П Р О Г Р А М М А
Направление 080500.62 - Менеджмент
Степень выпускника – бакалавр-менеджмента
Факультет экономический
Кафедра экономики и менеджмента
Вологда
Программа итогового междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов по направлению подготовки 080500 Менеджмент, степень «бакалавр»
Составители программы:
доцент, к.э.н., доцент ___________________________С.А.Клещ
доцент, к.э.н., доцент ___________________________С.Н.Дубов
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Экономики и менеджмента
Протокол заседания от «» ____________ №_____
Заведующий кафедрой ЭиМ А.П.Дороговцев
Рассмотрена методическим советом экономического факультета
Председатель методического совета
экономического факультета
«___»__________2011 г. С.А.Клещ
Декан экономического факультета
«___»___________ 2011 г. С.А.Клещ
1. Требования к уровню подготовки по направлению бакалавриата 080500. 62 - менеджмент
Выпускник должен знать:
- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
- основные нормативные правовые документы;
- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;
- основные понятия и современные принципы работы с деловой документацией;
- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- основные бизнес-процессы в организации;
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
- виды управленческих решений и методы из принятия;
- типы организационной культуры и методы её формирования;
- содержание маркетинговой концепции управления;
- методы маркетинговых исследований, основы маркетинговых коммуникаций;
- назначение структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;
- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности;
- основные системы управленческого учета;
- фундаментальные концепции финансового менеджмента;
- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;
- роль и место управления персоналом в общеорганизационной управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
- бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;
- основные теории стратегического менеджмента;
- содержание и взаимосвязь основных элементов процессов стратегического управления;
- источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка;
Выпускник должен уметь:
|
- применять понятийно-категориальйный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
- проводить анализ рынка, используя экономические модели;
- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);
- использовать математический язык и символику при построении организационно-управленческих моделей;
- применять информационные технологии для решения управленческих задач;
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять её ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
- диагностировать организационную структуру, выявлять её сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по её совершенствованию;
- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;
- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;
- оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;
- разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;
- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
- проводить оценку финансовых инструментов;
Выпускник должен иметь навыки:
|
- целостного подхода к анализу проблем общества;
- выполнения анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;
- применения математического, статистического и количественного методов для решения типовых организационно-управленческих задач;
- работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий;
- реализации основных управленческих функций (принятий решений, организация, мотивирование и контроль);
- разработки и реализации маркетинговых программ;
- выполнения анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;
- применения современного инструментария управления человеческими ресурсами;
- выполнения инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков;
2. Перечень и содержание дисциплин, выносимых на экзамен.
|
Экономическая теория.
Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; материальные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективность и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной стадии, показатели эластичности замещения.
Управление качеством.
Понятие качества. Роль и значение качества на современном этапе. Необходимость управления качеством. Методы управления качеством. Выходной контроль готовой продукции. Комплексное управление качеством. Тотальное управление качеством. Зарубежный и Российский опыт управления качеством. Факторы обеспечения качества. Концепция обеспечения качества продукции (работ, услуг). Принципы управления качеством на основе международных стандартов ИСО 9000:2000. Этапы формирования и обеспечения качества продукции (работ, услуг). Жизненный цикл продукции. Функции управления качеством на основе международных стандартов ИСО 9000:2000. Система показателей качества. Методы определения значений показателей качества.
Бизнес-планирование.
Понятие, цели и задачи бизнес-плана. Классификация бизнес-планов. Этапы разработки документа. Сфера применения бизнес-плана. Методы бизнес-планирования (нормативный, балансовый, программно-целевой, опытно-статистический, экспертных оценок, экстраполяции, экспоненциального сглаживания, наименьших квадратов). Описание товаров (услуг). Описание отрасли и конкуренции. Прогноз объема продаж. Маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков. Численность персонала, обязанности персонала, штатное расписание. Прогнозируемый расчет о прибылях и убытках. Прогноз финансовых потоков. Стратегия финансирования.