И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.




Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии)

 

1. Социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине 19в.

 

Под влиянием поражения в Крымской войне (1854-1856) и револю­ционно-освободительного движения крестьянства, в 1861 г. в России ре­формой "сверху" было отменено крепостное право. Обманутое и ограб­ленное крестьянство ответило на буржуазную реформу волной массово­го движения. Это был новый период революционного движения в России - буржуазно-демократический, или разночинный, продолжавшийся до 1895 г. После спада крестьянского движения царизм усилил репрессии против революционно-демократической интеллигенции, либерально на­строенная часть которой стала переходить в лагерь верноподданных царя.

С подъемом революционного движения связано развитие народничества и появление первых политических рабочих организаций. После казни народовольцами Александра II (1881) проведенные реформы были пересмотрены и осуществлены реакционные "контрреформы".

В восьмидесятых годах руководящая роль в революционном движении переходит к пролетариату, о чем свидетельствует Морозовская стачка 1885 г. В результате рабочего движения стали возникать марксистские кружки, которые подготовили почву для следующего этапа революционного движения (с 1895 г.), во главе которого стала революционная социал-демократия. Революция 1905 г. явилась репетицией для всенародного восстания и перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

После крестьянской реформы 1861 г. начался промышленный переворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топливной и металлургической промышленности, возникновением новых промышленных районов. За период с 1860 по 1900 гг. промышленная продукция в России увеличилась более, чем в 7 раз. За это время в Англии она выросла в 2 раза.

Стремление интеллигенции служить на благо жестоко эксплуатируемого народа, сдвиг в промышленности, запросы армии и совершенствование средств борьбы стимулировали развитие научной мысли в России, которая встречала препятствия со стороны реакционных сил. В 1977 г. закрывается Московский и 5 других университетов. В знак протеста из Московского университета ушло большое число ведущих профессоров, что обусловило выдвижение на профессорские должности лиц, не coответствовавших уровню знаний. Это привело к снижению качества и появлению фрагментарности в науке. Несмотря на это, ученым удалось за короткий срок развернуть плодотворную научную работу, чему способст­вовало развитие передовой философской мысли в России (А.И. Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.).

Русская передовая наука отличалась последовательно материалисти­ческой направленностью, на основе которой развивалась и русская меди­цинская теоретическая мысль.

 

2. И.М.Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.

 

Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвяще­ны в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. Своими работами он положил начало отечествен­ной физиологии и создал материалистическую школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физио­логии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире.

Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы выс­шей нервной (психической) деятельности животных и челове­ка. Он впервые в истории физиологической науки стал рас­сматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.

И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». От­крытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского цент­ра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения».

И. М. Сеченов изучал организм в единстве с условиями его существования. Он утверждал: «Всегда и везде жизнь слагает­ся из кооперации двух факторов — определенной, но изменя­ющейся организации и воздействия извне». «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невоз­можен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».

И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность мож­но и должно изучать такими же научными, строго объектив­ными способами, какими изучается телесная деятельность жи­вотных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причи­ны.

И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разрабо­тать и объяснить законы внешних проявлений психи­ческой деятельности. Он по­казал, что все акты и явле­ния сознательной и бессозна­тельной психической жизни человека управляются опре­деленными физиологически­ми механизмами и по спосо­бу происхождения суть реф­лексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и конча­ются мышечным движением.

В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономер­ности физиологических процессов, связанных с трудовой дея­тельностью человека. В тяжелых исторических условиях цар­ского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день.

И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность челове­коненавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы. Много стра­ниц в «Рефлексах головного мозга» И. М. Сеченов посвятил воспитанию, развитию навыков у детей и решал эти вопросы в соответствии с основной своей установкой, что среда являет­ся определяющим фактором в развитии человека. Этот раздел он закончил резкой отповедью расистам, которая звучит и се­годня: «В неизмеримом большинстве случаев характер психи­ческого содержания на 999/1000 дается воспитанием в обшир­ном смысле слова, и только на 1/1000 зависит от индивидуаль­ности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следую­щая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспита­ние в европейском обществе делает человеком, чрезвычайно мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца».

Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалисти­ческое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нерв­ной системы в появлении и развитии патологических процес­сов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного пато­генеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последовате­лей в различных направлениях научной деятельности: в обла­сти изучения нервной системы, ее строения и функции, физио­логии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изуче­нии физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений.

  1. И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физио­логического исследования, обеспечивающего познание организ­ма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материа­листическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изуче­нием физиологии сердечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного существование нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. И. П. Павлов предположил, что открытый им усиливающие нерв оказывает влияние на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, он в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. В этот же период И. П. Павлов исследовал нервные механизмы регуляции кровяного давления. И. П. Павлов отказался от традиционных острых опытов и отметил недостатки острого виви­секционного физиологического опыта.

Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целост­ного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологи­ческих отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более вы­сокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном.

И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физио­логического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.

В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

 

И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.

 

Илья Ильич Мечников (1845—1916) сыграл огромную роль в развитии микробиологии и эпидемиологии, в создании иммунологии. Его исследования в этих областях явились про­должением и развитием его капитальных работ в области па­тологии, имевших широкую общебиологическую основу. И. И. Мечников был выдающимся ученым в ряде областей знания—зоологии, эмбриологии, патологии и иммунологии, одним из создателей современной микробиологии, основателем сравнительной эволюционной патологии.

Деятельность И. И. Мечникова распадается на два периода. В первый период (1862—1882) И. И. Мечников, зоолог и по преимуществу эмбриолог, разрешил ряд сложных проблем эм­бриологии. Он показал существование зародышевых листков — общие для всех животных законы развития животного орга­низма. Он установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Данные эмбриологии, установленные И. И. Мечниковым, послужили одной из суще­ственных опор эволюционного учения.

Исследования по вопросу о происхождении многоклеточных животных привели И. И. Мечникова к открытию внутрикле­точного пищеварения. Он показал, что в организме животного, снабженного пищеварительными органами, существуют клет­ки, способные переваривать пищу, но не принимающие прямо­го участия в пищеварении. Работами о внутриклеточном пище­варении завершился первый период научной деятельности И. И. Мечникова.

Идея о внутриклеточном пищеварении, поставленная в свя­зи с учением Дарвина об эволюции, была ведущей в работах И. И. Мечникова по проблемам патологии во второй период его деятельности. Начало этим работам И. И. Мечников поло­жил в 1883 г. в речи «О целебных силах организма», где вы­двинул положение об активной роли организма в инфекцион­ном процессе, о взаимоотношении макро- и микроорганизма в противовес одностороннему этиологическому принципу Коха. В дальнейшем И. И. Мечников разносторонне развил учение о фагоцитозе и подтвердил его многочисленными исследова­ниями на разнообразном материале. В 1892 г. в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» И. И. Мечников писал «Настоящая сравнительная патология должна обнимать весь животный мир в его целом и изучать его с самой общей биологической точки зрения». Развивая учение о фагоцитозе и вы­ступая на его основе с критикой господствовавших в то время теорий воспаления Конгейма и Вирхова, И. И. Мечников соз­дал новую теорию воспаления как активной защитной реакции организма против внедряющегося в него болезненного начала, выработанной представителями животного мира в процессе их исторического развития. И. И. Мечников писал: «Воспаление

в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реак­ция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с действием сосудистых фагоцитов или нервной системы».

В 1900 г. в книге «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» И. И. Мечников разработал учение об иммунитете и явился основоположником новой науки — иммунологии. И. И. Мечников показал, что механизм возникновения и раз­вития инфекционного заболевания зависит не только от мик­роорганизма, но наряду с микроорганизмом на всех этапах инфекционного процесса — при его возникновении, развитии, течении и исходе — важную роль играет макроорганизм, кото­рый не остается безучастным. Инфекционное заболевание — сложный процесс взаимодействия патогенного микроба и мак­роорганизма. На возникновение и развитие процесса большое влияние оказывает внешняя среда. И. И. Мечников указывал на участие нервной системы в защитных функциях высших организмов.

И. И. Мечников провел много исследований по частным вопросам медицины. Он изучал экспериментальный сифилис, холеру, возвратный и брюшной тифы, туберкулез, детские кишечные инфекции. Ему принадлежат идеи о наличии анта­гонизма и борьбы между различными видами микробов и об изменчивости микробов. И. И. Мечников предвидел возможно­сти использования микробного антагонизма в целях борьбы против болезнетворных микробов, что получило осуществление и дальнейшее развитие в учении об антибиотиках.

Мировоззрение его было стихийно-диалектическим. Для него были характерны сравнительно биологический метод, стремление рассматривать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности и в противоречивом развитии. И. И. Мечников не был последователен в своих воззрениях: будучи материалистом в понимании явлений природы, он оста­вался идеалистом в объяснении явлений общественной жизни. Он стремился к изменению реакционного политического строя в России, но отрицательно относился к революционной борьбе.

Основная ошибка его состояла в том, что он не учитывал значения социально-экономических факторов и условий жизни человека в современном обществе. Эти стороны мировоззрения И. И. Мечникова с особой яркостью сказались в его учении о преждевременном старении и борьбе с ним. Проблема прод­ления жизни не только биологическая, как думал И. И. Меч­ников, но главным образом социальная.

И. И. Мечников создал обширную школу микробиологов и эпидемиологов как в России, так и за границей. Его учениками были Г. Н. Габричевский, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Д. К. Заболотный, А. М. Безредка, первая женщина — профес­сор микробиологии П. В. Циклинская и многие другие.

 

5. С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуе­мых свойств организма, о первенствующей роли среды в про­исхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего вре­мени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составля­ет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под име­нем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть постав­лена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, упот­ребляемые в практике для исследования, наблюдения и лече­ния больного, должны быть приемами естествоиспытателя».

С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, уме­нием индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров голов­ного мозга в рефлекторном механизме физиологических про­цессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.

В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне те­ла, хлороза. Им введено представление о патологическом реф­лексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтвержде­ние в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.

С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам ор­ганизации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предло­жению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его за­слугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.

В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Соб­ранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здо­ровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощи убедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значитель­ному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комис­сии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для прове­дения в жизнь широких оздоровительных мероприятий.

С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей ме­дицинской школы и создал обширную школу своих последо­вателей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по дру­гим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларинголо­гии, фармакологии; физиологии, общей патологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: