Урок 102 Стихи Ф.Тютчева о весне
Педагогические цели | ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И. Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление и внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавать с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Речевая разминка | |||||
Индивидуальная. Словесная | - Прочитайте скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки. Три сестрицы тараторки Тараторили на горке. Съел молодец Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом. | Читают скороговорку с различной интонацией | Отрабатывают правильность произношения звуков | Правильность произношения | |
III. Постановка учебной задачи | |||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Мы изучили раздел «Я и мои друзья». На уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и даже между людьми и животными. Сегодня мы еще раз вспомним все эти произведения. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | ||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | |||||
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | 1.Первичное чтение стихотворения «Зима не даром злится...» Учитель читает. Дети следят по тексту. - Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И. Тютчев. 2.Первичная проверка понимания, работа с текстом 1. Беседа. - Понравилось ли вам стихотворение? - Ответьте на вопрос после стихотворения. Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки. - Как названа Зима? (Ведьма злая.) - А весна? (Прекрасное дитя.) - Это рассказ (повествование) или описание? - Если рассказ, то главное, это действия. Запомнились ли вам какие-то строки? - Что делает Весна? - А Зима? - Такой поэтический прием, когда предметы изображаются как живые существа называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. - Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения? А какое настроение у поэта? Он радуется или печалится? - С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте. 2. Выразительное чтение (3-4 человека). - Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось. | Отгадывают название произведений по опорным словам. | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | |
V. Физкультминутка. | |||||
Практическая | Свободный выбор детей | Выполняют движения по строкам стихотворения. | Наблюдение | ||
VI. Продолжение работы по теме | |||||
Фронтальная, групповая Словесный, | 1. Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды». 2. Звучит «Апрель» П.И. Чайковского. - Какое настроение передает нам поэт? - Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения? (Быстрое движение и блеск воды, ее шум, свет солнца вызывают бурную радость: ее возвещают воды. Она сменяется ожиданием «тихих, теплых майских дней». Здесь настроение сменяется тихой, светлой радостью.) - Прочитайте первые 2 строчки стихотворения «Весенние воды». О каком периоде весны в них говорится? - Какие звуки мы слышим? Опишите их. - Что значит «гласят»? - Прочитайте вопросы на с. 112 и ответьте на них. 3. Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися. | Читают стихотворение выразительно | Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию. | Правильное чтение | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | - Закончите одно из предложений (по выбору) на доске. | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть одно стихотворение. | |||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |
|
|
|
Урок 103. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды» (с. 110–112)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: читать стихотворения с выражением; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; получат возможность научиться: представлять картины весенней природы, придумывать самостоятельные вопросы к стихотворениям. Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные:развивают художественно-эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. https://festival.1september.ru/articles/618608/ 2. https://сезоны-года.рф/весна%20Чайковский.html |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского (весенние месяцы). Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле… | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. – Весна! | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | Проверка домашнего задания | Организует выставку рисунков к загадкам | Читают свои загадки о весне | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: владеют способами решения задач творческого и поискового характера; осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; проявляют готовность слушать и вести диалог;активно используют речевые средства для коммуникативных и познавательных задач. Личностные: выражают свои эмоции; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, художественно-эстетический вкус, эстетические потребности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. Выполненные задания, устные ответы |
III. Постановка темы, цели урока | – Что помогло определить тему нового раздела? | Определяют тему урока. – Музыка, стихи | Фронтальная | |||
IV. Работа по теме урока | 1.Чтение стихотворения «Зима недаром злится» Ф. И. Тютчева учителем. Беседа по вопросам. 2. Работа по стихотворению «Весенние воды» | – Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне? – О чём рассказал нам автор? – Как названа Зима? А весна? – Кого они тебе напоминают? – Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия. – Что делает Весна? А Зима? – На чьей стороне автор? – Как называется такой приём? – Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. Весна – стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, румяней стала. Зима – злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила. – Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? А Зиму – в образе старушки? – Как вы относитесь к зиме? – Прочитайте стихотворение выразительно. – Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? – Какие слова создают радостное настроение и у читателя? – Какой была природа до появления весенних ручьёв? – Почему ручьям удалось пробудить природу? – Как называют себя весенние воды? – Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? – Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? – А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? – Найдите в тексте олицетворения. – Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи). – Почему поэт называет майские дни хороводом? – Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему? – Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? – И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение – эпитет. –Итак, какова главная тема этого стихотворения? –Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям: брег, гласят, молодая весна | Отвечают на вопросы. Читают «по цепочке» про себя, затем вслух. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Объясните смысл пословицы «Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет». – Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения? – Чем похожи оба произведения? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф. И. Тютчева | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | Выполненные задания |
Ф. И. ТЮТЧЕВ «Зима недаром злится…»,
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
Цель: учить видеть красоту поэзии; находить в стихах сравнения, образы.
Ход урока