Шаг 4. Работайте с семьями




Какую работу проводить с детьми из неблагополучных семей. Пошаговая инструкция

Проведите работу с неблагополучными семьями, чтобы корректно и ненавязчиво восстановить здоровые детско-родительские отношения. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией.

 


Сложное положение в семье влияет на детей отрицательно: повышается тревожность, занижается самооценка, проявляется агрессия. У детей из неблагополучных семей отсутствуют адекватные представления о себе и окружающем мире. Выявлять и отслеживать детей из неблагополучных семей нужно уже в детском саду. По возможности воспитатели вместе с педагогом-психологом должны помочь родителям выработать положительный опыт взаимодействия с ребенком.

Шаг 1. Установите с родителями доверительные отношения

Важно на этом этапе установить контакт с родителями, объяснить, что действия, которые осуществляют педагоги – в их же интересах. Беседуйте с родителями, при необходимости посетите ребенка на дому. Привлеките по возможности три поколения семьи: ребенка, родителей, бабушку и дедушку. Выявите ближайшее социальное окружение семьи, познакомьтесь с ними.

Если родители не идут на контакт, а ситуация в семье тяжелая, привлеките органы опеки или сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Если вам удалось установить доверительный контакт с родителями, переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Изучите ситуацию в семье

 

Совет
Изучите формы и стиль взаимодействия между взрослыми в семье

 

Неблагополучные семьи необходимо выявить своевременно. Для этого нужно изучить ситуации в семье максимального количества воспитанников детского сада. Граница между благополучными и неблагополучными семьями часто может быть размыта, и вполне благополучные внешне семьи могут иметь серьезные проблемы.

Проведите социально-педагогическую и психологическую диагностику. Предложите родителям заполнить анкету, которая поможет вам выявить неблагополучные семьи. Соберите сведения, чтобы оформить социальный паспорт семьи. Пригласите родителей на консультацию. Дошкольнику предложите выполнить «Кинетический рисунок семьи».

Изучите социально-психологический климат в семье и стиль воспитания, который используют родители. Предложите родителям, например, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера
и В.В. Юстицкиса и тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.

Уточните, владеют ли родители азами детской психологии, как воздействуют на поведение ребенка. Выявите методы взаимодействия между родителями и ребенком, причины отклонений от социальной нормы. Определите социальный статус, уровень образования родителей и близких родственников.

Вместе с коллегами регулярно посещайте проблемную семью. Выявите степень материального благополучия и уровень доходов. Когда обследуете жилищно-бытовые условия проживания ребенка, составляйте акты. Поймите, в каких видах социальной помощи нуждается семья.

Шаг 3. Составьте план коррекционной работы

Обработайте результаты исследований. Определите, какие неблагоприятные факторы поставили семью в социально опасное положение. Причинами неблагополучия в семье могут быть: развод родителей, смерть одного из супругов, рождение ребенка матерью-одиночкой, инвалидность ребенка, асоциальное поведение одного или обоих супругов.

Вместе со старшим воспитателем составьте банк данных о семьях, которые находятся в социально опасном положении, и семьях группы риска. К неблагополучным отнесите опекунские, неполные и малообеспеченные семьи и семьи, с которыми уже работает КДН и ЗП.

Выберите формы и методы работы с семьей. Запланируйте коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия для родителей и детей. Разработайте индивидуальный психологический маршрут семьи. Для родителей составьте на год график консультаций и тренингов.

Шаг 4. Работайте с семьями

 

Важно
Согласуйте план взаимодействия с неблагополучными семьями с заведующим детского сада

 

Начните исправлять семейное неблагополучие. Запланируйте беседы с родителями. Дайте рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций, осветите положительный опыт, помогите найти выход из трудной ситуации.

Предотвращайте проблемы, которые возникают в семье, формируйте в общении с родителями их педагогическую культуру. По запросу проводите экстренные консультации. Практикуйте беседы с семьей через мессенджеры и электронную почту.

Предложите другим специалистам детского сада провести индивидуальные и групповые консультации с родителями. Например, медицинская сестра может оказать социально-медицинскую помощь семье.

Чтобы предотвратить ухудшение социально-психологического климата во всех семьях, один раз в месяц проводите родительские собрания и семинары по вопросам воспитания. Раз в квартал проводите встречи родителей с инспектором по делам несовершеннолетних и представителями органов опеки и попечительства.

Подготовьте и раздайте родителям буклеты о семейных отношениях и воспитании детей, например, используйте темы «10 заповедей счастливой семьи» или «Закон и семья». Распространите пропагандистские материалы о гуманном обращении с детьми. Оформите в детском саду стенд о проблемах неблагополучных семей.

 

Совет
Дошкольников из проблемных семей включите в кружки и секции по интересам

 

Приглашайте всех родителей участвовать в культурных мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Например, организуйте фотовыставку «Мама, как много в этом слове» к празднику 8 Марта. Попросите помочь педагогам подготовить книжную выставку для детей «Почитаем всей семьей».

Чтобы помочь детям преодолеть дезадаптацию, проводите тренинги в течение года. Один раз в неделю запланируйте ролевые игры, в которых вместе с воспитателем проработайте поведение дошкольников в проблемных ситуациях.

Вместе с заведующим и старшим воспитателем разработайте стратегию развития дошкольников из неблагополучных семей в летний оздоровительный период. Реализуйте ее в июне–августе.

Проводите профилактические и обучающие мероприятия для всех детей. Попросите инспектора по делам несовершеннолетних рассказать им о правовых вопросах. Вместе с воспитателями проведите беседу «Я имею право», предложите сделать газету «Маленьким детям – большие права».

Развивайте представления дошкольников о здоровье и санитарных нормах. Организуйте, например, фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух!». Пригласите в детский сад врача-педиатра, который проведет беседу «В гостях у Айболита» или «Как сохранить здоровье».

Научите дошкольников безопасному поведению. Предложите детям поучаствовать во Всероссийской профилактической акции «Внимание – дети!», чтобы научить их соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывайте у детей ценность семьи и проводите профилактику проблем детско-родительских отношений. Организуйте, например, конкурс детских поделок «Моя семья – мое богатство» или выставку рисунков «Папа, мама, я – дружная семья».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: