А.С.Макаренко
Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллектива. Коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общих целей, ценностей и деятельности. Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности личности в принятии решений для достижения значимых коллективных целей.
Самоуправление обеспечивает личности гармонию отношений в коллективе; даёт возможность сочетать коллективную и индивидуальную деятельности; помогает определить реальные жизненные перспективы; развивает чувство ответственности не только за себя, но и за других. Чувство ответственности – базовое качество личности педагога, которое включено в список компетенций выпускника педагогического колледжа любой специализации.
Будущим педагогам необходимо овладеть личным опытом участия в разнообразных формах организаторской деятельности, чтобы иметь возможность увидеть всю методику как бы «изнутри», и постоянно обогащать этот опыт.
Проективная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. Это специфическая форма творчества, пошаговое осуществление образа будущего.
Идея организовать день самоуправления в честь профессионального праздника «День учителя» пришла в наш колледж из педагогической практики школы.
Шаги реализации проекта:
1 шаг. Диагностика. Предварительно мы изучили представлений студентов о современной школе. Форма исследования: Эссе «Современная школа, по-моему, - это…» В исследовании принимали участие 28 человек из выпускных групп, по специальности «Иностранный язык» и «Социальная педагогика».
Мы познакомились с работами, провели анализ и сделали следующие выводы: Содержание работ очень разнообразно. Чаще всего школу называют: местом, учреждением, вторым домом; - реже встречается: здание, важный этап, ступень. В работах прослеживается понимание общих проблем школы: …без образования у человека нет никаких приоритетов;.. домашнее образование должно иметь место только в самых редких случаях; … новые реформы в образовании – просто ужас!; … от педагога зависит полнота знаний, полученных учеником;
К сожалению, ни в одной работе мы не встретили представлений о собственнойпрофессиональной ответственности за будущее школы, готовности самому что-либо изменить. Несомненно, позитивным является то, что во всех эссе проявляется педагогические знания, заинтересованность и переживание за образовательный процесс.
2 шаг «Целеполагание». Цель организации Дня самоуправления: создание атмосферы, соответствующей профессиональному празднику. Задачи: реализовать возможность проживания значимого события для всего коллектива колледжа, закрепить на практике знания о самоуправлении. развивать чувство гордости за выбранную профессию, способность встать на позицию учителя. провести исследования развития самоуправления в группах 1-го и 2-го курсов.
шаг. Реализация коллективного творческого дела.
1-Выдвижение идеи проведения Дня Самоуправления на собрании СНО, Студенческом Совете, обсуждение идеи с группами 5-го курса, педагогическим и студенческим коллективами.
2-Работа над технологией организации учебного процесса, согласование с администрацией, распределение функций, обязанностей между Инициативными группами, оформление информации для всего коллектива.
3-Составление сценария Дня Самоуправления, оформление зала, репетиционные моменты, консультации. Встреча 5-курсников с учителями, обсуждение темы урока, составление планов урока. Подготовка исследований СНО.
4, 5 - Проведение Дня Самоуправления.
6 – Оформление фото и видео материалов для коллективной рефлексии, результаты исследований развития Самоуправления в колледже.
Об организации и непосредственном проведении Дня самоуправления хотелось рассказать следующие: Студенты 5-ых курсов вели 3 урока по 45 минут. Члены СНО проводили исследования с целью изучения развития уровня самоуправления в группах. А с учителями в это время проводилась игровая программа «Осенний вальс». На 4-м уроке театральная студия представила спектакль «Маленький принц» для всего коллектива колледжа.
В завершении Дня самоуправления мы провели конференцию с учителями и студентами выступали студенты 5-х курсов, инициативные группы, учителя.
4 шаг: рефлексия методом «блин»: «блин» комом (отрицательное впечатление); «блин» пополам (недопечён, необходимо доработать); «блин» целиком (вполне съедобно, положительное впечатление). Материал: круги из бумаги. Участники Дня самоуправления складывали импровизированные «блины» в корзину перед выходом.
Результаты рефлексии: из 37 человек – 13 человек считают, что «блин» удался, 22 человека считают, что «блин» недопечён, 2 человека увидели, что «блин» комом.
Участвовал весь коллектив: выпускные группы (!51, 152, 153, 5Б) проводили уроки в 13-ти группах согласно своей специальности,
Отсюда можно сделать вывод, что инициатива проводить в День Учителя – День Самоуправления коллективом принята, необходимо учесть все ошибки при его подготовке и организации.
- Качество информации, подключить радио.
- Шире обсуждать идею в группах студентов и среди учителей.
- Тщательный подбор содержания исследований.
- Мобильность при обработке результатов.
Заключительный этап проекта.
5 шаг: Проведение консультаций «Организация жизнедеятельности в коллективе» для студентов 1-го и 2-го курсов членами СНО.
Содержание консультации.
1. Информация о самоуправлении в колледже.
2.Тренинглидерских качеств.
3. Что такое КТД?
6 шаг: Организация интервью с кураторами и старостами групп первых курсов после проведения «Дня первокурсника». Планирование КТД в коллективах групп.
ВЫВОД: Анализируя ответы интервью, можно утверждать, что в 111 группе куратор занимает активную организаторскую позицию, в данном КТД появилась инициативная группа студентов, но остальные члены группы занимали при подготовке пассивную позицию и подключились в последний момент перед выступлением, кроме того не соблюдалась чёткая последовательность действий при подготовке к КТД. Следующее дело ещё не запланировано, путают КТД с другими формами работы (экскурсия, праздник). Группа показала 2-ой результат вполне закономерно.
В 112 группе куратор только косвенно участвовала в подготовке к Дню Учителя, здесь большую активность проявила инициативная группы, которая стала примером для других членов коллектива, подготовка к празднику осуществлялась близко к технологии КТД, отсюда – 1-ый результат. И куратор, и староста группы озвучили следующее коллективное дело – «Конкурс аэробики», подготовка к нему уже началась.
Во 2Б группе много творческих студентов, но того авторитетного стержня, вокруг который бы происходило объединение, здесь нет. Скрепляющим звеном является куратор и староста, которые и «везли» на себе КТД. Закономерный показатель - 3 результат. Но группа очень переживает не совсем удачное выступление, видит, как успешно выступили другие, у группы большой творческий потенциал, главное, сделать правильные выводы, познакомиться с методикой КТД и организовать следующее дело в соответствии с ней.
Выводы.
Реализация данного проекта убедила нас в том, что проективная деятельность содержит в себе удивительные возможности, её развивающая функция основана:
- на продуктивности воображения, которое программирует действия,
- на силе и свободе творчества,
- на стимуле к развитию социальной активности,
- на логичности, последовательности совместной с другими людьми деятельности,
- на эмоциональном и профессиональном обогащении своей жизни, связанном с осознанием способности к преобразованию действительности.