Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Сущность инклюзивного образования.
- Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
- Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
- Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
- Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
- Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
- Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
|
Инклюзивные дошкольные практики
- условия для воспитания и обучения детей со специальными потребностями
- воспитатели проходят специальную подготовку для работы с такими детьми
- детям со специальными комплексными потребностями (тяжелыми и множественными нарушениями) выделяются помощники – воспитатели
- работа педагогов координируется и направляется «координаторами по работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
Костюм для ДЦП, массаж, мастер-классы с привлечением родителей.
Инклюзия в общеобразовательной школе
Ø все дети и подростки учатся вместе в обычной школе;
Ø специалисты приходят помогать детям;
Ø обычные школы изменяются;
Ø внимание на возможности и сильные стороны ребенка;
Ø все воспринимают человеческие различия как обычные;
Ø дети и подростки получают возможность жить вместе с родителями;
Ø все получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью;
Ø взгляды и мнения детей и подростков становятся важными для окружающих.
Существующие барьеры:
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
- Архитектурная недоступность школ, учреждений.
§ Проблема недостаточности материально-технической базы.
|
§ Нехватка узких специалистов -логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры (ЛФК) – для сопровождения включающего обучения.
§ Проблема профессиональной и психологической неготовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
§ Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
§ Ограничения социокультурного и психологического сознания людей по отношению к людям с инвалидностью.
§ Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса и разрозненность ведомственных усилий.
§ Сложность в получении аттестата по окончании массовой школы для детей с серьёзными нарушениями (синдром Дауна, аутизм, интеллектуальные нарушения).
§ Слабые возможности получения профессионального образования и выхода на рынок труда. Лицам с инвалидностью трудно найти работу.
Вопрос № 9