Авторская песня
Авторская (бардовская) песня стала общественным движением 50—90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.
Название «авторская песня» условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном
автора мелодии,
автора стихов,
исполнителя и аккомпаниатора.
Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения.
Предполагалось исполнение поэтом своих стихов, положенных на музыку
(чаще всего под гитару)
Первые барды:
М.Анчаров
Ю.Визбор
Ю.Ким
Н.Матвеева
А.Городницкий
Б.Окуджава
Преимущество жанра:
Главным являются стихи, т.е. текст
Достоинство – отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма
Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого
Истоки авторской песни:
1. Блатной фольклор
2. Городской романс
3. Туристическая песня
С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное русло.
Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство.
Но в творческом отношении не происходит ничего нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.
Авторская песня стала общественным достижением 50 – 90 годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком ее развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала песни «неофициальные», соответствующие духу времени, романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Виктора Цоя, Игоря Талькова и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке.
Послушайте наверняка знакомую вам песню.
Слушание песни «Милая моя» Ю. Визбора (1934-1984) https://www.youtube.com/watch?v=n5pDiSDQdHw
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями.
- Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова...
Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...
Зачитываю слова Высоцкого: “Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”.
Авторскую песню ещё называют бардовской.
- Кто же такие барды?
Притча:
Давным–давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.
- Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.
Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность.
Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы.
Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «бардовской», «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне.
Песня «10-й наш десантный батальон » https://www.youtube.com/watch?v=n7qFNXjUdyg
Булат Окуджава занимает особое место среди поэтов – шестидесятников. Биографически он принадлежит к фронтовому поколению – он ушел на фронт восемнадцатилетним юношей, и в памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души его лирический герой – мальчик, которому выпало жесткое время.
«До свидания, мальчики!» https://www.youtube.com/watch?v=pfBzNHiiVQc
- Имя барда Владимира Высоцкого известно всем. К его песням можно относиться по-разному: можно любить и не любить, можно признавать и отвергать. Но мимо его песен нельзя пройти, сделать вид, что они не существуют – сами песни не дадут этого сделать, ибо они всегда заметны, всегда слышимы.
Вершина авторской песни – творчество Владимира Высоцкого (1938-1980), сумевшего создать новую поэтическую “энциклопедию русской жизни”, обширную галерею типов и характеров. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. «Утренняя гимнастика» https://www.youtube.com/watch?v=jkojGf_u2uI
Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на “блатные темы”. Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический “театр одного актера”. Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… «Песня о друге» Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
Я не люблю
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почести иглу,
Или когда всё время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово "честь" забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне — и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами.
https://www.youtube.com/watch?v=3fNo8jhdFCs
О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги. Садоводы его именем называют лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”.
Творчество Виктора Цоя (1962-1990) Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем. Он родился 21 июня 1962 года в городе на Неве.
К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.
Первые гастроли в Свердловске и Новосибирске не отрывали его от работы в “Камчатке”: работал “сутки через трое” оставляла время на путешествия. Новые альбомы
“Это не любовь” и “Ночь”, вышедшие на фирме “Мелодия”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.
Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”. “Камчатка” процветала – там постоянно устраивались премьеры новых песен различных музыкантов, там был снят фильм “Рок”.
В1988 году Цой впервые побывал в Америке, Ему помогли с организацией гастролей. Он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировой гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.
24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни, Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.
«Кукушка » https://www.youtube.com/watch?v=hERIpmpNPOs
«Пачка сигарет» https://www.youtube.com/watch?v=v0uSOjnRm3U
«Звезда по имени Солнце» https://www.youtube.com/watch?v=GNpy6PQJpXE
В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу, 15 августа 1990 года практически всех людей, близко знавших Цоя, мучили кошмары, видения. Дурные сны никому не дали спокойно выспаться. И неслучайно. Автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус” в 12. 28 на 35-м километре трассы Споко – Талси. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом.
Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…
В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли граффити, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…
Звучит песня Виктора Цоя “Группа крови”. https://www.youtube.com/watch?v=6C2ti3x9OAA
Звучит песня Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”. https://www.youtube.com/watch?v=buXLmppQdE4
Памяти Виктора Цоя.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Эту песню написал Игорь Тальков в августе 1990 года.
Игорь Тальков – бард. Он писал и пел песни о том, что его волновало. Свобода творчества – его принцип. Он боролся с несправедливостью и со злом. Его песни за правду и добро. Его долг – максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа. Он говорил:
Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.
Однажды в г. Минске во время гастролей, посвященных памяти погибших в чернобыльской катастрофе, после одного из концертов к нему подошел журналист и задал вопрос: “Почему сегодня вы пели только песни политического содержания?” “Волнуют,- ответил я, - именно поэтому я и пою о политике”. Журналист его не понял. Тальков не стал ничего объяснять, полагая, что человеку, прожившему полжизни и не понимающему, что экология и политика взаимосвязаны, объяснять что-либо бесполезно.
Он убежден в том, что если страной, на территории которой произошла чернобыльская трагедия, правили Люди, взрыва бы не произошло.
Он считал, что природа объявила нам войну. Еще древние предупреждали: “Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам”. Мы созданы природой, а не природа – нами, поэтому нет ничего глупее изречения: “Человек хозяин природы”.
Узнав о состоянии здоровья нашей планеты на 1978 год, написал песню “Маленькая планета”, которая актуальна и по сей день.
Но он ее не пел, поскольку считал, что экология зависит от политиков, а не политики от экологии, и в первую очередь нужно решать вопросы, связанные с доминирующей причиной.
В1978 году он не пел песню и “Чистые пруды”, хотя она стала популярна, а вместо нее пел “Чистые пруды-2” на его взгляд, текст этой песни достаточно понятно объясняет его отношение к взаимосвязи политики и экологии.
Чистые пруды-2
Я хотел спеть песню “Чистые пруды”,
Но в прудах известных чистой нет воды.
Вместо “ив застенчивых” виснут провода,
“Друг мой” канул в вечность и не придет туда.
“Сон веков” нарушен, “пристань” сожжена.
Что произошло?! Война.
Ему позволяли на телевидении исполнять только “Чистые пруды” и “Примерного мальчика”. Но Владимир Кириллович Молчанов отважился дать на всю страну его горемычную, считавшуюся властями криминальной, “Россию”.
Игорь Тальков был наконец выпущен из тисков амплуа “чистопрудника”, став полноценным автором – исполнителем разноплановых песен.
Время пришло. Его узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а ему это было очень важно, поскольку песни политические, социальные – крик и боль его души.
Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.
Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.
Он должен был выступать в Санкт – Петербурге в “Юбилейном”, Игорь должен был выступать последним. Концерт уже начался. Малахов в начале концерта подошел к ведущему и сказал, что будет перестановка, надо поменять местами Талькова и Азизу, так как якобы она не успевала подготовиться к выходу. Хотя на тот момент Азиза уже была на площадке, сидела в кафе вместе с другими артистами. Для Игоря не имело никакого значения, когда выступать – в начале или в конце концерта. Он выходил с такой программой, которая разом концентрировала на нем внимание зрителей. Шляфман – директор коллектива “Спасательный круг” не мог этого допустить. Он спровоцировал за кулисами скандал, во время которого и выстрелил в Игоря. И если бы Малахова и Шляфмана допросили на Петровке как следует, они бы во всем признались. Но это не надо было никому.
По результатам эксперта прокуратура Санкт – Петербурга пришла к выводу, что выстрел мог быть произведен только Валерием Шляфманом, которому спокойно позволили уехать в Израиль.
Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музыкантами летел в самолете на очередные гастроли, кто – то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что Игорь произнес: “Не бойтесь со мной летать, В авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут”.
«Я вернусь» https://www.youtube.com/watch?v=DFtOELd5pEI
Песни – это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Поэтам казалось, что они не могли высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции. Зрителей, приходивших на эти концерты, удивляло сочетание несочетаемого в их творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащей композицией. В этих песнях поэты пытались рассказать о жизни людей в самое страшное время для многострадальной родины, в момент кульминации войны правительства со своим народом. Они считали своим долгом донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа.