Конспект 12
Вазопись – особый вид изобразительного искусства Древней Греции.
Древнегреческие вазы интересны по многим причинам:
1. Дают представление о рисовальном искусстве греков о характере их живописи.
2. Иллюстрации всех эллинских древностей, посвящены мифологии, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), эпизоды публичной или частной жизни.
Предназначение
Вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, для хранения жидких припасов, смешивания напитков, питья, черпания воды, туалетных надобностей. Украшение быта; награда в гимнастических состязаниях.
3 группы сосудов:
1. Сосуды для хранения разных припасов: пифос (втыкали в землю), амфора, пелика (хранение вина), стамнос (в храме), кратер (смешивание воды и вина), клаф (черпак), гидрия (перенос воды).
2. Застольная посуда: килик, пиала, ритон (питье), прохус, ойнохойя (застольная посуда).
3. Ваза для благовонного масла (лекиф)
В зависимости от времени изготовления ваз варьировались техника и тематика росписей.
Стили вазописи
1. Критский период:
- стиль камарес (на темной поверхности наносились спиралевидные, словно кружевные светлые узоры)
- дворцовый стиль (роскошные по рисункам вазы, украшенные растениями, цветами, палипами, кораллами)
- микенские сосуды (простота форм, изображение воинов)
2. Гомеровский период и далее искусство Древней Греции (античное)
- Геометрический стиль
Дипилонские амфоры сплошь покрыты геометрическими рисунками в виде ромбов, кругов, треугольников, меандра (узоры в виде изломанной линии), очертание человеческих фигур, похожих на орнамент. Сюжеты: погребальные. Символика орнамента: кружок – солнце; змея – земное начало; раба – водная стихия.
|
- Ковровый стиль
С растительными или зооморфными мотивами. Птицы – летящие орлы, стоящие утки, петухи, лебеди. Четвероногие животные: олени, козы, кабаны. Львы изображались по канону: голова с туловищем в профиль. Пантеры – туловище в профиль, голова в фас. Изображение чудовищь – крылатые грифоны, сфинксы. Форма ваз стала более «раздутая».
- Чернофигурный стиль конец VII в. до н.э. существовал параллельно с ковровым.
Господство сюжетного изображения: Многофигурные композиции мифы об олимпийских богах.
Технология: отдельные изображения делали пером в виде черных силуэтов на красноватом или желтом фоне глины.
Фигуры:
Голова и нижние части фигуры, начиная с пояса, в профиль, туловище – в фас. Мускулатура и складки одежды отмечались очень сдержанно. Обнаженные части тела женщины покрывались белой краской, а мужское тело сплошным черным лаком, что напоминало египетскую живопись.
Глаза изображали в фас: миндалевидной формы.
Надписи: имена персонажей, клички охотничьих собак, название предметов, мастера подписывали свои имена. («Эксекий расписал и сделал меня», «То Еыфимид расписал, как Ефроний никогда бы не смог»). Встречались посвятительные надписи («Радуйся и пей счастливо»).
- Краснофигурный стиль время господства приходится на V IV вв. до н.э. совпадая с эпохой классики в античном искусстве.
Самым ранним был строгий стиль, сюжеты его близки по тематике рисункам на чернофигурных античных вазах. Мифологические сцены: пиры богов, их борьба с гигантами, изображение бога Диониса; героический эпос – подвиги Геракла, античного героя Тезея, Троянский цикл, приключения одиссея; наконец изображения простых смертных.
|
Постепенный переход от плоскостного изображения к объемному изображению фигур – свободный стиль. Для него характерна передача любой позы, любого поворота головы или торса, любого самого трудного ракурса. Глаза получили реальную трактовку, одежду показывали как мягкую ткань.
Пелика с ласточкой Лекиф с Артемидой, кормящей лебедя
На смену спокойным и торжественным композициям свободного стиля пришли динамичные, насыщенные эмоциями сцены роскошного стиля. Вазописцы обращались к сюжетам сложным, драматическим, перегруженным сценами борьбы, похищений, гибели персонажей. В роскошном стиле фигуры постоянно перекрывали одна, другую, что усиливало напряженный характер росписей. Однако принцип расположения фигур сохранился. В роспись был введен: пейзаж, деревья, неровная каменистая почва, архитектурные сооружения. Фигуры передавали живое движение, изображались в резких, сложных ракурсах.
Амфора с Пелопсом, похищающим Гипподамию.
Последующий этап развития вазописи краснофигурного стиля непрерывно был связан с использованием светотеневой моделировки, что обусловило передачу объема фигур. Афинский мастер Аполодор первый начал передавать тени, став основателем живописи как таковой. Его преемники продолжали и развивали новое направление, добиваясь большей глубины и богатства колорита вазописи.