Понятие и структура механизма государства




Курсовая работа

Место судебной власти в государственном механизме

 


Введение

правовой судебный власть государственный

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судебную власти, это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, характеризующаяся сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.

Одной из целей современного правового государства является построение независимой судебной системы, способной эффективно функционировать в механизме современного государства. Судебная власть закреплена главой 7 Конституции РФ. Независимая единая судебная система - залог стабильности государства, выступающего гарантом защиты прав и свобод граждан. Суд, помимо выполнения функций судебной защиты прав и свобод граждан, должен выступать в роли посредника между законодательной и исполнительной ветвями, а в иных случаях своими решениями приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей. В условиях такой многозначности роли и места органов судебной власти в механизме современного государства, поднимаются вопросы о расширении их полномочий с целью наиболее эффективного сдерживания других ветвей власти - исполнительной и законодательной.

Цель данной работы проанализировать роль судебной системы в построении современного правового государства, чтобы наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты определения механизма государства и места судебных органов в его структуре, раскрыть сущность и определить понятие механизма государства, его структуру, установить принципы построения системы органов государственной власти, функции судебных органов и определить их место в системе органов государственного управления.


Понятие и сущность механизма государства и принципы построения органов государственной власти

 

Понятие и структура механизма государства

 

Механизм государства - это "набор" и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.

Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: