Урок 102 Стихи Ф.Тютчева о весне. Урок 103. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды» (с. 110–112)




Урок 102 Стихи Ф.Тютчева о весне

Педагогические цели ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И. Тютчева; научить анализировать произведения, вос­принимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мыш­ление и внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавать с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Личностные результаты Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

Ход урока

Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы контроля  
осуществляемые действия формируемые умения  
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)  
Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя  
II. Речевая разминка  
Индивидуальная. Словесная - Прочитайте скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки. Три сестрицы тараторки Тараторили на горке. Съел молодец Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом. Читают скороговорку с различной интонацией Отрабатывают правильность произношения звуков Правильность произношения  
III. Постановка учебной задачи  
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Мы изучили раздел «Я и мои друзья». На уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и даже между людьми и животными. Сегодня мы еще раз вспомним все эти произведения. Слушают учителя Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем.    
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.  
Фронтальная Словесный, практический. Беседа 1.Первичное чтение стихотворения «Зима не даром злится...» Учитель читает. Дети следят по тексту. - Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И. Тют­чев. 2.Первичная проверка понимания, работа с текстом 1. Беседа. - Понравилось ли вам стихотворение? - Ответьте на вопрос после стихотворения. Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки. - Как названа Зима? (Ведьма злая.) - А весна? (Прекрасное дитя.) - Это рассказ (повествование) или описание? - Если рассказ, то главное, это действия. Запомнились ли вам какие-то строки? - Что делает Весна? - А Зима? - Такой поэтический прием, когда предметы изображаются как живые существа называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. - Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения? А какое настроение у поэта? Он радуется или печалится? - С каким настроением надо читать это стихотворение? По­пробуйте. 2. Выразительное чтение (3-4 человека). - Замечательно справились, думаю, что автору бы понрави­лось. Отгадывают название произведений по опорным словам. Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. Правильное чтение  
V. Физкультминутка.  
Практическая Свободный выбор детей Выполняют движения по строкам стихотворения.   Наблюдение  
VI. Продолжение работы по теме  
Фронтальная, групповая Словесный, 1. Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды». 2. Звучит «Апрель» П.И. Чайковского. - Какое настроение передает нам поэт? - Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения? (Быстрое движение и блеск воды, ее шум, свет солнца вызывают бурную радость: ее возвещают воды. Она сменяется ожиданием «тихих, теплых майских дней». Здесь настроение сменяется тихой, светлой радостью.) - Прочитайте первые 2 строчки стихотворения «Весенние воды». О каком периоде весны в них говорится? - Какие звуки мы слышим? Опишите их. - Что значит «гласят»? - Прочитайте вопросы на с. 112 и ответьте на них. 3. Повторное выразительное чтение стихотворения учащи­мися. Читают стихотворение выразительно Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию. Правильное чтение  
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)  
Фронтальная. Словесный. Беседа - Закончите одно из предложений (по выбору) на доске. Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморегуляция  
VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть одно стихотворение.  
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания    

 

Урок 103. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды» (с. 110–112)

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся: читать стихотворения с выражением; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; получат возможность научиться: представлять картины весенней природы, придумывать самостоятельные вопросы к стихотворениям. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные:развивают художественно-эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы 1. https://festival.1september.ru/articles/618608/ 2. https://сезоны-года.рф/весна%20Чайковский.html
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского (весенние месяцы). Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле… Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.     – Весна! Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания Организует выставку рисунков к загадкам Читают свои загадки о весне Фронтальная, индивидуальная Познавательные: владеют способами решения задач творческого и поискового характера; осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; проявляют готовность слушать и вести диалог;активно используют речевые средства для коммуникативных и познавательных задач. Личностные: выражают свои эмоции; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, художественно-эстетический вкус, эстетические потребности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.     Выполненные задания, устные ответы
III. Постановка темы, цели урока       – Что помогло определить тему нового раздела? Определяют тему урока. – Музыка, стихи Фронтальная
IV. Работа по теме урока 1.Чтение стихотворения «Зима недаром злится» Ф. И. Тютчева учителем. Беседа по вопросам.   2. Работа по стихотворению «Весенние воды» – Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне? – О чём рассказал нам автор? – Как названа Зима? А весна? – Кого они тебе напоминают? – Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия. – Что делает Весна? А Зима? – На чьей стороне автор? – Как называется такой приём? – Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. Весна – стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, румяней стала. Зима – злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила. – Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? А Зиму – в образе старушки? – Как вы относитесь к зиме? – Прочитайте стихотворение выразительно. – Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? – Какие слова создают радостное настроение и у читателя? – Какой была природа до появления весенних ручьёв? – Почему ручьям удалось пробудить природу? – Как называют себя весенние воды? – Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? – Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? – А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? – Найдите в тексте олицетворения. – Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи). – Почему поэт называет майские дни хороводом? – Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему? – Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? – И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение – эпитет. –Итак, какова главная тема этого стихотворения? –Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям: брег, гласят, молодая весна Отвечают на вопросы.     Читают «по цепочке» про себя, затем вслух. Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная.     Фронтальная
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – Объясните смысл пословицы «Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет». – Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения? – Чем похожи оба произведения? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф. И. Тютчева Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения Выполненные задания

Ф. И. ТЮТЧЕВ «Зима недаром злится…»,
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Цель: учить видеть красоту поэзии; находить в стихах сравнения, образы.

Ход урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: