Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей.




Сольфеджио. Музыкальный словарь от Гудиновой В.В.

Класс

В первый год обучения очень важно освоить «музыкальный алфавит»:

1. Выучить ноты скрипичного и басового ключа.

 

Знаки альтерации:

диез повышает звук на полутон   }   Без изменения названия ноты  
бемоль понижает звук на полутон
бекар – знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации.  

 

2. Длительности нот и соответствующие им паузы.

 

Из этих длительностей и пауз складывается все разнообразие ритмов.

3. Метр. Ритм.

В музыке, как и в речи, есть ударные и безударные звуки. Их принято называть сильными и слабыми долями.

В этом примере размер такта 2/4, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте (еще можно назвать шагов, ударов музыкального пульса, хлопков), а нижняя – длительность доли. Чередование долей можно сравнить со стихами.

Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей.

В какой связи находятся метр и ритм? Метр вносит порядок, а ритм наполняет доли метра ритмическим рисунком.

 

4. Тональности.

Мы знаем, что нот всего семь. Если назовем их подряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – получится гамма До мажор. В тональности До мажор нота до – первая ступень, самая главная, ее должность называется Тоника.

I III V – работают устойчивыми ступенями II IV VI VII - неустойчивыми

 

 

Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым, это притяжение называется разрешение.

А бывает еще опевание устойчивых ступеней – два неустойчивых звука окружают один устойчивый и в него разрешаются. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу.

 

 

Каждая нота может стать I ступенькой, тоникой своей собственной тональности. Когда вы вырастите, то тоже захотите иметь собственную семью. Так образовали свои тональности Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор и др.

В новых тональностях так же семь ступенек, но отсчет ведется от ноты, которая дала ей название. Например, в соль мажоре мы начинаем с ноты соль: соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. Вы заметили, что когда нота До находится в до мажоре - она I ступень, но в соль мажоре - она IV. Ваша мама, для вашей бабушки – дочь, и вы, оставаясь детьми своих родителей, являетесь сестрами или братьями, учениками, друзьями и подругами, - у каждого из вас может быть несколько «ролей».

В каждой тональности остаются те же законы, есть устойчивые (I III V) и неустойчивые ступени.

Важная отличительная черта каждой тональности – знаки, которые стоят в начале произведения, при ключе. Это как флаги разных государств.

Пока вам нужно запомнить всего несколько:

До мажор Не имеет знаков
Соль мажор 1 диез - фа♯
Ре мажор 2 диеза - фа♯ до♯
Фа мажор 1 бемоль - сиb
Си бемоль мажор 2 бемоля - сиb миb

 

 

5. Интервалы.

То, что мы напеваем, слушая музыку, является мелодией. Каждая мелодия имеет свой рисунок. Мелодический рисунок может развиваться плавно шагая по ступенькам вверх или вниз – гаммообразно. Может перепрыгивать сразу через несколько ступенек – скачок на интервал.

Интервал - расстояние между двумя звуками.

Эти расстоянияизмеряются ступенями, которые внутри интервала. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервалы имеют итальянские названия.

ступенька повторяется соседние ступени ступени   ступени ступеней ступ. ступ ступ

 

Важно запомнить названия и величину интервалов, ведь любая мелодия – это последовательность интервалов.

 

 

Трезвучие.

Если для любого интервала нужно два звука, то для трезвучия, как вы уже догадались – три.

Трезвучие – три звука, взятые по терциям. Если они звучат одновременно, - то это аккорд, в нотной записи он выглядит как «снеговик».

 

Мелодия тоже может шагать по звукам трезвучия. Самое главное трезвучие – это тоническое трезвучие, которое состоит из устойчивых ступеней I III V.

 

7. И еще некоторые сведения по музыкальной грамоте, которые мы с вами используем:

Лады: мажор, минор

Регистры: нижний, средний, верхний

Темп (скорость): быстрый, умеренный, медленный

Динамические оттенки: f (форте) - громко mf (меццо-форте) - не очень громко

p (пиано) – тихо mp (меццо-пиано) – не очень тихо

 

8. Несколько практических советов для записи музыки:

· Когда мы записываем музыкальное произведение, каждая строчка начинается с музыкального ключа и знаков тональности.

· Размер пишется один раз, только в начале произведения, при ключе, после знаков.

· В последнем такте произведения ставится двойная тактовая черта.

· Штили у нот пишутся с правой стороны вверх, и с левой стороны вниз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: