Социокультурные функции современного образования.




1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Образование ¾ это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передается и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт доказывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определенная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Вопрос № 15

Сущность социально-педагогической поддержки детей и подростков, испытывающих трудности в социализации и образовании.

Социально-педагогическая поддержка - как комплексная технология работы с подростками с поведенческими проблемами. Понятие социально педагогической поддержки было введено в теорию и практику известным ученым О.С. Газманом. Она получила широкое распространение. Ее базовыми положениями являются идеи оказания поддержки при наличии проблем, позитивной мотивации и возможностей у ребенка, организация его совместной деятельности со взрослым и ориентации на успех. Социально-педагогическая поддержка необходима подросткам, имеющим ограничения в здоровье, испытывающим трудности в общении со сверстниками, желающим заняться новым видом деятельности, а также там, где происходит включение подростков в волонтерскую деятельность, организация связей с внешними для школы структурами (бизнесом, администрацией и др.).

Главная задача социального педагога заключается в умении подать ребенку сигнал, что он готов взаимодействовать с ним и помочь ему в решении им самим его проблемы. При этом началом взаимодействия будет инициатива со стороны подростка. Это может быть письменная или устная просьба по поводу трудоустройства, конфликта и т.д. Собственное обращение задает позицию ответственности у самого подростка, что является показателем его включения в ответственную позицию по поводу поиска путей решения проблемы. Социально-педагогическая поддержка имеет место при наличии разнообразных ситуаций затруднения. Они могут быть при наличии трудностей информационного, ценностного, коммуникативного, ресурсного характера. Деятельность взрослого предполагает его умение видеть и понимать, направлять на новые пути решения, патронировать, т.е. удерживать социальное движение под выбранному маршруту, контролировать характер складывающихся отношений. В качестве главных способов (методов) социально-педагогической поддержки является метод сотрудничества, метод сочувствия (создания эмоционально насыщенного пространства, личностно значимого для ребенка), метод сотворчества».

По степени участия взрослого выделяют непосредственную и опосредованную социально-педагогическую поддержку. По времени оказания выделяют: опережающую, своевременную, предупреждающее последействие поддержки. Суть опережающейподдержки состоит в том, ребенок получает от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. По длительности поддержки бывают: единовременные, пролонгированные, дискретные. Единовременная социально-педагогическая поддержка оказывается в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах. Пролонгированная поддержка используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности. Дискретная социально-педагогическая поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка. Таким образом, социально-педагогическая поддержка формирует у ребенка уверенность в своих действиях, обогащает социальный опыт, повышает самооценку, открывает новые горизонты социального роста. Вместе с тем, социально-педагогическая поддержка имеет ряд педагогических рисков, связанных с определенной зависимостью от взрослого и как следствие снижение активности подростка, а также появление ощущения тревоги и неуверенности по поводу не успешности собственных действий.

Вопрос № 16

Сущность социально-педагогического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности в социализации и образовании.

Технология социально-педагогического сопровождения введенная Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание условий, при которых ребенок сам находит пути решения ситуации. Роль социального педагога заключается в снижении рисков предпринимаемых ребенком социальных действий. Технология социально-педагогического сопровождения имеет свою последовательность и включает пять этапов. На первом этапе происходит создание ситуации выбора, который может касаться школы, вида спорта, участия в том или ином проекте. Тот, кто выбирает, тот и должен нести личную ответственность. Поэтому так важно, чтобы выбор осуществил сам подросток. Для взрослого важно обеспечение разных вариантов деятельности, даже самой не подходящей с го точки зрения (занятие танцами подростком со значительными ограничениями в передвижении).

На втором этапе происходит составление ресурсной карты выбора. Ресурсы подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние ресурсы являются долей ответственности подростка, внешние ресурсы обеспечивает взрослый (решение слабовидящего ребенка заняться рисованием и организация на дому изостудии).

Третий этап означает согласование смыслов, т.е. рефлексия того, как выбор понял сам ребенок, и как его видят окружающие. Здесь ребенок опять ставится в ситуацию выбора, но не решения, а способа его достижения. Важно осмыслить имеющиеся образцы решения, стили поведения, ценностные установки, сравнить свой прошлый опыт и сделать выбор в пользу нового будущего.

Четвертый этап предполагает демонтаж сложившейся системы социальных действий. Принимая решение, ребенок объективно оказывается в ситуации, когда необходимо действовать непривычно, по-новому. Задача сопровождающего заключается в том, чтобы поддержать новшества, исключить ситуацию сравнения действия ребенка с действиями других людей, подчеркнуть важность личного усилия ребенка. Особенно ярко данный этап проявляется при социально-педагогическом сопровождении инклюзивного образования. Обучаясь в общеобразовательной школе, ребенок с особыми потребностями должен иметь право на особый стиль и особый темп обучения внутри обычного класса.

Заключительный, пятый этап, социально-педагогического сопровождения, ориентирован на установление благоприятного эмоционального климата на включенность подростка в обычную жизнь среди своих сверстников.

В качестве основных характеристик социально-педагогического сопровождения З.И. Лаврентьева и С.А. Расчетина определяют процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь ребенка, особые отношения между участниками этого процесс. Главным результатом сопровождения человека, испытывающего трудности в социальной инклюзии, является появление такого нового жизненного качества как адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Социально-педагогическая деятельность с подростками, имеющими затруднения в социальной инклюзии, ориентирована в целом на преодоление разного рода барьеров: информационных, ценностных, деятельностных, коммуникативных, адаптационных, личностных. Информационные препятствия означают отсутствие необходимой информации, ее непонимание или не достаточная осознанность; неполнота, противоречивость и др. Ценностные барьеры являются следствием неустоявшегося внутреннего ценностного мира подростка, смешение ценностей, само разрушающая оценка ценностей (так, по результатам исследования специальных исследований более 60% подростков субъективно осознают агрессию как допустимую форму поведения, а образ агрессивного человека – как привлекательного, выступающего в качестве ориентировочной основы своего поведения. Деятельностные дефициты означают отсутствие опыта позитивной активности, стереотипность поведения; деформация возрастных социальных новообразований; узкий набор опыта поведения в нестандартных ситуациях; стремление к социальному одиночеству; неумение разрешать конфликтные ситуации; страх (или, напротив, чрезмерный риск) социального творчества. Коммуникативные трудности интерпретируются как неразвитость коммуникативных навыков; снижение интереса к межличностному общению; бедность языка общения; боязнь непонимания; замкнутость на субкультурном круге общения; не понимание ценности межвозрастных и межкультурных коммуникаций; недоверие взрослым.

Адаптационные трудности показывают на слабый набор приемов действия в незнакомой ситуации, на нормативность поведения в изменившейся ситуации, низкий порог терпимости, ориентацию на внешний контроль.

К сложностям социальной инклюзии приводят также недостаточный опыт личного участия в решении собственных проблем. Как правило, это является следствием чрезмерной опеки взрослых, привычкой к иждивенчеству, инфантильностью и др. В соответствие с разными типами трудностей растущего человека используются конкретные социально-педагогические технологии.

Вопрос № 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: