).
Под методом исследования понимается система используемых способов и приемов получения знаний.
Перечислим некоторые специальные исследовательские методы менеджмента:
- системный — основан на целостности системы;
- комплексный — рассматривает явления в их связи и взаимозависимости;
- структурный — основан на разложении сложного явления на составные части;
- ситуационный — предусматривает учет конкретных внешних и внутренних условий;
- интеграционный — совокупность различных методов;
- математические и экономико-математические — используют математический аппарат и вычислительную технику как инструмент нахождения оптимального варианта решения;
|
- социологические — включают анкетирование, тестирование, опрос и т. д.;
- моделирование — строится модель рассматриваемой ситуации или явления;
- наблюдение — ведется наблюдение и фиксируются данные, затем проводится анализ;
- эксперимент — изучается влияние ряда факторов, которые можно менять, на характеристики изучаемого процесса или явления. Вообще говоря, проводить масштабные эксперименты в управлении может стоить очень дорого, так как их последствия зачастую сложно предвидеть.
Необходимо отметить, что эти исследовательские методы используются и другими науками.
Законы менеджмента отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений.
К специфическим законам менеджмента в сельскохозяйственном производстве можно отнести:
- сочетание централизации и децентрализации управления. Полная централизация невозможна, так как подразделения сельскохозяйственных предприятий различаются условиями работы, решаемыми задачами и т. д. Учесть специфику работы всех подразделений можно в том случае, если предоставить им право самостоятельно решать те или иные проблемы. Но в каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное соотношение централизации и децентрализации;
- соответствие управляющей подсистемы управляемой. Органы управления должны соответствовать уровню и объему производственной сферы. От этого зависят расходы на содержание управленческого аппарата и эффективность его работы. Автоматизация производства и компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает людей, занятых в сфере управления;
|
- постоянное совершенствование структуры управления. Необходимо постоянно приводить аппарат управления в соответствие меняющимся объемам работ, целям и задачам производства;
- развитие инициативы и предприимчивости предприятий и их подразделений. В рыночных условиях это особенно важно;
- единство методов и технологии управления на всех уровнях и в отдельных подразделениях.
Принципы менеджмента являются важнейшей категорией науки управ-ления и представляют собой основные правила осуществления управленче-ской деятельности. В основе принципов менеджмента лежат объективные за-коны и закономерности рационального осуществления совместной работы, экономической, хозяйственной деятельности. Они вытекают из практического опыта людей по управлению объектами разного рода. Принципы менедж-мента объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы – закономерно-сти – опыт управления – принципы. При этом надо иметь в виду, что одна закономерность (закон) может порождать множество принципов и, наоборот, ряд закономерностей может концентрироваться в одном принципе менедж-мента.
Под принципами менеджмента понимаются основные законы, руково-дящие правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сло-жившихся в обществе социально-экономических условий.
Классификация принципов:
|
1. По степени обоснованности:
а) научные – сформулированы на основе познания законов и законо-мерностей организации;
б) обыденные – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все субъективны.
2. По степени универсальности:
а) универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе;
б) специфические – действующие в отдельных сферах природной и че-ловеческой деятельности;
в) ситуационные – те, которые действуют в конкретных ситуациях.
3. По способу реализации:
а) реализуемые природой, без какого-либо участия человека;
б) реализуемые при взаимодействии природы и человека;
в) реализуемые только с участием человека (осуществляются посред-ством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятель-ности).
4. По масштабу действия:
а) действующие только в отдельных элементах системы (принцип ин-дивидуальной работы);
б) действующие между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип об-ратной связи);
в) действующие между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).
Основные принципы менеджмента:
- научность. Управление должно строиться на точно сформулирован-ных законах, управленческие решения должны приниматься на основе науч-ного подхода;
- законность. Все управленческие решения должны иметь под собой правовую основу. Руководителю должны быть гарантированы все права, предусмотренные законодательством;
- ответственность. Работа всех сотрудников должна определяться ор-ганизационной структурой предприятия, четкими должностными инструкци-ями;
- моральное и материальное стимулирование. Уровень вознаграждения работников должен соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда;
- подбор и расстановка управленческого персонала. Это обеспечивает эффективную работу предприятия;
- преемственность. Этот принцип предполагает анализ прошлого опыта и сохранение всего положительного в управлении.
Фредерик Тейлор в своей книге «Принципы научного менеджмента» (1911) впервые сформулировал принципы управления следующим образом:
1. Принцип научной организации труда. Данный принцип утверждает, что любая деятельность должна быть организована не стихийно, а научно, на основе проведенных исследований наилучших способов выполнения работы и наиболее производительного инструмента.
2. Принцип отбора и обучения персонала. Согласно этому принципу для конкретной работы может подойти не любой человек, а только тот, чьи качества ей соответствуют. Поэтому на первоначальном этапе следует отби-рать для работы изначально предрасположенных к ней людей. Затем человека необходимо обучать приемам научной организации выполнения работы. Обучение, согласно Тейлору, возложено на администрацию предприятия, а не на рабочего.
3. Принцип разделения ответственности за выполняемую работу между рабочим и администрацией. Согласно этому принципу за результаты выполнения работы конкретным рабочим несет ответственность не только сам рабочий, но и администрация предприятия, в обязанности которой входит определение научно обоснованных способов выполнения работы, отбор работников, их обучение этим способам, создание системы мотивации ра-ботников и контроль за их деятельностью.
4. Принцип мотивации. Согласно этому принципу для успешного вы-полнения работником своих обязанностей необходимо создать систему мо-тивации, в основе которой лежит принцип урочной работы (установления нормы дневной выработки) и премирования за полное выполнение норм.
5. Принцип комплексности. Согласно этому принципу система управ-ления предприятием будет успешной только тогда, когда все вышеперечис-ленные принципы управления применяются одновременно.
Гаррингтон Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производитель-ности» (1912) сформулировал их следующим образом:
1. Отчетливо поставленные идеалы или цели. Ни одна работа на пред-приятии не может осуществляться производительно, если не ясны ее цели. Важно также наличие согласованности целей на всех уровнях управления предприятием.
2. Здравый смысл. Высокая производительность достигается только в том случае, если деятельность соответствует здравому смыслу.
3. Компетентная консультация. Высокая производительность достига-ется только в случае, если она осуществляется с использованием всех знаний многих людей.
4. Дисциплина. Высокая производительность достигается только в слу-чае, если деятельность персонала предприятия осуществляется дисциплини-ровано. При этом важно, чтобы дисциплина была не вынужденной (достиг-нутой страхом и наказанием), а следствием искренней убежденности каждого работника в ее необходимости.
5. Справедливое отношение к персоналу. Высокая производительность достигается только в случае, если: а) для работы отбирается только наиболее приспособленный к ней персонал; б) рабочему обеспечиваются все необхо-димые для производительного труда условия; в) выполненная работа спра-ведливо вознаграждается; г) рабочий с высокой производительностью труда имеет постоянное повышение заработной платы и карьерный рост; д) рабочие, не справляющиеся с работой, увольняются.
6. Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет. Высокая производительность достигается только в случае, если налажен учет всех расходов, которые несет предприятие. При этом особое внимание нужно уде-лять не ценам ресурсов, а объему их потребления.
7. Диспетчеризация. Диспетчеризация (от английского dispatch — быстро выполнять), централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации, обеспечивает согласованную ра-боту отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей. В основе диспетчеризации лежит расписание (алгоритмы) деятельности и контроль за их строгим соблюдением в процессе выполнения работы.
8. Нормы и расписания. Высокая производительность достигается только в случае, если выполняемая работа нормирована, а норма установлена на основе научных принципов.
9. Нормализация условий. Для работы должны быть созданы условия, в которых она может осуществляться наиболее производительно.
10. Нормирование операций. Высокая производительность достигается только в случае, если для выполнения работы предварительно определены все необходимые для этого операции.
11. Писаные стандартные инструкции. Высокая производительность достигается только в случае, если все нормы, нормативы, условия деятельно-сти на предприятии описаны в стандартных инструкциях, которые доведены до каждого работника и являются обязательными для выполнения.
12. Вознаграждение за производительность. Высокая производитель-ность достигается только в случае, если:
а) существует гарантированная почасовая оплата;
б) установлен минимум производительности, недостижение которого означает, что рабочий не приспособлен к данной работе и что его надо либо подучить, либо перевести на другое место;
в) установлена прогрессивная премия за производительность, начина-ющаяся на такой низкой степени, что не получать премии непростительно;
г) норма полной производительности устанавливается на основании подробных и тщательных исследований, в том числе на основании изучения времени и движений;
д) на каждую операцию установлена определенная норма продолжи-тельности;
е) по каждой операции нормы продолжительности должны меняться в зависимости от станков, условий и личности исполнителя. Расписания долж-ны индивидуализироваться;
ж) определяется средняя производительность каждого отдельного ра-бочего по всем выполненным им операциям за долгий период;
з) осуществляется постоянный периодический пересмотр норм и рас-ценок, приспособление их к меняющимся условиям;
и) рабочий должен иметь возможность заканчивать операцию не в точ-ный стандартный срок, а немного раньше или немного позже, в пределах не-которой стандартной зоны.
Анри Файоль создал доктрину административного управления, основ-ные черты которой изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Принципы управления (администрирования) в этой доктрине пред-ставлены следующим образом:
1. Разделение труда (как основа специализации функций и разделения властей).
2. Авторитет (начальник должен восполнять авторитет должности личным авторитетом, который является результатом интеллигентности, зна-ния, опыта, морального достоинства, способностью распоряжаться проде-ланной работой).
3. Дисциплина (обязательна для руководящих лиц и рядовых функционеров).
4. Единство распорядительства (подчиненный не должен получать распоряжений более чем от одного начальника).
5. Единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий).
6. Подчинение частного интереса общему (при столкновении интересов принято их примирять).
7. Вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя).
8. Централизация (необходимо находить степень соотношения центра-лизации и децентрализации наиболее благоприятную для предприятия, орга-низации).
9. Иерархия (можно совместить уважение к «иерархической колее» обязательством быстро доходить до цели, употребляя «мостики»).
10. Порядок (устанавливается правилом: определенное место для каж-дого лица и каждое лицо на своем месте, определенное место для всякой ве-щи и всякая вещь на своем месте).
11. Справедливость (сочетание благожелательности с правосудием).
12. Устойчивость персонала (длительность пребывания работников в одной и той же должности. На практике — это вопрос меры).
13. Инициатива (возможность нечто задумать и осуществить, предо-ставляя полную самостоятельность функционерам, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия).
14. Единение персонала (обеспечивается многими средствами и един-ством распорядительства).
В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:
1. Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:
- постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;
- умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;
- умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.
2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:
- иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потреби-теля;
- с уважением относиться к запросам потребителей;
- повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.
3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:
- индивидуальной инициативы всех сотрудников;
- решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;
- несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.
4. Производительность, базирующаяся на:
- естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реа-лизовывать себя;
- постоянном обучении персонала;
- активной ориентации его мышления на быстрые изменения в харак-тере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рын-ка;
- отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник ‒ это «свой человек» для организации.
5. Связь с жизнью, которая опирается на:
- объективные экономические законы и реальном осознании экономи-ческой ситуации;
- стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;
- выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки де-ятельности каждого сотрудника и организации в целом;
- постоянный анализ получаемых результатов и корректировку страте-гических и тактических целей и деятельности;
- расширение и углубление связей организации с внешним окружени-ем;
- ориентацию деятельности организации на общественные интересы.
6. Верность своему делу, которая формируется на основе:
- общечеловеческих ценностей;
- философии организации, признаваемой большинством сотрудников;
- взаимной выгоды и социальном партнерстве;
- создания атмосферы общности интересов организации и персонала.
7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:
- децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудни-ков;
- широкого привлечения сотрудников к групповому процессу приня-тия решений.
8. Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:
- баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудни-ков;
- заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дис-циплинированность последних.