Пояснительная записка
к комплекту билетов по историидля учащихся 10 класса.
Предмет: История.
Класс: 10
Форма: Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.
Процедура: На подготовку выпускника к ответу отводится не более 15 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.
Спецификация: Комплект билетов по историиподготовлен с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089); составлен на основе рабочей программы по истории - соответствуют содержанию учебников: А.Н.Сахаров «История России» в 2-х частях, 9-е издание, Москва, Русское слово. 2011 год.
Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до конца 19 века (10 класс).
Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.
Число билетов – 21. Каждый билет включает 2 вопроса и практическое задание для работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст, применять знания.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
- знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
- понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;
- умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).
Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.
|
Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.
Третий вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка.
Экзаменуемому предлагается:
а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке;
б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).
Нормы оценивания: При ответах по билетам для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом курса.
Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы
|
Отметка «4» выставляется при условии, если названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности
Отметка «3» выставляется если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета
Отметка «5» выставляется при условии, если события, явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно-следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия (в общей сложности не менее 3 положений)
Отметка «4» выставляется при условии, если события, явления характеризуются неполно, изолированно от исторического контекста; недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно (в общей сложности 2 положения)
Отметка «3» выставляется при условии, если изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указаны только одна общая черта или только единичное различие
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не смог выполнить задания. На заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.