Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично — один раз в четыре года. Впервые было проведено в 1995 году. При этом трижды с 1995 года (последний раз в 2015 году) проводилось «расширенное» исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы.
отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.
Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Для этого дополнительно к международному тестированию проводится анкетирование учащихся, учителей и администрации школ, участвовавших в исследовании. Полученные данные позволяют выявить факторы, влияющие на результаты тестирования, и объяснить состояние математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования.
Инструментарий международного исследования TIMSS включает: тесты достижений; анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования); методическое обеспечение (руководство для национальных координаторов по организации и проведению исследования, руководство по формированию выборки, руководство для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.); программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных).
Результаты России в TIMSS:
2003 г.: математика (4 класс) – 9 место, математика (8 класс) – 12 место, естествознание (4 класс) – 9 место, естествознание (8 класс) – 17 место.
2007 г.: математика (4 класс) – 6 место, математика (8 класс) – 8 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 10 место.
2011 г.: математика (4 класс) – 10 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 7 место.
2015 г.: математика (4 класс) – 7 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 4 место, естествознание (8 класс) – 7 место, математика (11 класс) – 4 место, физика (11 класс) – 2 место.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Исследование циклично и проходит раз в три года.
В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000—2009 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
2. Чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
1. Нахождение информации, заданной в явном виде;
2. Формулирование выводов;
3. Интерпретация и обобщение информации;
4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Кроме того, исследование содержит в себе анкеты не только для выпускников начального звена школьного обучения, но и анкеты для родителей, педагогов младших классов и административного персонала школы.
Результаты России в PIRLS: 2001 г. – 16 место, 2006 г. – 1 место, 2011 г. – 2 место, 2016 г. – результаты в стадии обработки.
Вопрос № 13