Ученики Фалеса: Анаксимандр и Анаксимен.




Вывод Анаксиманда: в основе всех вещей не может быть какое-нибудь конкретное вещество, а нечто всеохватывающее, бесконечное, вечно движущееся. Он назвал эту категорию «айпероном».

Анаксимен вновь вернулся к конкретизации единого начала всего. Он счел, что это воздух. Ведь он - самый неопределенный и безликий из стихий.

 

 

В дальнейшем главные, фундаментальные положения милетцев развил философ Гераклит. Он обобщил все идеи милетцев о первоначале и ввел в научный дискурс термин «логос». Он представляет собой самую глубинную основу бытия и цель всякого познания. Высшее понимание «логоса» дано не каждому. Этот принцип все поддерживает в бытии, но его материальным воплощением является огонь. Он то вспыхивает, то угасает, никогда не повторяется, но вечно изменчиво. Все состоит из противоречий, которые не только борются, но и поддерживают друг друга. Душа человека тоже родом из особого огня, и ее логос уникален – он способен саморазвиваться. Логос также является источником законов, которые творят люди, поскольку он стремится везде поддерживать порядок.

 

7. Учение пифагорейцев о космосе.

 

Пифагор (570—490 гг. до н. э). Пифагорейское сообщество представляло собой замкнутую организацию посвященных, от которых требовалось строжайшее соблюдение обрядов, предписаний и наставлений. Обряды, аскезы ("упражнения"), предписания и учение союза не подлежали огласке. Принятый в союз должен был пройти ряд испытаний (обет молчания, практика безмолвных размышлений), прежде чем быть посвященным в мистерии союза, братства.

Верховного руководитель союза - Пифагор, авторитет которого при жизни и после его смерти был для членов организации непререкаемым. Основными моментами учения Пифагора были:

1, вера в переселение души человека после смерти в тела других существ,

2, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения,

3, огромная роль авторитета учителя, связанное с этим знание о трех сферах жизни (материальной, духовной и нравственной).

Филолай(470-385 до н.э. ученик Пифагора), первый изложил в своей книге учение о пифагорейцах (последняя треть 5 в. до н.э.). До него ни книг, ни даже каких-либо записей не было, и все излагалось в устной форме.

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом. Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного.

«Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей (протокатегорий) (Аристотель приводит её в своей «Метафизике»):

· предел — беспредельное · нечётное — чётное

· одно — многое

· правое — левое

· мужское — женское

· покой — движение

· прямое — кривое

· свет — тьма

· добро — зло

· квадрат — вытянутый прямоугольник

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве.

В числе объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Число есть основа и принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Звуковая гармония – это частный случай всеобщей гармонии. Небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы - это тоже гармония, определяемая числом. Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. Вдыхая беспредельную пустоту, центральное единство рождает из себя ряд небесных сфер и приводит их в движение.

По Филолаю, «мир един и начал образовываться от центра».

В центре мира находится огонь, отделяемый рядом пустых интервалов и промежуточных сфер от крайней сферы, объёмлющей вселенную и состоящей из того же огня.

Центральный огонь, очаг вселенной, есть Гестия, мать богов, мать вселенной и связь мира; верхняя часть мира между звездной твердью и периферическим огнём называется Олимпом; под ним идёт космос планет, солнца и луны.

Вокруг центра «ведут хороводы 10 божественных тел: небо неподвижных звёзд, пять планет, за ними Солнце, под Солнцем — Луна, под Луной — Земля, а под нею — противоземие » — особая десятая планета, которую пифагорейцы принимали для круглого счёта, а может быть, и для объяснения солнечных затмений. Медленнее всех вращается сфера неподвижных звезд; более быстро и с постоянно возрастающей по мере приближения к центру скоростью — сферы Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия.

Планеты вращаются вокруг центрального огня, обращенные к нему всегда одной и той же стороной, отчего жители земли, например, не видят центрального огня. Наше полушарие воспринимает свет и теплоту центрального огня через посредство солнечного диска, который лишь отражает его лучи, не будучи самостоятельным источником тепла и света. Своеобразно пифагорейское учение о гармонии сфер: прозрачные сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к другу как музыкальные интервалы; небесные тела звучат в своём движении, и если мы не различаем их созвучия, то только потому, что оно слышится непрестанно.

Греческие понятия гармонии (красоты)и ее противоположности - дисгармонии - опирались на более общие понятия порядка и хаоса. Лишь то, что поддается вычислению, что является правильным и ясным, что содержит в себе согласие и порядок, лишь только все это греки считали постижимым для человека; только то, что постижимо, - разумным, только разумное - хорошим и прекрасным. Поэтому разумным, хорошим, прекрасным являлось для древних греков только то, что упорядочено, правильно, ограничено. То, что неправильно, не ограничено, греки рассматривали как хаос.

 

8. Учение пифагорейцев о числе.

 

Для пифагорейцев число было первоначалом мира.

Пифагор утверждал, что людей окружают разные предметы.

Всегда можно сказать: две птицы, десять рыб, двадцать деревьев, проще говоря, эти слова сочетаются с количественными числительными. Таким образом, с помощью числа можно выразить многообразие, что нас окружает.

Число неизменно и присутствует в совершенно разных вещах, являясь единой основой, первоначалом мира. Главное число – единица. Это объясняется тем, что любое другое число по своей сущности является их сочетанием.

1 - соответствует точка, 2– две точки, но через две точки уже можно провести прямую, получается числу два соответствует прямая; 3– три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость; через 4 точки строится пространство

 

Оно делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующий между собой.

Многообразие сводится к четырем стихиям, четыре стихии сводятся к пространству, которое сводится к плоскости, не трудно догадаться, что плоскость сводиться к прямой, а она к точке, которая, и является единицей.

Возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”.

К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с 8, справедливость - с кратными числами. Пифагор считал, что познать мир – это значит познать управляющие им числа. Все в природе подчиняется неким числовым комбинациям. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом, т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, а число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания.

Единица является воплощением единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу.

С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало).

Весь проявленный мир символизируется числом три: как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы,мира: божественный, человеческий и естественный.

Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское.

Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, 7 означает соединения человека с божеством, т.е. 4 олицетворяет человека, как тело, а 3 обозначает божество, как один из трех миров. Число 10, образованное из первых четырех чисел – 1+2+3+4 –, совершенное число, единица высшего порядка, ибо

выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве. Монада равняется единице, абсолютной непознаваемой пустотой, хаосом, прародиной всех богов и в то же время вмещает в себя всю полноту бытия в виде божественного света. Подобно эфиру, Монада пронизывает все вещи, но конкретно не находится ни в одной из них. Она представляет собой сумму всех чисел, но всегда рассматривается как неделимое целое.

9.Философия Элейской школы.

Элейская школа VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии, в трудах школы математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют.

Основными представителями элейской школы считают

Парменида (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э),

Зенона Элейского (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.),

Мелисса Самосского (ок.485-ок25 гг. до н. э.)

Элеаты:

-изучали проблемы познания;

-жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

-были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

-считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Философия Парменида заключается в том, что системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

1) есть только бытие, небытия нет;

2) существует не только бытие, но и небытие;

3) бытие и небытие тождественны.

Бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.

Мелисс исходил в своих рассуждениях из постулата «из ничего не может возникнуть нечто». Он утверждал, что сущее не возникало, а существовало вечно и не может быть уничтожено, так как сущее не может превратиться в не-сущее. Если сущее бесконечно во времени, то оно бесконечно и в пространстве.

10. Апории Зенона и их философский смысл (продолжение вопр.9)

Наиболее известны парадокс «Ахиллес и черепаха» и другие апории Зенона о движении, которые обсуждаются более двух тысячелетий, им посвящены сотни исследований.

Представлял эту школу и его ученик Зенон. Зенон сформулировал ряд апорий («неразрешимых положений»), показав – говоря современным языком – что в них считаются совпадающими два процесса: само физическое движение и возникновение в

нашем сознании последовательности его отдельных фрагментов, а это ведёт к логическим противоречиям. Из 45 апорий, выдвинутых Зеноном, до нас дошло 9. Классическими являются пять апорий, в которых Зенон анализирует понятия множества и движения. Предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.

Для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мысли мости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем.

 

В «Ахилесе и Черепахе» невозможность движения истекает из того, что нельзя пройти в конечное время бесконечное число половинок пути. Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечное число.

 

Таким образом, элеатам не удалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то, что едва ли кто из их современников осмысливал,– что такое движение? Сами они в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченности развития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники атомизма.

 

Апории:

«Ахилес и черепаха»

«Дихотомия»

«Мера»

«Стадион»

«Множественность»

«О месте»

«Медимн (мешок) зерна»

«Летящая стрела»

«стадион» или «ристалище»

Видное место среди них занимали следующие аксиомы:

1. Сумма бесконечно большого числа любых протяженных величин должна быть бесконечно большой;

2. Сумма любого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной.

Именно в силу тесной взаимосвязи общих философских представлений с фундаментальными математическими положениями удар, нанесенный Зеноном по философским воззрениям, существенно затронул систему математических знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: