По Фуряевой
выделяют два формата в образовании: учебный и событийный. В образовании усиливается проектно-событийный компонент. Обратимся к более подробному рассмотрению понятия «образовательное событие». Образовательно событие – это такая форма организации образовательной деятельности, которая выстроена как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (Миркес, Муха)
Событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся: деловые игры, погружения, олимпиады, образовательный туризм, тренинги, образователь-ные проекты, программы. В реальном процессе образования важно согла-сование учебных и событийных режимов. Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих семи характерис-тиках, касающихся задач, участников, процесса организации, характера де-ятельности, внутренних эффектах. В событийной форме организации учебного процесса артикулированы особые задачи, которые ориентированы на деятельность на решение актуальных проблем, на фиксации ключевых противоречий, разрывов и др.. В образовании обязательно включены специалисты-профессионалы. Особое внимание уделяется воспроизведению уклада организационной культуры, активной безоценочной коммуникации.
Весь образовательный процесс представляет собой активную деятельность, ориентированную на продукт и предсматривающую осуществление различного рода проб. В этом смысле образовательное событие это пространство компетентных проб. В нем не может быть полной заданности задач и режима действий. Здесь есть неопределенность, присутствует высокая интенсивность общения, эмоциональных переживаний, смысловая насыщенность и открытость. По сути дела происходящее имеет огромный энергетический потенциал, который дает эффект растянутой пружины, напряжение всех участников, включенных на пределе своих возможностей.
|
В событийно организованном образовании необходимо специальное сопровождение, которое предполагает:
- специально выстроенное пространство рефлексии (обнаружение дефицитов и успехов);
- формулирование задачи на собственное продвижение (дневники, рассказы, газета, журнал и др.)
Важной характеристикой образования, организуемого в событийном формате, является образовательный результат. Он фиксирует личностный и деятельностный прирост, появление новообразований в области опыта субъектности, приобретение рефлексивного опыта самоопределения и управления ресурсами. Рефлексия нового типа направлена на выявление собственных дефицитов, определение способа эффективного действия в ситуации неопределенности. В целом, воспитание и образование имеют смысл, если они наполнены настоящими событиями.Как известно, главный признак события для человека – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также целями, мечтами, планами и на-деждами на будущее. Лишенное событийности физическое время- это время распада, разложения. Оно не удерживается человеческой памятью, которая событийна, а не хронографична. И тогда эта пустота заполняется либо скукой, либо суетой. Вместо событий жизнь заполняется либо бесцельными поисками развлечений и удовольствий (убивается время), либо ничем не заполняется (тянется, волынится). События – это не мероприятия, цели в которых не проживаются. Цели мероприятия определены и заданы взрослыми, поэтому мероприятия не становятся событиями для детей.
|
Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельностного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.
В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин).
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.
Принцип событийности предполагает, что процесс и содержание профессионального развития обладают такими характеристиками, определенными в исследованиях Е.М. Сафроновой, как:
a) личностная значимость какого-либо явления, дела, чьего-то поступка,
поведения, действия для человека;
б) воздействие какого-то факта, явления на эмоциональную сферу личности,
способность «задеть за живое», «оставить след» в памяти, возможно, даже в
биографии;
|
в) внутренняя диалогичность факта, явления, поступка, затронувшая
ценностно-смысловую, нравственную сферу личности, повлекшая за собой
необходимость принять решение, сделать выбор на основе моральных принципов, причем не слепо следуя известным истинам, а лишь осознав,
пережив и приняв их самостоятельно в свой внутренний мир как своеобразный нравственный ориентир;
г) утверждение в деятельности (интеллектуально-познавательной, смыслопоисковой, художественно-творческой, рефлексивно-аналитической и
др.) достоинства личности, ее самоценности;
д) своеобразный «духовнонравственныйкатарсис», произошедший благодаря контакту с эстетическим предметом, либо объектом, представляющим собой нравственную ценность; достижение воспитанником значимого для него результата, успеха в какой-либо области деятельности (участие или победа в конкурсе рисунков; впервые самостоятельно выполненная работа творческого характера), то есть все то, где человек добился успеха самостоятельно или при помощи и поддержке сверстника, учителя, родителей.
Исходя из этого, носителем «события» может стать:
а) совместная творческая деятельность, превратившаяся в со-бытие, то есть в
совместное проживание действительности;
б) кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти
ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного
отношения к миру через продукт творческой деятельности;
в) «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след
в жизни. Все названные уровни событий могут иметь место и при
организации процесса формирования опыта деятельности.
Вопрос № 18